МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Управление образования Ирбитского муниципального образования
МОУ «Фоминская ООШ»
УТВЕРЖДЕН
Директор МОУ «Фоминская ООШ»
__________________ Л.П. Заболотских
Приказом № 67-од от 09.09.2025г.
Заболотск Подписано
цифровой подписью:
Любовь
их Любовь Заболотских
Петровна
2025.09.09
Петровна Дата:
08:49:19 +05'00'
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Виртуальный музей»
Для обучающихся 5-6 классов
д. Фомина, 2025г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Виртуальный музей» составлена на
основе нормативно — правовой базы:
Закон Российской Федерации «Об образовании» №273-ФЗ от 29.12 2012 года;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования»);
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной
оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены
приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986);
СанПиН 2.4.2. 2821 - 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации
обучения
в
общеобразовательных
учреждениях»
(утверждены
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
29 декабря 2010 г. № 189);
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья
обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря
2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г.);
Письмо Минобрнауки РФ от 19.04.2011 N 03-255 «О введении федеральных
государственных образовательных стандартов общего образования»
Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной
деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта
общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03-2960;
Письмо Министерства образования и науки Российской федерации от 25 мая 2015
года № 08-1228 «О направлении рекомендаций» (Методические рекомендации по
вопросам введения федерального государственного стандарта основного общего
образования, разработанные Российской академией образования);
Положение об организации внеурочной деятельности МОУ «Фоминская ООШ»
Цель программы «Виртуальный музей»:
Помочь школьникам, проявляющим стремление к освоению профессионального
мастерства в музейном деле.
Для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно
важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической
памяти. Чтобы ребёнок мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только
прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к
эпохе, потрогать её руками и эмоционально пережить артефакты. Помочь молодому
поколению в решении этих проблем сегодня может такой уникальный социальный
институт, как музей.
Музей — это своеобразная модель системы культуры, играющая огромную роль в
воспитании личности. Особое место в современных общеобразовательных учреждениях
России отводится школьным краеведческим музеям, которые призваны комплексно
решать вопросы развития, обучения и воспитания подрастающего поколения на основе
собранных детьми экспонатов, средствами экскурсионной и музейной деятельности.
Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории и культуры
родного края, музейного дела, дети приобретают уважение к прошлому, бережное
отношение к реликвиям, у них формируется патриотизм и потребность сохранить для
других поколений исторические, природные, материальные, художественные и
культурные ценности.
Программа имеет интегрированный характер. При реализации содержания данной
программы расширяются знания, полученные детьми при изучении различных школьных
курсов. В условиях партнёрского общения обучающихся и педагога открываются
реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в
процессе деятельности людей, увлечённых общим делом.
Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с
детьми 5-6 класса в течение одного года обучения в объёме 34 часов. Широкое
использование аудиовизуальной и компьютерной техники может в значительной мере
повысить эффективность самостоятельной работы детей в процессе поисковоисследовательской работы в школьном краеведческом музее. Занятия нацелены на
формирование у школьников устойчивого интереса к музееведческой деятельности.
Задачи:
1. Развитие способностей к поисково-исследовательской, творческой деятельности;
2. Развитие самостоятельности и инициативы.
3. Для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно
важны связь с прошлыми поколениями.
4. Формирование культурной и исторической памяти.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности:
Личностные:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и
религиозной
группы,
локальной
и
региональной
общности;
-освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав
и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений,
способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном
обществе.
Регулятивные:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность.
Познавательные:
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать
современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в
различных
формах
(проект,
сообщение,
презентация,
реферат
и
др.).
Коммуникативные:
готовность к сотрудничеству с учениками, коллективной работе, освоение основ
межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.
Предметные:
работать с различными источниками краеведческой и музееведческой информации,
самостоятельно добывать знания;
работать с различными источниками краеведческой и музееведческой информации,
самостоятельно добывать знания;
применять полученные знания на практике;
Программа курса рассчитана на длительный срок.
Программа является вариативной: педагог может вносить изменения в тематику и
содержание занятий.
По окончании обучения по программе дети должны знать историю музейного
дела, ведущие музеи мира, жизнь и деятельность выдающихся людей, внёсших вклад в
развитие музейного дела, основы музееведческой деятельности, методику проведения
поисково-исследовательской работы, основные термины, применяемые в музейном деле.
Материально-техническое обеспечение.
№
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Количество
объектов
1
2
3
4
Компьютер
Мультимедийный проектор
Экспозиционный экран
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц,
плакатов и картинок
Стенд для размещения творческих работ учащихся
Стол учительский с тумбой
Ученические столы двухместные с комплектом стульев
1
1
1
1
5
6
7
1
1
14
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов
деятельности.
№
Темы
Характеристика основной
деятельности учащихся
Количество
часов
1
Вводное занятие.
Основные понятия и
термины
музееведения
Формирование у учащихся
умений построения и реализации
новых знаний (понятий, способов
действий):
1
2
Роль музея в жизни
человека. Основные
социальные функции
музеев
Формирование у учащихся
1
деятельностных способностей и
способностей к
структурированию и
систематизации изучаемого
предметного содержания: конкурс
презентаций по теме «Если бы у
меня была возможность
перенестись на...лет назад».
Рецензирование творческих работ
учащихся
3
Школьный
виртуальный
краеведческий музей
Формирование у учащихся
умений построения и реализации
новых знаний (понятий, способов
действий): работа Творческой
мастерской проектировщиков
виртуальных экскурсий:
презентация и защита творческих
индивидуальных и коллективных
проектов виртуальных экскурсий
для школьной научнопрактической конференции в
секции
1
4
Фонды музея.
Знакомство с фондами музея и
2
Сроки
Знакомство с
фондами
5
6
7
8
9
Музейная экспозиция
и её виды
Поисковоисследовательская и
научная деятельность
музея
Практическая работа.
Пополнение фонда
музея
Выставочная
деятельность музея.
Классификация
выставок
Культурнообразовательная
деятельность музея
формирование умения
классификации фондового
материала
Знакомство с экспозициями
виртуального музея
Поисковые экспедиции по селу и
в сети Интернета
1
3
4
Подготовка виртуальных
экскурсий по выбранной выставке
2
Творческая мастерская
проектировщиков виртуальных
экскурсий: презентация и защита
творческих индивидуальных и
коллективных проектов
виртуальных экскурсий для
школьной научно-практической
конференции в секции
2
Учебный план
№
Тема
1.
Вводное занятие. Основные понятия и термины
музееведения
Роль музея в жизни человека. Основные
социальные функции музеев
Школьный виртуальный краеведческий музей
Фонды музея. Знакомство с фондами
Музейная экспозиция и её виды
Поисково-исследовательская и научная
деятельность музея
Практическая работа. Пополнение фонда музея
Выставочная деятельность музея. Классификация
выставок
Культурно-образовательная деятельность музея
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Итого:
Количество часов
теория практика всего
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
2
1
3
1
1
3
1
4
2
8
2
9
2
17
Способы оценивания достижений учащихся.
1
Данная программа предполагает водное и итоговое тестирование учащихся.
Оценивание уровня обученности школьников проводится также посредством естественнопедагогического наблюдения за выполнением творческих заданий, их презентации и
последующей рефлексии.
Список литературы:
1. Как организовать работу школьного музея. Методические рекомендации Пермский
областной краеведческий музей и др. - Пермь, 1980.
2. Карпова О.Б. Школьный музей: жизнь в творчестве. Методические рекомендации в
помощь организаторам музеев учреждений образования.
3. Музееведение. Музей исторического профиля. - М., 1988.
4. Прутченков А. Музейная педагогика // Воспитание школьников. - 2002. - №5.