МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Управление образования Ирбитского муниципального образования
МОУ «Фоминская ООШ»
УТВЕРЖДЕН
Директор МОУ «Фоминская ООШ»
__________________ Л.П. Заболотских
Приказом № 67-од от 09.09.2025г.
Заболотск Подписано
цифровой
подписью:
их
Заболотских
Любовь Любовь Петровна
Дата: 2025.09.09
Петровна 09:55:20 +05'00'
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 8598046)
учебного курса «Секреты русской орфографии»
для обучающихся 9 класса
д. Фомина, 2025 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по курсу «Секреты русской орфографии» на уровне основного
общего образования подготовлена на основе ФГОС ООО, ФОП ООО,
Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации
(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля
2016 г № 637-р), федеральной рабочей программы воспитания, с учётом
распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения
основной образовательной программы основного общего образования.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения русского
языка, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания
и определению планируемых результатов.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые
предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне основного
общего образования.
Планируемые результаты освоения программы по курсу «Секреты русской
орфографии» включают личностные, метапредметные результаты за весь период
обучения на уровне основного общего образования, а также предметные
достижения обучающегося.
Программа данного элективного курса рассчитана на 16 часов и
предназначена для всех учащихся 9 класса.
Курс является предметно-ориентированным. Вопросы, рассматриваемые в
данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по
русскому языку; курс опирается на те знания и навыки учащихся, которые были
получены при изучении базового курса русского языка.
Актуальность введения в школе данного курса объясняется следующими
обстоятельствами:
- одной из важных задач филологического образования в школе является
формирование навыков грамотного письма, поэтому курс даст учащимся
возможность проверить свои знания в области орфографии, будет
способствовать совершенствованию и развитию знаний и умений,
предусмотренных школьной программой, поможет в решении проблемы
повышения грамотности учеников;
- в основной школе материал по изучению орфограмм включается в программы
по русскому языку 5-7 классов, а эти важные знания, умения и навыки
необходимы учащимся при подготовке к государственной итоговой аттестации в
форме основного государственного экзамена (ОГЭ);
- часы на изучение русского языка к 9 классу резко сокращаются, и темы,
связанные с орфографией, присутствуют на уроках русского языка только в виде
повторения, что приводит к тому, что учащиеся приходят к итоговой аттестации
недостаточно подготовленными в области орфографии.
2
Основные цели курса:
- обобщить и систематизировать полученные знания по орфографии за курс 5-7
классов;
- закрепить навыки правописания, активизировать внимание учащихся к
собственной письменной речи, что предполагает сознательное усвоение и
применение на практике орфографических правил;
- подготовиться к итоговой аттестации по русскому языку за курс основного
общего образования и на более высоком уровне подготовиться к сдаче единого
государственного экзамена.
Элективный курс направлен на решение следующих задач:
- систематизировать и закрепить знания о фонетических, традиционных,
лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаниях
(условия написания, орфографическая норма, приемы разграничения схожих
написаний);
- развить орфографическую зоркость и речевую культуру учащихся;
- способствовать формированию навыков работы с разными типами словарей
(орфографическими, орфоэпическими, словообразовательными,
этимологическими) и справочной литературой;
- формировать навыки самостоятельного исследования теоретического
материала и способствовать формированию у школьников интереса к работе
исследователя языка;
- формировать коммуникативные навыки, которые способствуют развитию
умений работать в группе, вести дискуссию, отстаивать точку зрения.
На занятиях курса "Секреты русской орфографии" предпочтительны
формы работы, расширяющие классно-урочную систему: лекции, практикумы,
семинары, интерактивные занятия, орфографические тренажёры.
В освоении данного курса основные формы организации работы учащихся
должны носить деятельностный, исследовательский, практический характер, что
позволит совершенствовать как учебные, так и общеучебные умения учащихся
(работа со справочной литературой, подготовка сообщения, доклада, умение
аргументировать свой ответ и т.д.).
Методы обучения:
- эвристическая беседа;
- проблемно-поисковые задания;
- наблюдение;
- лингвистические игры;
- индивидуальные задания;
тренировочные упражнения;
- работа со словарями;
3
- исследовательская и проектная деятельность детей (составление опорных
схем, написание сообщений, рефератов и т.д.);
- творческие задания;
- составление тестовых заданий.
В технологии проведения занятий присутствуют следующие этапы:
1. Справочно-ознакомительный (лекция учителя, составление таблиц, памяток,
работа по опорным конспектам, работа со словарями и справочной
литературой);
2. Тренировочный (выполнение упражнений, тестовых заданий);
3. Игровой (лингвистические игры, кроссворды и т.п.);
4. Контролирующий (диктанты, словарные диктанты, тесты).
Формы контроля, которые позволят оценить уровень усвоения курса:
- самостоятельное выполнение упражнений;
- выполнение тестовых заданий;
- аргументированный устный ответ;
- презентация материала учащимися;
- защита собственного проекта по темам данного курса.
В результате изучения курса учащийся должен знать:
- правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических,
словообразовательно-грамматических написаний;
- условия, от которых зависит написание;
- норму, действующую при данных условиях;
- последовательность обнаружения изучаемой орфограммы;
- приёмы разграничения схожих написаний.
должен уметь:
- правильно писать слова с орфограммами, обусловленными морфологическим и
традиционным принципами написания;
- правильно писать сложные слова;
- правильно употреблять прописную букву в собственных наименованиях и в
прилагательных, образованных от собственных имен;
- правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях имен
существительных;
- правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях
прилагательных;
- правильно писать слова с орфограммами в окончаниях и суффиксах глаголов;
- правильно писать слова с орфограммами в суффиксах причастий и
отглагольных прилагательных;
- правильно писать не с разными частями речи.
4
Планируемые результаты: курс даст целостное представление о системе
русской орфографии; будет способствовать развитию орфографической
зоркости и формированию навыков грамотного письма, а также будет развивать
интеллектуальные и творческие способности, умение анализировать и оценивать
новую информацию, способствовать поиску информации по новой теме.
Курс «Секреты русской орфографии» имеет ярко выраженную
практическую направленность. Содержание материала определялось в
соответствии с дидактическими принципами:
научность;
доступность;
последовательность и системность изложения материала;
преемственность и перспективность;
связь теории с практикой;
наглядность;
целостность.
В курсе представлены все принципы современной русской орфографии
(морфологический, фонетический, традиционный, лексико-синтаксический,
словообразовательно-грамматический), темы сгруппированы в соответствии с
этими принципами и соответствуют определенным этапам усвоения языкового
материала.
Содержание программы элективного курса отбиралось в соответствии со
следующими документами:
1. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки
обучающихся для проведения основного государственного экзамена по
русскому языку;
2. Обобщённый план варианта КИМ 2026 года для ГИА выпускников 9 классов
по русскому языку;
3. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки
выпускников образовательных организаций для проведения единого
государственного экзамена по русскому языку.
Содержание программы курса «Секреты русской орфографии»
1. Основы русской орфографии. Опознавательные признаки орфограмм. (1ч.)
Орфография.
Орфограмма. Орфографическое правило. Принципы русской орфографии.
Условия выбора правильных написаний.
2. Безударные гласные в корне слова. (2 часа).
Безударные гласные, проверяемые ударением. Непроверяемые безударные
гласные. Чередования гласных в корне.
3. Правописание приставок. (1 час).
Неизменяющиеся на письме приставки (морфологический принцип
орфографии).
5
Изменяющиеся на письме приставки (фонетический принцип орфографии);
написание приставок, зависящее от значения.
4. Гласные Ы-И после приставок. Разделительный Ъ. (1 час).
Написание Ы в начале корня после приставок на согласный.
Правописание Ъ как разделительного знака после приставок на согласный и в
сложных словах спервой частью двух-, трѐх-, четырѐх-.
5. Орфограммы в суффиксах. (3 часа)
Одна и две буквы Н в суффиксах. Гласные в суффиксах разных частей речи
(правописание гласных в суффиксах глаголов -ова-/-ева- -ива-/ыва-,
существительных -ек, - ик, в суффиксах действительных и страдательных
причастий).
Согласные в суффиксах существительных и прилагательных (буквы ч, щ в
суффиксах существительных, суффиксы прилагательных -к и -ск).
6. Орфограммы в окончаниях. (1 час).
Гласные Е и И в окончаниях слов. Падежные и родовые окончания.
Правописание личных окончаний глаголов.
7. Гласные О-Е(Ё) после шипящих согласных (1 час).
Правописание о-е(ё) после шипящих в корне слова.
Гласные о-е(ё) после шипящих в окончаниях и суффиксах.
8. Правописание предлогов, союзов, частиц. (2 часа).
Правописание непроизводных и производных предлогов.
Раздельное и слитное написание предлогов.
Слитное и раздельное написание союзов.
Слитное и дефисное написание частиц.
Разграничение НЕ- и НИ-.
Правописание не и ни с разными частями речи.
9. Правописание сложных слов. (1 час).
Сложные слова с соединительной гласной.
Сложные слова без соединительной гласной.
Слитное и дефисное написание сложных существительных.
Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.
10. Употребление прописных букв. (1 час).
11. Принципы и правила переносов. (1 час).
12. Итоговое занятие. (1 час).
Итоговое занятие курса предполагает обобщение и систематизацию
изученного в области орфографии русского языка и закрепление умения
учащихся связно излагать лингвистический материал, проводится в форме
семинара и письменной проверочной работы в форме тестовых заданий.
6
Календарно-тематическое планирование по курсу
«Секреты русской орфографии»
(9 класс).
Общее количество часов – 16 ч.
№
п/
Тема занятия
п
1
Основы русской орфографии.
Опознавательные признаки орфограммы
2
Проверяемая и непроверяемая безударная гласная
в корне слова
3
Чередование гласных в корне слова
4
Правописание приставок
5
И-Ы после приставок.
Разделительные Ь и Ъ
6
Н-НН в прилагательных, отглагольных
прилагательных и причастиях, наречиях
7
Правописание гласных и согласных в суффиксах
глаголов, существительных, прилагательных
8
Правописание суффиксов действительных и
страдательных причастий
9
Орфограммы в окончаниях
10 О-Е (Ё) после шипящих
11 Правописание глаголов, союзов, частиц
12 НЕ со всеми частями речи
13 Правописание сложных слов
14 Употребление прописных букв
15 Принципы и правила переносов
16 Итоговое занятие
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Сроки
проведения
05.09.2025
12.09.2025
19.09.2025
26.09.2025
03.10.2025
10.10.2025
17.10.2025
24.10.2025
07.11.2025
14.11.2025
21.11.2025
28.11.2025
05.12.2025
12.12.2025
19.12.2025
26.12.2025
Рекомендуемая и используемая литература
• Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы/
В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. – Москва: изд. «Просвещение», 2021 г.
• Современный русский язык/ Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова – М:
«Международные отношения», 2023 г.
• Розенталь, Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Орфография. Пунктуация/-М:Айриспресс, 2003 г.
• Русский Воителева, К.А. Войлова.-М.: Дрофа, 2022 г.
•Цыбулько И.П. ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36
вариантов. – Москва: Национальное образование, 2025 г.
7
Интернет-ресурсы:
• http://rusolimp.kopeisk.ru/
• http://www.svetozar.ru Светозар: Открытая международная олимпиада
школьников по русскому языку
• http://www.gramota.ru Справочно-информационный Интернет-портал: Русский
язык»
• http://www.openclass.ru
• http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Русский язык»
(Приложение к «Первому сентября»)
• Образовательный портал для подготовки к экзаменам «Решу ОГЭ».
8