РП Развитие навыков письма

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Управление образования Ирбитского муниципального образования
МОУ «Фоминская ООШ»

УТВЕРЖДЕН
Директор МОУ «Фоминская ООШ»
__________________ Л.П. Заболотских
Приказом № 67-од от 09.09.2025г.

Заболотск
их Любовь
Петровна

Подписано
цифровой
подписью:
Заболотских
Любовь Петровна
Дата: 2025.09.09
10:02:41 +05'00'

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Развитие навыков письма»
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 2
3 класса

д. Фомина, 2025 г.

Пояснительная записка.
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Программа направлена на развитие интереса к речевому общению, приобретению
навыков письма небольших текстов. Материал расположен по принципу постепенного
усложнения и увеличения объема информации.
Овладение грамотой является одной из основных задач обучения детей с
умеренной умственной отсталостью. Однако процесс овладения навыками письма
доступен не всем обучающимся данной категории. Дети получают лишь элементарные
основы грамоты. Порядок изучения звуков и букв диктуется законами фонетики с учетом
специфики особенностей восприятия, запоминания, познавательной деятельности детей.
Обучение носит сугубо практическую направленность, не требующую от обучающихся
соблюдения четких правил. Конечная цель обучения грамоте данной категории детей
заключается в том, чтобы научить их писать свою фамилию, имя, отчество, простое
заявление и т. п.
Обучение печатному и рукописному образам букв происходит не параллельно, что
позволяет исключить ряд трудностей, связанных с необходимостью одновременного
усвоения нескольких образов одной буквы.
Каждая тема в обучении повторяется несколько раз с целью поэтапного усложнения и
многократного повторения материала. В зависимости от возможностей каждого ребенка
по мере обучения можно замедлять или увеличивать темы прохождения материала.
Обучение проводится в игровой форме, наиболее доступной для детей с умственной
отсталостью вне зависимости от возраста. Работа осуществляется на основе предметнопрактической деятельности, дающей возможность познать объект, используя все
анализаторы (слуховые, зрительные, двигательные, тактильные). Практическая
деятельность включает оперирование различными предметами и дидактическими
игрушками, обыгрывание разного рода действия с ними. Применяются следующие виды
работ: рисование, штриховка, составление письменных рассказов с использованием
пиктограмм; печатание слов, простых предложений, тематические игры.

Цель: научить выполнять штриховку внутри трафарета, писать печатные буквы по
обводке
Задачи:
Образовательные:
формировать предметные и предметно-игровые действия;
формировать пространственные представления;
учить понимать соотносящиеся и указательные жесты.
Коррекционно-развивающие:
развивать коммуникативную функцию речи;
способствовать речевой активности учащихся;
развивать моторику рук, координацию движений;
развивать внимание.
Воспитательные:
создавать условия речевой среды;
расширять круг общения;
совершенствовать средства общения.
Место предмета в учебном плане.
В соответствии с учебным планом школы на 2024 - 2025 учебный год, годовым
календарным учебным графиком рабочая программа по учебному предмету «Развитие
навыков письма» рассчитана на 136 часов - 34 учебные недели (4 часа в неделю).
Планируемые результаты освоения программы (предметные, БУД, личностные)
Для детей с умеренной умственной отсталостью, тяжелыми и множественными
нарушениями развития применительно к варианту 2 адаптированной основной
общеобразовательной программы результативность обучения может оцениваться только
строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых
образовательных потребностей каждого обучающегося.
Предметные:
обводить и штриховать по внутренним и внешним трафаретам;
узнавать предметы тактильно и на основе зрительного восприятия;
«писать» прямые и извилистые линии на листе бумаги и в тетради;
«писать» по трафарету буквы.

Базовые:

• использовать знаково-символические средства;
•строить коммуникативные отношения (вербальные, невербальные);
• ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
• выделять информацию из художественных текстов;
• осуществлять анализ объектов с выделением признаков;
• составлять целое из частей;
• проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах;
• устанавливать аналогии.
Личностные:
• управление своими эмоциями в различных ситуациях;
• развитие этических чувств, доброжелательно и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
• развитие мотивов учебной деятельности;
• проявлять любознательность, желание узнавать новое;
• принятие и освоение роли обучающейся;
• ориентироваться на общение и взаимодействие с учителем;
• развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных
ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Содержание учебного материала
Узнавание и различение образов графем (букв).
Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.
Письмо букв, слогов, слов
Начальные навыки письма.
Рисование фигуры по шаблону с последующим раскрашиванием. Выявление моторных
возможностей обучающихся. Ознакомление с правилами поведения на уроке. Кодировка
звуков окружающей среды (цветными мелками в виде палочек, кружочков, точек и т. п.).
Упражнение для кистей и пальцев рук на основе подражания действиям с игрушками.

Рисование мелом на доске произвольных линий. Ознакомление с шаблоном. Обводка
пальцем по шаблону круга (яблока) в воздухе, на доске, на парте. Обводка по шаблону
квадрата пальцем в воздухе, на доске, на парте. Ознакомление с правильной посадкой при
письме, с правильным расположением альбома. Ориентирование на листе бумаги
(альбомном). Упражнение в ориентировании на листе бумаги. Закрепление умения
ориентироваться на листе бумаги. Разучивание пальчиковых упражнений. Обучение
умению держать карандаш и проводить произвольные линии на листе бумаги. Навыки
учебной

деятельности:

правильное

расположение

письменных

принадлежностей.

Рисование в альбоме круга по шаблону.
Обучение умению раскрашивать круг. Рисование в альбоме композиции из двух
кругов (различных по цвету) по шаблонам с помощью учителя. Раскрашивание фигур.
Раскрашивание фигур (для детей с достаточным уровнем – дорисовывание до мяча,
шарика). Рисование в альбоме композиции из двух кругов по шаблонам самостоятельно.
Разучивание пальчиковых упражнений. Рисование в альбоме квадрата по шаблону.
Раскрашивание фигур. Рисование в альбоме композиции из двух квадратов (различных по
цвету) по шаблону с помощью учителя. Раскрашивание фигур.
Рисование в альбоме композиции из двух фигур по шаблонам с опорой на рисунок. Для
детей с достаточным уровнем – дорисовывание до окна, часов и т. п. Разучивание
пальчиковых упражнений. Рисование в альбоме треугольника по шаблону. Раскрашивание
фигур.
Рисование в альбоме композиции из двух треугольников (различных по цвету) по
шаблону с помощью учителя. Раскрашивание фигур. Рисование в альбоме композиции из
двух фигур по шаблонам с опорой на рисунок. Для детей с достаточным уровнем –
дорисовывание до окна, часов и т. п. Рисование в альбоме композиции из трѐх фигур по
шаблонам с помощью учителя. Рисование фигуры по трафарету, контуру с последующим
раскрашиванием. Ознакомление с трафаретами простых фигур и соотнесение их с
предметами окружающей действительности. Обводка круга по трафарету в воздухе, на
доске, в альбоме. Обводка по трафарету в воздухе, на доске, в альбоме квадрата. Обводка
по трафарету в воздухе, на доске, в альбоме изученных фигур. Ознакомление с контурным
изображением фигур. Обводка по контуру квадратов различной величины с последующим
раскрашиванием. Обводка по контуру кругов различной величины с последующим
раскрашиванием.
геометрических

Обводка
фигур

с

по

контуру

помощью

цветными

учителя

с

карандашами
последующим

композиции

из

раскрашиванием.

Ознакомление с контурным изображением фигур. Обводка по контуру треугольников
различной

величины

с

последующим

раскрашиванием.

Обводка

по

контуру

треугольников различной величины с последующим раскрашиванием. Обводка по
контуру цветными карандашами композиции из геометрических фигур с помощью
учителя с последующим раскрашиванием. Закрепление умений обводить фигуры по
шаблону, трафарету, с последующим раскрашиванием. Рисование вертикальных линий.
Ознакомление с рабочей строкой (в альбоме: ширина – 3 см). Ориентировка на строке
(верхняя линия, нижняя линия). Упражнения в ориентировке на строке (начало, середина,
конец).
Закрепление

представлений

о

строке,

умения

ориентироваться

на

ней.

Ознакомление с вертикальными линиями. Нахождение их на предметах, картинках.
Произвольное рисование вертикальных линий. Рисование на доске, в альбоме (не в
строке) вертикальных линий по начальной точке. Рисование на доске, в альбоме (не
в строке) вертикальных линий по двум заданным точкам. Рисование бордюра из
вертикальных линий по заданным точкам (в альбоме, в строке цветными
карандашами). Разучивание пальчиковых упражнений. Рисование бордюра из
вертикальных линий без точек (в альбоме, в строке простым карандашом).
Рисование бордюра из вертикальных линий без точек (в альбоме, в строке простым
карандашом) Рисование горизонтальных линий. Ознакомление с горизонтальными
линиями на предметах, картинках. Рисование произвольных горизонтальных линий
в воздухе, на доске. Упражнение в рисовании на доске, в альбоме (не в строке)
горизонтальных линий по начальной точке. Упражнение в рисовании на доске, в
альбоме (не в строке) горизонтальных линий по двум заданным точкам. Рисование
горизонтальных линий по двум заданным точкам, без точек на доске, в альбоме (в
строке). Ознакомление с прямыми наклонными линиями на предметах, картинках.
Рисование их в воздухе, на доске. Упражнение в рисовании прямых наклонных
линий по начальной точке сверху вниз в воздухе, на доске, в альбоме (не в строке).
Рисование бордюра из наклонных линий разных направлений. Упражнение в
рисовании прямых наклонных линий в разных направлениях по двум точкам,
сверху вниз. Ознакомление с понятием «длинная» и «короткая» наклонная линии.
Обучение рисованию коротких наклонных линий в альбоме, в строке по двум
заданным точкам. Упражнение в рисовании коротких наклонных линий в альбоме,
в строке по одной заданной точке. Упражнение в рисовании бордюра из наклонных
линий разной длины. Рисование комбинаций из вертикальных, горизонтальных и
наклонных линий на доске, в альбоме (вне строки).
Рисование комбинаций из вертикальных, горизонтальных и наклонных
линий на доске, в альбоме (в строке). Рисование комбинаций из вертикальных,

горизонтальных и наклонных линий на доске, в альбоме (в строке). Буквы и звуки.
Уметь различать буквы Аа, Уу, Оо, Мм, Сс, Хх, Нн

Тематическое планирование
№
п/п
1

Название темы
Развитие моторных умений. Игровые упражнения на
активизацию движений кистей рук, пальцев
(«пальчиковая гимнастика»).

Количество
часов
2

2

Повторение. Правильная посадка во время письма. Смена
динамических поз во время занятия.

2

3

Формирование графических умений. Отработка умения
держать ручку, карандаш. Обводка круга по трафарету в
воздухе, на доске, в альбоме.

4

4

Ознакомление с прямыми наклонными линиями на
предметах, картинках.

3

5

Ознакомление с рабочей строкой (в альбоме: ширина – 3
см). Ориентировка на строке (верхняя линия, нижняя
линия). Упражнения в ориентировке на строке (начало,
середина, конец).
Обведение по шаблону или трафарету знакомых
предметов, их раскрашивание. Рисование фигуры по
шаблону с последующим раскрашиванием.

3

7

Рисование бордюра из вертикальных линий без точек.

4

8

Кодировка звуков окружающей среды (цветными мелками
в виде палочек, кружочков, точек и т. п.).

4

9

Гласные звуки. Нахождение буквы среди других букв.
Письмо по обводке и трафарету строчной буквы.

12

10

Рисование в альбоме треугольника по шаблону.
Раскрашивание фигур.
Согласные звуки. Звучание, артикуляция, правильное
произнесение. Называние (показ) слов со звуками по
предметным картинкам. Письмо по обводке и трафарету
строчной буквы.
Согласные звуки. Буквы. Конструирование букв из
палочек. Письмо по обводке и трафарету строчной буквы.
Работа с разрезной азбукой. Чтение прямых слогов с
буквами. Письмо по обводке и трафарету заглавной буквы.

6

6

11

12
13

8

8

14
15

14

Рисование бордюра из наклонных линий разных
направлений.

6

15

Разучивание пальчиковых упражнений. Рисование бордюра
из вертикальных линий без точек (в альбоме, в строке
простым карандашом).

5

16

Согласные звуки. Нахождение буквы среди других букв.
Письмо по обводке и трафарету строчной буквы.

8

17

Рисование бордюра из вертикальных линий без точек (в
альбоме, в строке простым карандашом).

4

18

Закрепление изученных букв. Письмо слогов и слов с
данными буквами.
Ознакомление с вертикальными линиями. Нахождение их
на предметах, картинках. Произвольное рисование
вертикальных линий.
Упражнение в рисовании бордюра из наклонных линий
разной длины.
Рисование
комбинаций
из
вертикальных,
горизонтальных и наклонных линий на доске, в
альбоме (вне строки).
Закрепление изученных букв. Чтение слогов и слов с
данными буквами. Написание выученных гласных букв по
образцу
Итого:

5

19

20
21

22

5

5
4

9
136ч.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.