Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Патриот»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области Управление
образования Ирбитского муниципального образования
МОУ «Фоминская ООШ»

УТВЕРЖДЕН
Директор МОУ «Фоминская ООШ»
__________________ Л.П. Заболотских
Приказом № 67-од от 09.09.2025г.

Подписано
цифровой подписью:
Заболотских
Заболотских Любовь
Любовь Петровна Петровна
Дата: 2025.09.09
09:26:30 +05'00'

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Патриот»
(2025-2026 учебный год)
Возраст обучающихся: 11–16 лет
Срок реализации: 1 год

Руководитель: Г.В. Шмаков,
учитель ОБЗР

д. Фомина, 2025 г.

Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы»
Пояснительная записка
Нормативно-правовой базой для составления программы послужили
следующие документы:
 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;
 Постановление главного государственного санитарного врача РФ от
04 июля 2014 г., №41, СанПин 2.4.4.3172-14
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях»;
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9
ноября 2018г. №196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
 Концепция развития дополнительного образования детей,
утвержденная распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №
1726-р;
 Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
рекомендаций» Методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Патриот» относится к программам социально-гуманитарной
направленности.
Уровень сложности программы - базовый.
Форма обучения: очная
Становлению демократического государства в России, её развитие на
основе традиций отечественной духовности, нравственности,
государственности способствует правильно организованное гражданскоправовое образование, которое включает в себя обучение и воспитание в их
неразрывном единстве. От его успешности во многом зависит построение
правового государства и гражданского общества в России. Главной целью
стандартов «нового поколения» является воспитание патриота, носителя
ценностей гражданского общества, осознающего свою сопричастность к
судьбам Родины.
Воспитание детей и учащейся молодёжи в настоящее время
осуществляется в новых социально - экономических и общественнополитических условиях. Сегодня меняется социокультурная жизнь
подрастающего поколения, принципы функционирования образовательных
учреждений, средств массовой информации, молодёжных объединений и
организаций. Наблюдается снижение воспитательного потенциала семьи и
хронически недостаточное финансирование деятельности образовательных
учреждений. Множатся количественные и качественные показатели
неблагополучия в детской среде, ухудшается физическое, психическое и
нравственное здоровье детей. Продолжается алкоголизация и наркотизация.
В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации
новых подходов к воспитанию. Вряд ли кто не согласится с тем, что в

настоящее время в нашей стране сохраняется кризисная ситуация в духовнонравственной сфере.
Разрушая традиционные для России духовно-нравственные ценности и
идеалы, предпринимая попытки заменить старые ценности новыми, мы лишь
усиливаем негативные явления в социальной сфере. Нужно признать также и
то, что современная система воспитания в наших школах дает очень
серьезные сбои.
Задача программы «Патриот» - стать культурным, идеологическим,
политическим, образовательным и воспитательным центром. А также
собрать, сохранить и передать накопленный и во многом утерянный опыт
обучения школьников. Знакомство учащихся с русской литературой
прививает любовь к родному краю, исторической памяти, воспитывая
нравственные качества: уважение к старшим, доброту, отзывчивость,
патриотизм, милосердие.
Программа рассчитана на 1 год, для учащихся 5-9 классов (1 час в неделю).
Цель и задачи программы
Цель программы:
- воспитание патриота, носителя ценностей гражданского общества,
осознающего свою сопричастность к судьбам Родины, признаёт её законы,
любит свою страну, гордится ею, вместе с ней переживает горе и радости,
старается сделать её сильной и богатой, что званием гражданина России
следует гордиться;
- формирование и развитие у обучающихся чувства принадлежности к
обществу, чувства патриотизма, умения заявлять и отстаивать свою точку
зрения; умения ориентироваться в современных социальных условиях;
- развитие любознательности, познавательных интересов, творческих
способностей;
- создание воспитательной модели позитивной межличностной
коммуникации и творческого самоопределения и самореализации ребенка;
- воспитание патриотических качеств личности в соответствии с моделью
“Гражданина - патриота России”;
- создание условий для развития нравственно и физически здоровой
личности.
Задачи программы:
- прививать любовь и чувство сопричастности к малой Родине (родной
республике, городу, деревне, семье, школе);
- воспитывать любовь к родному языку, культуре и истории своего народа;
- приобщать детей к культурному наследию, праздникам, традициям,
народно-прикладному искусству, устному народному творчеству,
музыкальному фольклору, народным играм;
- воспитывать любовь к природе родного края и чувство сопричастности к
ней;

- воспитывать уважительное отношение ко всем народам Российской
Федерации, к их истории, традициям, языкам, культурам, национальной
чести и достоинству;
- воспитывать глубокое уважение к общечеловеческим ценностям (добро,
красота, мир, любовь, дружба, взаимопомощь и др.);
- формировать у детей потребности совершать добрые дела и поступки;
- развивать чувство сопричастности к окружающему;
- развивать такие качества, как сострадание, сочувствие, находчивость,
любознательность.
- создавать условия для сохранения и укрепления здоровья детей; вести
пропаганду здорового образа жизни; укреплять психическое и физическое
здоровье обучающихся через организацию спортивно-оздоровительных
мероприятий и тренингов;
- воспитывать гармоничную, всесторонне-развитую личность;
- привлечение детей и их родителей к разнообразной творческой
деятельности.
Планируемые результаты
В результате изучения программы кружка «Патриот» у школьников будут
сформированы личностные универсальные учебные действия:
 Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам
решения новой частной задачи;
 Способность к самооценке на основе критерия успешности занятий;
 Чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства
культуры родного края, народа;
Регулятивные универсальные учебные действия:
 Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации;
 Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
 Оценивать правильность выполнения действия;
 Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на
основе оценки и учета характера сделанных ошибок.
Познавательные универсальные учебные действия:
 Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения
учебных заданий с использованием учебной литературы;
 Строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
 Основам смыслового чтения художественных и познавательных
текстов, выделять существенную информацию из текстов разных
видов;
 Проводить самостоятельно наблюдения.
Коммуникативные универсальные учебные действия:








Формулировать собственное мнение и позицию;
Допускать возможность существования у людей различных точек
зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и
ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
Договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Задавать вопросы;
Адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание,
владеть диалогической формой речи.

Содержательные линии программы


Образовательная – содержит идеи теории, законы и закономерности,
характеризующие культурные, исторические, географические
особенности родного края.



Ценностная – предполагает формирование краеведческого
мировоззрения, ориентацию на ценности культуры края, на её
изучение, сохранение.



Деятельная – способствует становлению культу росообразного
поведения с учетом особенностей школы, семьи, в единстве
разнообразных видов деятельности.



Творческая – предусматривает развитие творческих способностей
учащихся, исследовательских умений, самообразования средствами
краеведческого компонента.
Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

№
п/п

Учебный план
Количество часов
Название раздела, темы

Всего

Теория

Практика

1

«Я - гражданин России»

8

4

4

2

«Живые страницы
прошлого»

7

3

4

3

«Россия - Родина моя»

10

5

5

4

«Юные Россияне»

9

4

5

34

16

18

Итого

Форма
аттестации
Показательные
выступления,
участие в Днях
единых действий,
тематических
линейках,
конкурсах,
мероприятиях,
посвящённых
календарным
праздникам и
Дням воинской
славы России

Календарный учебный график
Продолжительность учебного года: 34 недели.
Нерабочие праздничные и выходные дни:
4ноября - День народного единства;
1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8 января - Новогодние каникулы;
7 января – Рождество Христово;
23 февраля - День защитника Отечества;
8марта - Международный женский день;
1 мая - Праздник Весны и Труда;
9 мая - День Победы.
Сроки проведения промежуточной аттестации: с 15 по 26 мая.
Программа разработана для учащихся 5-9 классов с учётом особенностей их
развития.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут.
Курс рассчитан на 34 часа.

Формы реализации программы
Программа «Патриот» представляет собой удачный синтез принципов
коллективной творческой деятельности и является эффективным средством
гармоничного развития личности и ученического коллектива. В
воспитательной работе будут использованы традиционные и нетрадиционные
формы работы:









Беседы
Ролевые игры.
Деловые игры.
Презентации.
Викторины.
Учебная деятельность через предметы.
Проведение военно-патриотических, спортивных праздников.
Выставка творческих работ.

Программа дает материал по «восходящей спирали», то есть периодическое
возвращение к определенным темам на более высоком уровне. В программе
указано примерное количество часов на изучение каждого раздела
программы. Учитель может самостоятельно распределять количество часов,
опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и
условия работы в данной группе.
1 блок - «Юные Россияне» (8 ч.)
1. Символы государства – герб и флаг. Гимн России. Россия – наша Родина.
Москва–столица Российского государства. Символы государства (герб, флаг,
гимн). История появления символов. Понятия: «герб», «флаг», «гимн»,
«символ», значение цветов и образов.

2. Родной Свердловский край – частица России. Символика области.
Достопримечательности области. Люди и их занятия. Понятия: «гражданин»,
«права и обязанности граждан», «патриот своего края».
3. Родной Ирбитский край – частица России. Символика района.
Достопримечательности города. Люди и их занятия.
2 блок - «Живые страницы прошлого» (7 ч.)
4. Как жили наши предки славяне. Кто такие славяне. Быт, нравы и культура
восточных славян.
Понятия: «предки», «друг», «заповедь».
5. Славна богатырями земля русская. Сказания и былины о богатырях.
Оружие богатырей. Что такое богатырская сила. Знакомство с творчеством
художника В. Васнецова «Богатыри».
Понятия: «былины и сказания», «богатырь», «защитник», «честь», «долг»,
«бескорыстие».
6. Сказочного богатыря узнаешь на поле брани. Устное народное творчество.
Русские богатырские сказки. Кого называют героем. Какими качествами
обладает патриот.
Понятия: «богатырь», «герой», «патриот».
7. Русские полководцы. А.В. Суворов. Образ полководца А.В. Суворова.
Суворов и русский солдат. Наука побеждать. Суворовские училища.
Тверское суворовское училище.
Понятия: «здоровье», «сила духа», «училище».
8. «Храни в памяти имена великих людей и в своих походах и
действиях с благоразумием следуй их примеру» (А.В. Суворов)
Доблесть русского солдата. Солдаты прошлого и настоящего. Образ
русского солдата в устном народном творчестве (сказки, песни,
пословицы и поговорки).
Понятия: «солдат», «дисциплина».
9. «Потешные бои» юного царя Петра I. Царь Петр I. Потешные бои.
Основание русской армии флота. Россия–морская держава.
Нахимовские училища.
Понятия: «держава», «армия», «флот».
3 блок - «Россия–Родина моя» (10 ч.)
10. Путешествие по городам-героям. Город-герой Москва. Блокада
Ленинграда. Дорога жизни.
Понятия: «город-герой», «защитник».
11. Сталинградская битва. Дом Павлова. Курская дуга. Города-герои.
12. Ирбит в годы Великой Отечественной войны. Земляки-герои.
Понятия: «война», «подвиг», «награда».
13. Женщины-авиаторы Великой Отечественной войне.
Понятия: «авиатор», «полк».
14. День защитника Отечества. Государственный праздник День защитника
Отечества. История праздника. Есть такая профессия - Родину защищать.
Понятия: «государственный праздник», «военный», «Отечество».
15. Военная летопись моей семьи. Что такое летопись. Военная летопись
семьи. Династии военных.

Понятия: «летопись», «династия».
16. Дети войны. Дети в годы Великой Отечественной войны. Дети–герои.
Современные войны и судьбы детей.
Понятия: «дети войны», «пионеры», «судьба».
4 блок - «Юные Россияне» (9 ч.)
17. День космонавтики. Первый космонавт Юрий Гагарин. Современный
космос на благо людей.
Понятия: «космос», «космонавт»
18. День Победы. История праздника. Ветераны войны. Участие в шествии
«Бессмертного полка»
Понятия: «победа», «ветеран», «поколение».
19. Песни военных лет. Конкурс чтецов, посвященный «Дню Победы».
Великая Отечественная война в творчестве поэтов. Поэты-современники о
войне.
Понятие: «современник», «творчество».
20–22. Встреча с детьми Великой Отечественной войны
Понятия: «ветеран», «подвиг».
23. Военно-патриотическая игра «Рассвет Победы».
24. Конкурс рисунков «Мы за Мир!» Дети за мир на планете.
Понятия: «мир», «планета».
25. Что мы узнали и чему научились за год. Подведение итогов работы.
Рефлексия. Отзывы и пожелания.
Методическое обеспечение программы
Воспитание патриота страны – одно из главных условий национального
возрождения. Формирование в молодежи таких качеств, как
гражданственность, уважение к правам и свободам человека, любовь к
Родине, семье, является одним из основополагающих принципов
государственной политики в области образования, закрепленных в Законе
«Об образовании» Российской Федерации. Необходимо использовать все
возможные средства для воспитания у учащихся общей культуры, верности
духовным традициям России.
Патриотическое воспитание школьников начинается с изучения
истории своей малой Родины. Чем полнее, глубже, содержательнее будут
знания учащихся о родном крае и его людях, тем более действенными
окажутся они в воспитании любви к родной земле, уважении к традициям
своего народа. Только став патриотом своей малой Родины, своего края,
можно стать гражданином России, освоить её огромную культуру и постичь
выдающиеся ценности мировой цивилизации. В качестве конкретизации
такого подхода к изучению края в начальной школе предлагается программа
«Патриот».
В рамках программы мы рассматриваем понятие патриот как человек,
преданный своей семье, классу, школе, городу, краю и любящий их. Главное
в программе – системный подход к формированию патриотической позиции
школьников. Программа включает 4 раздела, связанных между собой
логикой формирования патриота Родины. Данная программа
дополнительного образования имеет духовно-нравственную направленность.

Учебно-информационное обеспечение программы
1. Голубева Т.С. Государственная символика России №7, 2001. - с.14-16.
2. Мой дом - моя Родина: Стихи и рисунки ленинградских детей/сост. Л.А.
Зыков: - Л.: - 1988.
3. Воспитать патриота/сост. Е.А. Воронова: - Ростов на Дону: «Феникс»: 2008.
4. Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Кисилева Т.В. Я – гражданин России!
Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию (5-9
классы): - М.: «ВАКО»: - 2008.
5. Печень Н.А. Символы воинской славы: – М.: «ВЛАДОС»: -2004.
6. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мы - патриоты! – М.: «ВАКО»: -2006.
7. Агапова И.А., Давыдова М.А. Беседы о великих соотечественниках с
детьми 5-7 лет: – М.: «ТЦ Сфера»: - 2005.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.