МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области Управление
образования Ирбитского муниципального образования
МОУ «Фоминская ООШ»
УТВЕРЖДЕН
Директор МОУ «Фоминская ООШ»
__________________ Л.П. Заболотских
Приказом № 67-од от 09.09.2025г.
Заболотск
их Любовь
Петровна
Подписано
цифровой
подписью:
Заболотских Любовь
Петровна
Дата: 2025.09.09
09:54:22 +05'00'
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Школьный хор «Поющие сердца»
.
д. Фомина, 2025 г.
1.1. Пояснительная записка
Направленность образовательной программы
Дополнительная
образовательная
программа
под
названием
«Школьный хор» имеет художественно-эстетическое направление и
направлена
на
развитие
художественно-
эстетического
вкуса,
художественных способностей и склонностей к различным видам
искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного
мышления, подготовки личности к постижению великого мира искусства,
формированию
стремления
к
воссозданию
чувственного
образа
воспринимаемого мира.
Актуальность программы.
Многолетние научные исследования в области музыкальной педагогики,
а также исторический опыт свидетельствуют, что воспитание детей на
вокальных
традициях
является
одним
из
важнейших
средств
нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.
Песня -это эффективная форма работы с детьми различного возраста.
Занятия в кружке пробуждают у ребят интерес к вокальному искусству,
что дает возможность, основываясь на симпатиях ребенка, развивать его
музыкальную культуру. Приобщение к музыкальной культуре имеет
большое значение в их патриотическом воспитании.
Вокальное воспитание и развитие хоровых навыков объединяются в
единый педагогический процесс, являющий собой планомерную работу
по совершенствованию голосового аппарата ребёнка и способствуют
формированию и становлению всесторонне и гармонично развитой
личности ребенка.
Занятия в вокальном кружке способствуют развитию музыкальной
памяти, выработке и развитию интонационного и ладового слуха,
развитию творческой фантазии.
2
Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших
средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего
поколения. Занятия в кружке пробуждают у ребят интерес к вокальному
искусству, что дает возможность, основываясь на симпатиях ребенка,
развивать его музыкальную культуру.
Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной
деятельности, главными из которых является сольной и ансамблевое
пение, слушание различных интерпретаций исполнения, пластическое
интонирование, добавление элементов импровизации, движения под
музыку, элементы театрализации.
Программа примерно раскрывает содержание занятий, объединенных в
тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей.
Теоретическая часть включает в себя нотную грамоту, работа с текстом,
прослушивание и обсуждение современных детских ансамблей.
Практическая
часть
обучает
практическим
приемам
вокального
исполнения песен и музыкальных произведений. Отбор произведений
осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной
выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и
мероприятий).
Новизна образовательной программы
Основная идея предлагаемой образовательной программы опирается на
гармоничное развитие личности, которое тесно связано с процессом
формирования ее духовных запросов, с одной стороны, и с реализацией
творческих возможностей, с другой. Оба эти процесса идут в теснейшей
связи
друг
с
другом,
находятся
в
диалектическом
единстве.
Принципиальным обстоятельством, связанным с процессом гуманизации
образования, является то, что предлагаемая программа не рассчитана на
детей, предварительно отобранных на конкурсной основе. Любой ребенок,
желающий получить представление о вокальном искусстве во всех его
проявлениях и самостоятельно практически “проверить на себе” эти
3
знания.
Режим занятий: занятия в группах проводятся из расчета 2 часа в неделю
по 40 минут.
1.2. Цель и задачи
Цель программы:
Приобщение ребёнка к искусству сольного пения и пения в вокальной
группе, развитие мотивации к творчеству; формирование высоких духовных
качеств и эстетики поведения средствами вокального искусства.
Задачи:
воспитательные:
-воспитывать ответственность перед коллективом;
-воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине, уважение к национальным
традициям;
- формировать потребность здорового образа жизни;
обучающие:
-учить ребенка выразительному, искреннему исполнению понятных, интересных
ему несложных песен;
-учить овладевать необходимыми вокальными навыками, культуре поведения на
сцене;
-обучать детей четкой дикции, внятно произносить слова, активно артикулировать
-расширять певческий диапазон, брать правильное дыхание;
- учить основам элементарной музыкальной грамоте.
развивающие:
-развитие интереса к вокальному творчеству, к выступлению на концертах.
-развитие
умения думать, умения исследовать, умения общаться,
умения взаимодействовать, умения доводить дело до конца и т.д.
-развитие внимания, воображения, наблюдательности.
1.3.
Ожидаемые результаты
4
В конце обучения при усвоении данной программы ребенок получит
следующие знания, умения и навыки
Дети научатся:
- выразительно, искренно исполнять понятные, интересные ему несложные песни;
- владеть необходимыми вокальными навыками, культуре поведения на сцене;
- активно артикулировать, обучатся четкой дикции, внятному произношению слов,
- брать правильное дыхание; расширится певческий диапазон,
- основам элементарной музыкальной грамоте.
Будут воспитаны:
- чувство ответственности перед коллективом;
- чувство патриотизма, любви к Родине, уважение к национальным традициям
потребность здорового образа
-
жизни; Будут развиты:
- интерес к вокальному творчеству, к выступлению на концертах.
-
умение
думать,
умение
исследовать,
умение
общаться,
умение
взаимодействовать, умение доводить дело до конца.
- внимание, воображение, наблюдательность.
К концу года обучения
Должны уметь
-петь сидя и стоя
-менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.
-петь наизусть музыкальный текст, правильно произнося слова и расставляя
логические ударения
Должны знать
- правила поведения на сцене и за кулисами;
-упражнения для начинающего вокалиста, скороговорки;
-элементарные основы музыкальной грамоты (ноты, ключи и т. д);
-репертуар вокального кружка за 1 год (сольные партии и ансамбли)
Осуществляя в работе цели и задачи, поставленные программой, хотелось
бы положительным итогом своей работы считать:
Формирование устойчивого интереса к вокальной деятельности; умение
5
эмоционально передать характер музыкального произведения через мимику,
пластику и жесты; расширение певческого диапазона на 2-3 тона; желание
участвовать в концертах; участие в школьных, районных и областных конкурсах.
Родители должны знать необходимость и пользу вокального кружка; быть
знакомыми с детским репертуаром; поддерживать интерес детей к пению в
семье.
Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Учебный план
1 полугодие
№
Наименование раздела программы
1.
Теоретико-аналитическая работа
2.
Вокально-хоровая работа
Музыкально-теоретическая
подготовка
Концертно-исполнительская
деятельность
3.
4.
2
ИТОГО
полугодие
Всего часов по Всего часов
по
программе
программе
2
2
4
28
28
56
ИТОГО:
3
3
6
1
1
2
36
36
68
2.2. Календарный учебный график
Учебные периоды
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Каникулы
с 01.09.2025 по
24.10.2025
с 03.11.2025 по
30.12.2025
с 12.01.2026 по
27.03.2026
с 12.01.2026 по
15.02.2026 +
с 23.02.2026 по
27.03.2026
8 учебных недель / 40
учебных дней
8 учебных недель / 40
учебных дней
11 учебных недель / 53
учебных дня
с 25.10.2025 по
02.11.2025
с 31.12.2025 по
11.01.2026
с 28.03.2026 по
05.04.2026
9 дней
10 учебных недель / 48
дней - 1 класс
с 16.02.2026 по
22.02.2026
с 06.04.2026 по
26.05.2026
с 27.05.2026 по
02.06.20256
7 учебных недель / 35
учебных дней
1 учебная неделя / 5
дней -
7 дней
дополнительно в 1
классе
30 дней
12 дней
9 дней
37 дней - 1 класс
6
Итого:
34 учебных недели /
168 уч. дней
1 класс - 33 учебных недели /
163 уч. дня
Праздничные и выходные 3 ноября 2025
дни:
4 ноября 2025
23 февраля 2026
8 марта 2026
9 марта 2026
1 мая 2026
9 мая 2026
11 мая 2026
Праздничные
и
выходные дни:
31 декабря 2025
1 января 2026
2 января 2026
3 января 2026
4 января 2026
5 января 2026
6 января 2026
7 января 2026
8 января 2026
9 января 2026
Сроки проведения промежуточных аттестаций:
годовое оценивание по учебным предметам – с 18 по 22 мая 2026 г. в 2 - 8 классах
повторное годовое оценивание по учебным предметам обучающихся, имеющих
академическую задолженность, - 26 июня 2026 г. первый срок, 28 августа 2026 г. Второй срок.
7
Приложение
к дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программе
«Школьный хор»
Рабочая программа по курсу
«Школьный хор»
8
1. Учебно - тематический план 1 год обучения
№
Наименование раздела
Всего
Теория
Практика
Теоретико-аналитическая работа
1
Введение. Прослушивание
2
1
1
2
2
-
ИТОГО: 4
3
1
голосовых аппаратов.
2
4
5
6
7
Беседа о ТБ, ОЖ и Б
Гигиена голоса
Вокально-хоровая работа
Певческая установка. Посадка
4
2
певца,
положение корпуса, головы.
Навыки пения сидя и стоя.
Пение под фонограмму.
22
Развитие певческого аппарата,
5
слуха:
упр. для начинающего вокалиста,
муз. скороговорки.
Дикция. Дикция вокальных звуков. 5
2
22
5
5
Артикуляция.
8
Работа в сопровождении
20
20
музыкальных инструментов и а
капелла
ИТОГО: 56
2
54
Музыкально-теоретическая подготовка
9 Основы музыкальной грамоты.
4
2
2
10 Развитие чувства ритма
1
2
2
ИТОГО: 8
4
4
Концертная деятельность
9
11 Формирование
культуры. Работа
сценической 3
4
над
эмоциональной
выразительностью
исполнения.
Участие в концертах
ИТОГО: 4
Итого: 68
4
9
63
10
2. Содержание программы
1. Введение. Прослушивание голосовых аппаратов. Беседы о
школе здоровья и безопасности
-Беседа о реабилитации голоса при простудных заболеваниях
-Прослушивание голосовых аппаратов.
-Оценка уровня развития музыкальных способностей.
-Проведение мониторинга. Проверка певческого диапазона.
-Беседы о правилах техники безопасности и жизнедеятельности…
2. Музыкальная грамота
- Краткие сведения о музыкальной грамоте
- Правописание музыкальных знаков
- Знаки повышения и понижения звуков (Диез, бемоль)
- Мажорные гаммы, интервалы
3. Дикция. Дикция вокальных звуков. Артикуляция.
-Упражнения на интонирование согласных:
Пропеваниещипящих на любой звук. Пропевание согласных в сочетании
с гласным звуком (би-бо-бу). На сочетание разных согласных с разными
гласными (гбди, птхи)
- распевки–скороговорки
- упражнения для начинающего вокалиста
--Гимнастика Стрельниковой
-Упражнения на артикуляцию(«Хоботок», «Орешек», «Трубочка»,
«Подражаю я слону», и др.)
4. Беседы о музыке. Урок – сказка, урок - игра, урок –конкурс.
-Беседа « Правила поведения на концерте». Воспитание правил поведения на
концерте.
-«Музыкальная шкатулка». Развитие умения слушать различную музыку
(классическую, эстрадную, народную)
-«О чем говорит музыка»- рисование под музыкальное сопровождение.
- Встречи с героями музыкальных сказок. Урок – сказка. Просмотр видео.
-Знакомство с музыкальными стилями: народный, классический, поп-музыка.
5. Работа с фонограммой. Пение под фонограмму. Индивидуальная
работа.
-Воспитание ритма и слуха – максимум движений самостоятельно в
сочетании с пением. Это вырабатывает координацию двигательного и
слухового аппарата;
11
- Развитие умение правильного звукообразования. Пение закрытым
ртом, гласные и формирование гласного звука.
- Разучивание детских эстрадных песен.Развитие умения петь под
фонограмму
Репертуар: «Веселая песенка», «Барбарики», «Доброта», «Песенка
мамонтенка», « С днем рождения», « Мой щенок», «Осьминог», «4
таракана», «Новый год», «Дед Мороз»,
«Праздник» «Песня маленькой принцессы», «Иван купала», «Четыре
таракана» « Вот была бы благодать», «Мама» «Косолапый дождь»
«Журавушка», «Ласточка», «Апрель», музыкальная сказка «Волк и
семеро козлят» «Прадедушка», «Главный праздник» и другие.
6. Работа в сопровождении музыкальных инструментов.
- Развитие умения петь под фортепиано
-Развитие навыков аккомпанировать себе инструментами( дудочка,
трещотка, бубен, ложки)
7.
Формирование сценической культуры. Работа над
эмоциональной выразительностью исполнения.
-Певческая установка. Посадка певца, положение корпуса, головы.
Навыки пения сидя и стоя.
-Работа над эмоциональным выражением музыкального произведения;
- Широкое применение элементов игры на сцене. Проявление
индивидуальности ребенка в игре.
- Пластика тела. Выражение музыкальных эмоций жестами.
- Репетиция в костюмах.
8. Пение без сопровождения инструмента.
- Развитие умения петь в унисон
-Пение с закрытым ртом
9. Концертная деятельность. Игротека.
- Участие в концертах– воспитание дисциплины и поведения на сцене и за
кулисами,
-Умение общаться со зрительным залом и между собой на сцене.
- Воспитание чувства коллективизма
12
2.4. Методическое обеспечение программы
Обязательным условием правильной работы голосового аппарата во время
пения является соблюдение певческой установки: прямое положение корпуса,
руки опущены вдоль тела или на коленях. Если дети сидят, то плечи развернуты и
опущены, живот немного втянут.
Основным способом звукообразования следует считать мягкую атаку.
Дыхание должно быть в меру активным, вдох спокойным, без поднятия плеч,
выдох спокойным, без напряжения и утечки воздуха.
Работа над дикцией в хоре имеет большое значение для формирования
правильного произношения слов и развития подвижности речеобразующих
органов. В первые месяцы занятий детям напоминают, что текст песни должен
быть понятен слушателям, поэтому слова произносятся активно и четко.
Голосовой аппарат. Для голосов детей характерно головное звучание,
небольшая сила звука. Поэтому очень важно уделять внимание работе над
качеством звучания – развитию звонкости, полётности, ровности звуковедения.
Пение ребят должно быть активным, но не форсированным.
Развитие ритмического слуха можно начать с простого прохлопывания
ритма (легкие хлопки по время пения), затем прохлопываются сильные доли,
потом размер. Так постепенно переходят к простым ритмическим фигурам.
Большое
удовольствие
у
ребят
вызывает
введение
на
занятиях музыкальной игры и движений под музыку. Использование этой
формы работы в конце занятий помогает преодолевать некоторую усталость и
напряжение, возникшее у детей в течение занятия. Игры и движения под музыку
помогают наладить двигательную координацию.
Отдельные дети отличаются большой певческой индивидуальностью. Им можно
поручить солирование при исполнении отдельных песен.
Вокально-хоровая работа
На занятиях важно у детей формировать умения следить за дирижерским
показом одновременного вступления и окончания пения. Очень важно в начало
обучения детей формировать все вокально-хоровые навыки, музыкальный слух,
память, внимание, эмоциональную отзывчивость на музыку. Необходимо
постоянное соблюдение певческой установки на занятиях: спокойный вдох,
правильное звукообразование, сохранение состояния вдоха перед началом пения,
экономный выдох, пение естественным звонким, небольшим по силе звуком;
правильное формирование гласных, четкое и короткое произношение согласных
звуков.
Обращается внимание на развитие певческого диапазона, начиная со
звучащей зоны ми1 – си1, на выравнивание хорового звучания от звука «соль»
вверх и вниз, выработка чистого унисона. Гармонический звук начинает
13
формироватся на основе пения простых канонов. Обучение пению без
сопровождения и с сопровождение, умение слушать себя и своих товарищей при
пении. Все требования к исполнению связывают с образным содержанием
произведения и добиваются выразительного, художественного исполнения.
Практические занятия
Формы работы: показ упражнений, разучивание и впевание их, введение
новых упражнений в зависимости от учебных задач.
Слушание музыки
Данная форма работы с детьми формирует эмоциональное восприятие
музыкального произведения. Вводятся понятия: вступление, запев, припев,
куплет, вариация.
Репертуар хорового класса, включенный педагогом в план работы соответствует
тем навыкам, которым педагог обучает детей. Кроме того, в число пьес,
отбираемых к изучению в хоровом классе, должны входить произведения
тематического характера (общественно-политические и музыкально-исторические
даты).
Используемые методы и приемы обучения:
- наглядно – слуховой (аудиозаписи)
- наглядно – зрительный (видеозаписи)
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
- практический (показ приемов исполнения, импровизация)
- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)
- методические ошибки
- методические игры
2.4.1. Учебно-информационное обеспечение программы
1.) Программа
2.) Репертуарные сборники детских песен.
3.) Монографические сборники песен композиторов.
4.) Методическая литература по хоровому и вокальному воспитанию.
5.) Видеозаписи с концертов.
6.) Большой фонд фонограмм.
7.) Сценарии детских праздников и тематических композиций.
2.4.2. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Материально-техническая база должна соответствовать санитарным и
противопожарным нормам, нормам охраны труда. Наличие специального
кабинета (кабинет музыки) со сценой;
Музыкальный центр, компьютер;
14
Записи фонограмм в режиме «+» и «-»;
Звуковая система;
Зеркало;
Микрофоны;
Подборка репертуара;
Записи аудио, видео;
Записи выступлений, концертов.
Беседа;
Тестирование;
Репетиции;
Конкурс;
Концерт.
Раздел № 3. «Комплекс форм аттестации»
3.1 Формы аттестации/контроля
Виды аттестации
Входящий контроль – проводится в начале учебного года. Отслеживается уровень
подготовленности обучающихся. Проводится в форме собеседования,
тестирования или прослушивания.
Текущий контроль – оценка качества усвоения материала какой либо части
(темы) программы.
Промежуточный контроль – это оценка качества усвоения учащимися, какой
либо части программы, по итогам учебного периода (полугодия, год) и оценка
овладения учащимися уровня достижений, заявленных в программе по ее
завершению.
Итоговый контроль - проводится в конце обучения по программе – проверка
освоения программы, учет изменений качеств личности каждого ребенка.
Критерии оценки аттестации.
Критерии оценки уровня теоретической подготовки:
Процентное соотношение освоения учебного материала.
Критерии оценки уровня практической подготовки:
Вокальные навыки.
Чистота интонирования. Дикция. Артикуляция.
Критерии уровня развития и воспитанности:
Сценическая культура, культура общения со сверстниками и старшими.
15
3.2. Оценочные материалы
Певческая установка, дыхание освоены и применяются в работе.
Музыкальный звук
овладели чистотой и воспроизведением
свободного звука без крика и напряжения,
мягкой атакой звука
Дикция, артикуляция
согласованность артикуляционных органов,
разборчивость слов, дикция,
правильное положение губ, свободное положение языка.
Чувство ансамбля
умеют петь в унисон,
чисто интонируют интервал,
умеют слушать и слышать друг друга.
Сценическая культура
умеют слышать и петь под аккомпанемент,
овладели культурой поведения на сцене,
выходом и уходом со сцены,
выработана сценическая мимика лица,
умеют выделять динамические оттенки в исполнении песенного произведения,
умеют работать со зрителем.
16
3.3. Список литературы
1. Акулов Е.А. Оперная музыка и сценическое действие / Е. Акулов. М.:
Кабинетный ученый, 2016 - 914 c.
2. Елисеева Шмидт Э.С. Энциклопедия хорового искусства / Э.С. Елисеева
Шмидт. Москва: ИЛ, 2016 - 298 c.
3. Зацарный Ю.А. Хоровые произведения М., 2018
4. Кажлаев М.М. Пчела. Десять характерных песен для детского хора младшего и
среднего возраста. М, 2018-54с.
5. Кажлаев М.М. Радостная песня. Десять песен для детского двухголосного хора
в сопровождении фортепиано. М., 2018
6. Кажлаев М.М. Улыбайся, солнышко! Десять песен для детского хора младшего
возраста. М., 2018
7. Крюкова Т.А. Работа с хором : учеб.-метод. пособие / Т. А. Крюкова, Е. В.
Извекова Забайкал. гос. ун-т, Т. А. Крюкова . Чита : ЗабГУ2015-170 с.
8. Науменко Г.М. Детский музыкальный фольклор в саду и школе. М., 2015 – 341
с.
9. Стулова Г.П. Хоровое пение. Методика работы с детским хором. Учебное
пособие. / Г. П. Стулова. М: Планета музыки, 2015-176 с.
10. Тугаринов Ю.Л. "Детская хоровая музыка" 2-е издание М., 2015
11.Филимонова Л.А. Стать музыкантом я хочу .Учебное пособие М., 2019 – 140 с
12.Шайдулова Г.Г. Ах, Москва моя, Москва! Песни для детского хора М., 201989с.
17