РП Основы графической грамотности

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство
образования и молодёжной политики Свердловской области Управление образования
Ирбитского муниципального образования
МОУ «Фоминская ООШ»

УТВЕРЖДЕН
Директор МОУ «Фоминская ООШ»
__________________ Л.П. Заболотских
Приказом № 67-од от 09.09.2025г

Заболотски Подписано цифровой
подписью: Заболотских
Петровна
х Любовь Любовь
Дата: 2025.09.09
Петровна 15:08:59 +05'00'
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 8516414)
учебного предмета «Основы графической грамотности»
Для обучающихся 5-8 классов

д. Фомина, 2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Основы графической грамотности» составлена на основе
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Нормативными правовыми актами и методическими документами федерального и
регионального уровня:
– Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации";
– Федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки
№345 от 28.12.2018 с изменениями).
Рабочая программа создана на основе программы общеобразовательных учреждений
«Черчение», авторы: А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М.
М.Селиверстов. - М.:Просвещение. 2013г.
Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебнометодического комплекта: Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С.
Черчение: Учебник. – М.: АСТ: Астрель, 2013г.
«Методического пособия по черчению» авторов Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н.,
Вышнепольский В.С.
- «Рабочей тетради по черчению автора В.И. Вышнепольского к учебнику
«Черчение»
Место учебного предмета в базисном учебном плане - Программа рассчитана на 1
час в неделю 34часа в год.
Программа школьного курса Основы графической грамотности - это нормативный
документ, определяющий базовый уровень графической подготовки учащихся. Она
включает перечень теоретических сведений, необходимых для формирования основ
графической грамоты, и список обязательных графических работ, дающих учащимся
необходимый уровень практических умений и навыков.
Общая характеристика учебного предмета.
Современное графическое образование подразумевает хорошую подготовку в
области, черчения, геометрии, технологии, и других учебных дисциплин, а также владение
программами компьютерной графики. Графический язык рассматривается как язык
делового общения, принятый в науке, технике, искусстве, содержащий геометрическую,
эстетическую, техническую и технологическую информацию. Огромную роль в обучении
учащихся играет развитие образно пространственного мышления, которое формируется
главным образом именно при усвоении знаний и умений на уроках черчения, и нередко
именно его недостаточное развитие препятствует полноценному развитию творческих
способностей школьников, т.к. основная часть усваиваемого учебного материала школьных
предметов представлена в вербальной форме. В современном производстве к чертежу
предъявляются большие требования. Знание их, умение понимать различные обозначения,
принятые для выполнения чертежей, необходимы для широкого круга специалистов. В
основу курса черчения для 5-8 классов положены такие принципы, как:
1. научность обучения – опора на теоретические знания основ черчения;
2. систематичность и последовательность – изучение материала от простого к сложному,
отбор материала в определенной последовательности, доступность, строгость и
систематичность изложения в соответствие с возрастными особенностями школьников;
3. развивающее обучение - ориентация не только на получение новых знаний в области
черчения, но и на активизацию мыслительных процессов, развитие у школьников
пространственного мышления, формирование навыков самостоятельной работы;
4. связь с жизнью в преподавании черчения - необходимость при подборе учебных
заданий стремиться к тому, чтобы их содержание максимально соответствовало реальным

деталям и элементам сборочных единиц, которые существуют в технике и осуществлять
межпредметные связи с технологией, информатикой и другими учебными дисциплинами
через интегрированные уроки, а также повышать требовательность к качеству графических
работ школьников на уроках математики, физики, химии. В результате этого будет
совершенствоваться общая графическая грамотность обучающихся;
5. ориентированность на практику - поиск нужной информации, отбор содержания,
планирование деятельности и применение полученных знаний на практике по правилам
решения графических задач как репродуктивного, так и творческого характера; работа по
решению творческих задач, требующих применения знаний в нестандартных заданиях.
Графическая грамотность в системе общего образования имеет особое значение:
• она содействует активному развитию пространственных представлений,
пространственного воображения; логического и технического мышления; познавательных и
творческих способностей обучающихся;
• обеспечивает овладение обучающимися общечеловеческим языком техники:
умением читать и выполнять различную чертежно-графическую документацию.
формирует понимание обучающимися значения прогрессивной технологии производства;
• способствует овладению различными видами труда, в основе которых лежит
восприятие чертежа;
• оказывает влияние на формирование личности обучающегося, развивая характер,
волю, усидчивость, аккуратность, самостоятельность, умение концентрировать внимание,
наблюдательность и др.;
• помогает усвоению таких учебных дисциплин, как геометрия, физика, химия и т.д.
Огромную важность в образовании личности в современный период приобретают
вопросы непрерывного образования на основе умения учиться. Теперь это не просто
усвоение графических знаний, а импульс к развитию способностей и ценностных установок
личности учащегося. Сегодня происходит изменение модели графического образования —
от модели знаний, умений и навыков к модели развития личности. Необходимость
непрерывного образования обусловлена прогрессом науки и техники, широким
применением инновационных технологий.
Рабочая программа нацелена на создание условий для развития познавательных
интересов обучающихся, их готовности к социальной адаптации, профессиональной
ориентации, самообразованию и самосовершенствованию.
Создание Рабочей программы по курсу «Основы графической грамотности» было
обусловлено тем, что возникла необходимость приведения в соответствие подходов в
обучении черчению, применяемых сегодня и подходов, выдвигаемых ФГОС ООО и
требованием времени. Отличительными чертами данной программы является
разноуровневый подход в обучении черчению, при котором каждый обучающийся имеет
возможность овладеть учебным материалом в зависимости от его способностей и
индивидуальных особенностей. Разноуровневый поход в обучении позволяет учителю
создавать ситуацию успешности для каждого обучающего, повышает учебную мотивацию и
интерес к предмету.
Цель курса обучения «Основы графической грамотности» конкретизируется в
основных задачах:
• изучение графического языка общения, передачи и хранения информации о
предметном мире с помощью различных методов, способов отображения ее на плоскости и
правил считывания
• освоение правил и приемов выполнения и чтения чертежей.
• развитие логического, пространственного и творческого мышления и формирование
элементарных умений преобразовывать форму предметов, изменять их положение и
ориентацию в пространстве.
• научить обучающихся читать и выполнять чертежи простых деталей, применять
графические знания при решении задач с творческим содержанием.

Данная программа призвана конкретизировать требования федерального
государственного общего образования к результатам освоения, определить наиболее
важные на каждом возрастном этапе характеристики обучения и воспитания.
• обобщить и расширить знания о геометрических фигурах и телах;
• развить пространственные представления и воображение, пространственное и
логическое мышление, творческие способности обучающихся;
• обучить основным правилам и приемам построения графических изображений;
• сформировать умения и навыки чтения и выполнения комплексных чертежей и
аксонометрических проекций;
• содействовать привитию обучающимся графической культуры;
• научить пользоваться учебниками и справочными пособиями;
• сформировать познавательный интерес и потребность к самообразованию и
творчеству.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного курса.
Личностные результаты:
• сформированность самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
• сформированность представлений о нравственных нормах;
• развитость пространственных представлений, сенсорных способностей;
• способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками;
• способность к самооценке и самоконтролю, владение познавательной и личностной
рефлексией;
• наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
• сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
• умение самостоятельно определять
цели и задачи
учебной деятельности,
планировать наиболее эффективные способы и пути достижения целей, контролировать
учебные действия и оценивать результат;
• умение
определять
понятия,
сравнивать,
анализировать,
обобщать,
классифицировать, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, логически
рассуждать, делать выводы; — умение
использовать
для
решения
инженернографических задач средства информационных и коммуникационных технологий;
• умение использовать для решения познавательных задач различные источники
информации, включая энциклопедии, словари, интернет ресурсы и другие базы данных;
• умение слушать собеседника и вести диалог, аргументировать и отстаивать свое
мнение, осуществлять совместную деятельность.
Предметные результаты:
• основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно
перпендикулярные плоскости;
• изученные правила выполнения чертежей и приемы построения;
• смысл технологических понятий: чертеж, эскиз;
• рационально использовать чертежные инструменты;
• анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;
• анализировать графический состав изображений;
• читать и выполнять чертежи;
• применять графические знания в новой ситуации при решении задач с творческим
содержанием;
• выбирать способы графического отображения объекта или процесса, в том числе с
использованием
средств
компьютерной
поддержки соблюдать требования к
оформлению эскизов и чертежей.
Формирование универсальных учебных действий (УУД)

Регулятивные УУД
• Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы
и
интересы
своей познавательной
деятельности. Обучающийся сможет:
• анализировать существующие и планировать будущие
образовательные
результаты;
• определять совместно с педагогом критерии оценки планируемых образовательных
результатов;
• идентифицировать препятствия, возникающие
при достижении собственных
запланированных образовательных результатов;
• ставить цель и формулировать задачи собственной образовательной деятельности с
учетом выявленных затруднений и существующих возможностей;
• обосновывать выбранные подходы и средства, используемые для достижения
образовательных результатов;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач.
Обучающийся сможет:
• определять
необходимые
действия
в
соответствии
с
учебной
и
познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
• обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов
• решения учебных и познавательных задач;
• определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для
выполнения учебной и познавательной задачи;
• выбирать
из
предложенных
вариантов
и
самостоятельно
искать
средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
• определять
потенциальные
затруднения
при
решении
учебной
и
познавательной задачи и находить средства для их устранения;
• описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде алгоритма
решения практических задач;
• планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией.
Обучающийся сможет:
• различать результаты и способы действий при достижении результатов;
• определять совместно с педагогом критерии достижения планируемых результатов и
критерии оценки своей учебной деятельности;
• систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии достижения
планируемых результатов и оценки своей деятельности;
• отбирать инструменты для оценивания своей деятельности;
• осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и
требований;
• оценивать свою деятельность, анализируя и аргументируя причины достижения или
отсутствия планируемого результата;
• находить необходимые и достаточные средства для выполнения учебных
действий в изменяющейся ситуации;
• работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе
анализа изменений ситуации
для
получения
запланированных
характеристик/показателей результата;

• устанавливать связь между полученными характеристиками результата и
характеристиками процесса
деятельности
и
по завершении деятельности
предлагать
изменение
характеристик
процесса
для получения улучшенных
характеристик результата;
• соотносить свои действия с целью обучения.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения.
Обучающийся сможет:
• определять критерии правильности (корректности)
выполнения учебной задачи;
• анализировать
и
обосновывать
применение
соответствующего
инструментария для выполнения учебной задачи;
• свободно
пользоваться выработанными критериями
оценки и самооценки,
исходя из цели и имеющихся средств;
• оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или
самостоятельно
определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
• обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих
внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
• фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Обучающийся сможет:
• анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность
других обучающихся в процессе взаимопроверки;
• соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной
деятельности и делать выводы о причинах ее успешности/эффективности или не
успешности/неэффективности, находить способы выхода из критической ситуации;
• принимать решение в учебной ситуации и оценивать возможные последствия
принятого решения;
• определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих
действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
• демонстрировать приемы регуляции собственных психофизиологических/
эмоциональных состояний.
Познавательные УУД.
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение.
Обучающийся сможет:
• подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его
• признаки и свойства;
• выделять общий признак или отличие двух, или нескольких предметов
• или явлений и объяснять их сходство или отличия;
• объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать,
классифицировать и обобщать
• строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и
• от частных явлений к общим закономерностям;
• строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений,
• выделяя при этом их общие признаки и различия;
• излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте
• решаемой задачи;
• самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке,
• предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе

• познавательной и исследовательской деятельности;
• выявлять и называть причины события, явления, самостоятельно
• осуществляя причинно-следственный анализ;
• делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения,
• подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными
данными.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
• обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
• определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать
данные логические связи с помощью знаков в схеме;
• создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
• строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
• переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического
или формализованного (символьного) представления в текстовое и наоборот;
• строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный
ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется
алгоритм;
• строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
• анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта,
исследования (теоретического, эмпирического) с точки зрения решения проблемной
ситуации, достижения поставленной цели и/или на основе заданных критериев оценки
продукта/результата;
• осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, базами
знаний, справочниками;
• формировать множественную выборку из различных источников информации
для объективизации результатов поиска;
• соотносить полученные результаты поиска с задачами и целями своей деятельности.
Коммуникативные УУД
Умение организовывать учебное сотрудничество с педагогом и совместную
деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и
учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Обучающийся сможет:
• определять возможные роли в совместной деятельности;
играть определенную роль в совместной деятельности;
• принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать
• в его речи мнение (точку зрения), доказательства (аргументы);
• определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или
препятствовали продуктивной коммуникации;
• строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
• корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь
выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль;
• критически относиться к собственному мнению, уметь признавать ошибочность
своего мнения (если оно ошибочно) и корректировать его;
• предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
• выделять общую точку зрения в дискуссии;
• договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с
поставленной перед группой задачей;
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации
для
выражения
своих
чувств, мыслей
и потребностей для

планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью,
монологической контекстной речью.
Обучающийся сможет:
• определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать и использовать
речевые средства;
• представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной
деятельности;
• соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии
с коммуникативной задачей;
• высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в
рамках диалога.
Формирование и развитие компетентности
в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ).
Обучающийся сможет:
• целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для
решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
• использовать для передачи своих мыслей естественные и формальные
языки в
соответствии с условиями коммуникации;
• использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
• создавать цифровые ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать
информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Требования к уровню подготовки учащихся за курс «Основы графической
грамотности» 5 класс.
•
•
•
•
•
части.

Учащиеся должны знать:
приемы работы с чертежными инструментами;
правила оформления чертежа;
приемы геометрических построений. (линия, отрезок, угол);
последовательность построения (треугольника, квадрата, круга, прямоугольника);
основные правила нанесения размеров на чертеже; делить окружность на равные

Учащиеся должны уметь:
• рационально использовать чертежные инструменты; анализировать форму предметов
в натуре и по их чертежам;
• анализировать графический состав изображений;
• читать и выполнять чертежи геометрических фигур.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 6 класс
Учащиеся должны знать:
• приемы работы с чертежными инструментами;
• простейшие геометрические построения;
• основные сведения о шрифте;
• понятие о стандартах. Линии чертежа. Форматы.
• применение и обозначение масштаба.
• некоторые сведения о нанесении размеров на чертежах
• правила выполнения чертежей;
• основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно
перпендикулярные плоскости проекций;
• приемы построения чертежей проекций куба, параллелепипеда, призмы;
• сопряжения углов.
Учащиеся должны уметь:

• анализировать форму предмета по чертежу, наглядному изображению.
• осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения
• предметов и их частей;
• анализировать графический состав изображений
• проводить самоконтроль правильности и качества выполнения простейших
графических работ;
• приводить примеры использования графики в жизни, быту и профессиональной
• деятельности человека.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 7 класс.
Учащиеся должны знать:
• приемы работы с чертежными инструментами;
• простейшие геометрические построения;
• основные сведения о шрифте;
• понятие о стандартах, линии чертежа, форматы;
• применение и обозначение масштаба.
• некоторые сведения о нанесении размеров на чертежах
• правила выполнения чертежей;
• основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно
перпендикулярные плоскости проекций;
• эскиз детали.
Учащиеся должны уметь:
• анализировать форму предмета по чертежу, наглядному изображению, натуре;
• осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения
предметов и их частей;
• читать и выполнять виды на комплексных чертежах (и эскизах) отдельных
предметов;
• анализировать графический состав изображений;
• проводить самоконтроль правильности и качества выполнения простейших
графических работ;
• приводить примеры использования графики в жизни, быту и профессиональной
деятельности человека.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 8 класс.
Учащиеся должны знать:
• Основы проецирования. Порядок проецирования предметов на одну, две три взаимно
перпендикулярные плоскости проекции.
• Выполнять чертежи и эскизы предметов простой формы. Читать чертежи несложных
деталей.
• Общие понятия аксонометрических проекций. Виды аксонометрических проекций.
Способы построения аксонометрические проекций. Строить
плоские
фигуры
в
аксонометрии.
• Выполнять аксонометрические проекций деталей и технический рисунок.
Учащиеся должны уметь:
• анализировать форму предмета по чертежу, наглядному изображению.
• осуществлять преобразования формы и пространственного положения
• предметов и их частей;
• читать и выполнять виды на комплексных чертежах (и эскизах) отдельных
предметов;
• анализировать графический состав изображений;
• проводить самоконтроль правильности и качества выполнения простейших
графических работ;
• приводить примеры использования графики в жизни, быту и профессиональной
• деятельности человека.

Критерии оценки знаний и умений.
«5» - ставится, если ученик:
а) вполне самостоятельно и своевременно выполняет графические и практические работы,
чертежи читает свободно;
б) при необходимости умело пользуется справочными материалами;
в) допускает незначительные ошибки в изображении, ведет рабочую тетрадь.
«4» - ставится, если ученик:
а) чертежи читает и выполняет самостоятельно, но с небольшими затруднениями и
сравнительно аккуратно ведёт рабочую тетрадь;
б) справочными материалами пользуется, но ориентируется в них с трудом;
в) при выполнении чертежей и практиче6ских работ допускает ошибки
второстепенного характера, которые исправляет после замечаний учителя и устраняет
самостоятельно, без дополнительных пояснений.
«3» - ставится, если ученик:
а) чертежи читает и выполняет неуверенно, но основные правила их оформления
соблюдает;
б) обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет, но несвоевременно.
рабочую тетрадь ведёт небрежно;
в) в процессе графической деятельности допускает существенные ошибки, которые
исправляет по указанию и с помощью учителя.
«2» - ставится, если ученик:
а) не выполняет обязательные графические и практические работы, не ведёт тетрадь;
б) чертежи читает и выполняет только с помощью учителя и систематически допускает
существенные ошибки.
Графические работы оцениваются двумя оценками:
1) за фактические знания ученика по изученному материалу;
2) за качество графического оформления чертежей.
Для текущего и итогового контроля используются разно уровневые задания.
Основное содержание учебного предмета.
Учебно-тематический план.
Раздел

Количество часов
5 класс

1. Введение в предмет, повторение пройденного.
2. Деление окружности на равные части и построение
правильных многоугольников
3. Изображение плоских предметов.
4. Правила оформления чертежа. Рамка и основная
надпись.
5. Понятие о масштабах.
6. Сопряжения.
7. Прямоугольное проецирование (12ч)
8. Эскиз.
9. Примеры выполнения и чтения чертежей, эскизов.
10. Аксонометрические проекции и технический
рисунок.
11. Технический рисунок.
12. Сечения и разрезы.

6 класс

9

7 класс

8 класс

2

2

7
10
8
5
9
12
8

20
12
19
6
7

Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Основы
графической грамотности», сгруппированы по учебным темам и должны отражать
сформированность умений.
5 класс -34 ч
Значение черчения в практической деятельности человека. Краткие сведения об
истории развития чертежа.
Связь черчения с общеобразовательными предметами и с профессиональной,
трудовой подготовкой. Ведение тетради по черчению (для выполнения эскизов и записей).
Способы изображений (рисунками и чертежами).
Миллиметр — основная единица измерения размеров на чертежах.
Свойства геометрических фигур: квадрата, прямоугольника, треугольника, круга.
Линии чертежа: сплошная толстая основная (видимого контура), сплошная тонкая
(размерные и выносные линии сгиба на развертках).
Окружность. Радиус и диаметр окружности. Обозначение радиуса (R) и диаметра (0)
на чертежах. Дуга — часть окружности. Разница между окружностью и кругом. Осевые и
центровые линии. Необходимость в практике деления окружности на равные части.
Деление окружности на 4, 8, 6 и 3 равные части.
Углы (прямой, тупой, острый). Измерение углов Правила нанесения размеров на
чертеже. Понятие о разметке детали. Построение чертежей тонкими линиями. Обводка
контура сплошной толстой — основной линией. Применение карандашей разной твердости.
Выполнение рамки с помощью линейки и чертежного угольника. Чтение размеров на
чертежах плоских деталей. Самостоятельное снятие размеров с плоских деталей
прямоугольной формы с прямоугольными и цилиндрическими отверстиями. Некоторые
сведения о нанесении размеров на чертежах плоских деталей прямоугольной и круглой
формы (выносная и размерная линии, стрелка, указание толщины детали надписью, цифры,
знаки. Формат. Рамка и основная надпись чертежа. Чертежный шрифт. Буквы. Заполнение
основной надписи чертежа.
6 класс - 34 ч
Повторение построения и заполнения рамки и основной надписи на чертежах.
Чертежный шрифт.
Значение масштабов. Масштабы увеличения и уменьшения.
Обозначения масштабов. Практическое применение чертежей, выполненных в
определенном масштабе.
Понятие о сопряжениях. Применение сопряжений в технике. Различные виды
сопряжений: окружности и прямой дугой заданного радиуса; параллельных прямых дугой
заданного радиуса; скругление прямого, тупого и острого углов. Точки сопряжения, центр
дуги сопряжения.
Проецирование. Плоскости проекций. Оси проекций. Прямоугольные проекции.
Расположение видов (проекций) на чертеже и их названия: вид спереди (главный вид), вид
сверху, вид слева. Выбор главного вида. Нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и
поверхностей тел, составляющих форму предмета.
Штриховая линия — линия невидимого контура. Прямоугольное проецирование
куба.
Прямоугольное проецирование параллелепипеда. Выполнение чертежей шара,
конуса, цилиндра, призмы, пирамиды.
Изображение предметов на одной или двух-трех взаимно перпендикулярных
плоскостях проекций. Определение эскизов, их назначение. Отличие эскиза от чертежа.
Последовательность выполнения эскиза.
Измерительные инструменты для снятия размеров деталей при выполнении эскизов с
натуры: штангенциркуль, линейка. Выполнение эскизов различных деталей.
7 класс -34ч

Основы прямоугольного проецирования, проецирование центральное и параллельное;
прямоугольные проекции.
Проецирование. Плоскости проекций. Оси проекций. Прямоугольные проекции.
Расположение видов (проекций) на чертеже и их названия: вид спереди (главный вид), вид
сверху, вид слева. Выбор главного вида.
Выполнение изображений предметов на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных
плоскостях проекций;
Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева.
Построение чертежей деталей по модели, и наглядным изображениям.
Эскизы. Правила построения эскизов; Приемы построения эскизов.
8 класс-34ч
Аксонометрические проекции, косоугольная фронтальная - диаетрическая и прямоугольная
изометрическая проекции. Аксонометрические проекции плоских и объемных фигур. Эллипс как
проекция окружности. Построение овала.
Анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических тел. геометрические тела
призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар и их части. Чертежи группы геометрических тел.
Иметь понятие о построении аксонометрических проекций (геометрических тел и
деталей несложной формы; выполнять чертежи и эскизы различных деталей
комбинированной формы; уметь расчленять (мысленно) деталь на части, представляющие
собой простые геометрические тела; уметь читать чертеж и эскизы несложных технических
деталей; уметь пользоваться чертежом в практической работе.
Иметь понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические проекции
предметов. Выбор вида аксонометрической проекции и рационального способа ее построения.
Основы прямоугольного проецирования, правила выполнения чертежей, приёмы
построения сопряжений, Ознакомление с внешним и внутренним сопряжениями двух
окружностей дугой заданного радиуса; основные правила выполнения и обозначения
сечений и разрезов, условности изображения и обозначения резьбы.
Тематическое планирование 5 класс
№ п/п

Тема урока

Раздел: Введение. 9(ч)
1. Вводный урок. Ознакомление со способами изображений. Значение
черчения в практической деятельности человека.
2. Основные чертежные инструменты и принадлежности.
Назначение основных чертежных инструментов и принадлежностей.
Правила организации рабочего места.
3. Миллиметр – основная единица измерения размеров на чертеже.

Количество
часов

1
1

1

4.

Линии чертежа: сплошная толстая основная (видимого контура),
сплошная тонкая (размерные и выносные, линии сгиба).

1

5.

Построение и измерение длины отрезка заданной длинны.

1

6.

Свойства геометрических фигур: квадрата, прямоугольника.

1

7.

Свойство геометрических фигур: треугольника, круга.

1

8.

Практическое повторение. Построение квадрата по заданным размерам.

1

Самостоятельная работа: вычерчивание квадрата, прямоугольника и
прямоугольного треугольника по заданным размерам.
Раздел: Деление окружности на равные части и построение правильных
9.

1

многоугольников (7ч)
10. Окружность. Радиус и диаметр окружности. Обозначение радиуса (R) и
диаметра (Ø) на чертежах.
11. Дуга - часть окружности. Осевые и центровые линии.

1
1

12. Построение окружности и полуокружностей.

1

13. Деление окружностей на равные части (на 4 и 8 равных частей)

1

14. Деление окружностей на равные части (на 3 и 6 равных частей).

1

15. Самостоятельная работа. Построение правильного шестиугольника.

1

16. Самостоятельная работа: построение правильного многоугольника
(треугольника, восьмиугольника).
Раздел: Изображение плоских предметов (10 ч)

1

17. Вычерчивание рамки, геометрических фигур (квадрата, прямоугольника,
треугольника ).
18. Углы: прямой, тупой, острый.

1

19. Правила нанесения размеров на чертеже.

1

20. Снятие размеров с моделей плоских деталей несложной формы.
Вычерчивание чертежей с нанесением размеров.
21. Понятие о разметке детали.

1

22. Знакомимся с написанием цифр чертежным шрифтом

1

23. Практическая работа. Выполнение изображения круглой фигуры.

1

24. Составление геометрического орнамента.

1

25. Самостоятельная работа. Вычерчивание плоской технической детали,
нанесение размеров.
26. Формат. Рамка. Основная надпись чертежа.

1

1

1

1

Раздел: Правила оформления чертежа. Рамка и основная надпись (8ч)
27. Чертежный шрифт. Буквы.
28. Заполнение основной надписи чертежа.
29. Практическая работа.
Выполнение чертежа плоской детали прямоугольной формы.
30. Практическая работа.
Выполнение чертежа плоской детали квадратной формы.
31. Практическое повторение. Построение рамки и основной надписи
чертежа.
32. Выполнение орнамента в круге
33. Самостоятельная работа.
Выполнение чертежа полоской фигуры.
34. Самостоятельная работа.
Выполнение чертежа полоской фигуры.
Итого: 34 ч

1
1
1
1
1
1
1
1

Тематическое планирование 6 класс
№ п/п

Тема урока

Раздел: Понятие о масштабах (5 ч)
1.
Повторение. Основные чертежные инструменты и принадлежности.
Оформление чертежа.
2.
Понятие о масштабе. Масштаб. Значение масштаба. Масштабы
уменьшения и увеличения. Оформление масштаба.
3.
Практическое применение чертежей, выполненных в определенном
масштабе.
4.
Практическая работа. Выполнение чертежа плоской детали в М 1:2.
5.
Самостоятельная работа: выполнение чертежа плоской технической
детали в М 2:1 (по карточкам).
Раздел: Сопряжения (9 ч)
6.
Понятия о сопряжениях. Применение сопряжений в технике.

Количество
часов

1
1
1
1
1

1

Различные виды сопряжений. Точки сопряжения, центр, дуги
сопряжения.
Сопряжение дуги и прямой.

1

9.
Выполнение чертежа детали с элементами сопряжения.
10. Практическое повторение. Масштаб. Сопряжение.
11. Практическое повторение. Масштаб. Сопряжение.
12. Сопряжение. Выполнение чертежа .
13. Сопряжение. Вычерчивание геометрического орнамента.
14. Самостоятельная работа.
Раздел: Прямоугольное проецирование (12 ч)
15. Понятие о проецировании. Плоскости проекций. Виды проекций.
Расположение видов.
16. Прямоугольное проецирование.
17. Выбор главного вида. Штриховая линия – линия видимого контура.
18. Прямоугольное проектирование куба.
19. Практическая работа. Чертеж куба.
20. Прямоугольное проектирование параллелепипеда.
21. Практическая работа. Чертёж параллелепипеда.
22. Изображение предметов на одной или двух- трех взаимно
перпендикулярных плоскостях проекций.
23. Изображение предметов на одной или двух- трех взаимно
перпендикулярных плоскостях проекций.
24. Практическая работа. Выполнение чертежа детали .
25. Самостоятельная работа: построение чертежа детали прямоугольной
формы с прямоугольным отверстием.
26. Чтение чертежей.
Раздел: Эскиз (8ч)
27. Определение эскизов, их назначение. Отличие эскиза от чертежа.
28. Измерительные инструменты для снятия размеров. Выполнение
эскизов различных деталей.
29. Выполнение эскиза модели, снятие размеров, нанесение размеров.
30. Выполнение эскиза модели, снятие размеров, нанесение размеров.
31. Выполнение эскиза модели по наглядному изображению с нанесением
размеров.
32. Выполнение эскиза модели по наглядному изображению с нанесением

1
1
1
1
1
1

7.
8.

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

размеров.
33. Выполнение чертежа детали по ее эскизу, с нанесением размеров.
34. Практическое повторение: выполнение эскиза модели прямоугольной
фигуры по наглядному изображению.
Итого: 34 ч

1
1

Тематическое планирование 7 класс
№ п/п

Тема урока

Количество
часов

Раздел: Повторение пройденного материала в системе прямоугольных проекций
геометрических тел. (2 ч)
1.
Повторение. Оформление чертежа. Прямоугольное проецирование.
2.
Построение недостающего вида.
Раздел: Прямоугольного проецирования (20 ч)
3.
Способы изображения предметов (чертеж, фотоснимок, технический
рисунок).

1
1
1

Основы прямоугольного проецирования, проецирование центральное и
параллельное; прямоугольные проекции.
Проецирование.

1

Плоскости проекций. Оси проекций.
Прямоугольные проекции. Расположение видов.
Расположение видов (проекций) на чертеже и их названия: вид спереди
(главный вид).
9.
Практическое повторение. Построение главного вида.
10. Расположение видов (проекций) на чертеже и их названия: вид спереди
(главный вид), вид сверху.
11. Практическое повторение. Построение вида сверху.
12. Расположение видов (проекций) на чертеже, вид слева.
13. Практическое повторение. Построение вида слева.
14. Выбор главного вида.
15. Нанесение размеров на чертеже.
16. Нанесение размеров на чертеже.
17. Практическая работа .Построение чертежа детали.
18. Практическая работа .Построение чертежа детали.
19. Построение недостающих линий не чертеже.
20. Моделирование по чертежу.
21. Построение чертежей деталей по модели, и наглядным изображениям.
22. Построение чертежей деталей по модели, и наглядным изображениям.
Раздел: Примеры выполнения и чтения чертежей, эскизов (12ч)
23. Понятие эскиз. Применение эскизов.
24. Построение эскизов.
25. Практическая работа. Построение эскизов.
26. Практическая работа. Построение эскизов.
27. Моделирование по чертежу.
28. Моделирование по чертежу.
29. Сопряжения деталей.
30. Внешнее сопряжение.
31. Внутреннее сопряжение.
32. Резервный урок.
33. Резервный урок.
34. Резервный урок.

1
1
1

4.
5.
6.
7.
8.

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Итого: 34 ч
Тематическое планирование 8класс.
№ п/п

Тема урока

Количество
часов

Раздел: Повторение пройденного материала в системе прямоугольных проекций (2 ч)
1.
Повторение. Оформление чертежа. Прямоугольное проецирование.
1
2.
Построение недостающего вида.
1
Раздел: Аксонометрические проекции (19 ч)
3.
Способы изображения предметов (чертеж, фотоснимок, технический
1
рисунок).
Аксонометрические проекции. Положение осей.
4.
Аксонометрические проекции: фронтальная диметрическая;
1
изометрическая. Геометрические фигуры (квадрат, треугольник).
5.
Отличие фронтальной диметрической проекции и изометрической.
1
Геометрические фигуры (многоугольники).
6.
Построение наглядного изображения куба в изометрической проекции.
1
7.
Аксонометрическая проекция параллелепипеда.
1
8.
Аксонометрическая проекция параллелепипеда.
1
9.
Практическое повторение. Построение аксонометрических проекций.
1
10. Практическое повторение. Построение аксонометрических проекций.
1
11. Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые
1
поверхности.
12. Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые
1
поверхности.
13. Приемы построения овала.
14. Аксонометрические проекции цилиндра.
1
15. Аксонометрические проекции конуса.
1
16. Построение аксонометрических проекций деталей по чертежу детали.
1
17. Построение аксонометрических проекций деталей по чертежу детали.
1
18. Построение аксонометрических проекций деталей по чертежу детали.
1
19. Построение аксонометрических проекций деталей по чертежу детали.
1
20. Практическая работа. Построение аксонометрических проекций.
1
21. Практическая работа. Построение аксонометрических проекций.
1
Раздел: Технический рисунок (6 ч)
22. Технический рисунок.
1
23. Технический рисунок детали с натуры.
1
24. Технический рисунок.
1
25. Самостоятельная работа: выполнение по чертежу технического рисунка
1
детали.
26. Самостоятельная работа: выполнение по чертежу технического рисунка
1
детали.
27. Выполнение технического рисунка.
1
Раздел: Сечение и разрезы (7 ч)
28. Сведения о сечениях и разрезах. Назначение сечений.
1
29. Правила выполнения сечений.
1
30. Правила выполнения сечений.
1
31. Графическая работа по теме «Эскиз детали с выполнением сечений».
1
32. Назначение разрезов.
1
33. Правила выполнения разрезов.
1
34. Резервный урок.
1
Итого: 34 ч

Учебно-методического обеспечения.
Инструменты и материалы:
1) Учебник «Черчение»;
2) Тетрадь в клетку формата А4;
3) Чертежная бумага - формат А4;
6) Готовальня школьная (циркуль круговой, циркуль разметочный);
7) Линейка 30 см;
8) Чертежные угольники с углами:
а) 90, 45, 45 -градусов;
б) 90, 30, 60 - градусов.
12) Простые карандаши «ТМ» («НВ);
13) Ластик для карандаша (мягкий);
14) Инструмент для заточки карандаша.
Методическая литература:
1.Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение:
Учебник для 7-8 классов общеобразовательных учреждений. М.: ООО «Издательство
Астерель», 2019
2.Гервер В.А. Творчество на уроках черчения: Кн.для учителя.-М.: Владос, 2010г.
4. Занимательное черчение на уроках и внеклассных занятиях/авт.-сост. С.В. Титов Волгоград: Учитель, 2012.-210 с.
.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».