РП Физическая культура (подвижные игры)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство
образования и молодёжной политики Свердловской области Управление образования
Ирбитского муниципального образования
МОУ «Фоминская ООШ»

УТВЕРЖДЕН
Директор МОУ «Фоминская ООШ»
__________________ Л.П. Заболотских
Приказом № 67-од от 09.09.2025г

Заболотски
х Любовь
Петровна

Подписано цифровой
подписью: Заболотских
Любовь Петровна
Дата: 2025.09.09
13:51:00 +05'00'

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Физическая культура (подвижные игры)»
для обучающихся с задержкой психического развития
1– 3 классы

д. Фомина, 2025 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура
(подвижные игры)» на уровне начального общего образования составлена на
основе требований к результатам освоения программы начального общего
образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты
духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся,
сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура
(подвижные игры)» разработана с учётом потребности современного
российского общества в физически крепком и деятельном подрастающем
поколении, способном активно включаться в разнообразные формы
здорового образа жизни, использовать ценности физической культуры для
саморазвития, самоопределения и самореализации.
В рабочей программе учебного предмета «Физическая культура
(подвижные игры)» отражены объективно сложившиеся реалии
современного социокультурного развития общества, условия деятельности
образовательных
организаций,
запросы
родителей
обучающихся,
педагогических работников на обновление содержания образовательного
процесса, внедрение в его практику современных подходов, новых методик
и технологий.
Изучение учебного предмета «Физическая культура (подвижные игры)»
имеет важное значение в онтогенезе обучающихся. Оно активно
воздействует на развитие их физической, психической и социальной
природы, содействует укреплению здоровья, повышению защитных свойств
организма, развитию памяти, внимания и мышления, предметно
ориентируется на активное вовлечение обучающихся в самостоятельные
занятия физической культурой и спортом.
Целью образования учебного предмета «Физическая культура
(подвижные игры) на уровне начального общего образования является
формирование у обучающихся основ здорового образа жизни, активной
творческой самостоятельности в проведении разнообразных форм занятий
физическими упражнениями. Достижение данной цели обеспечивается
ориентацией учебного предмета на укрепление и сохранение здоровья
обучающихся, приобретение ими знаний и способов самостоятельной
деятельности, развитие физических качеств и освоение физических
упражнений оздоровительной, спортивной и прикладно-ориентированной
направленности.
Развивающая ориентация учебного предмета «Физическая культура
(подвижные игры)» заключается в формировании у обучающихся

необходимого и достаточного физического здоровья, уровня развития
физических качеств и обучения физическим упражнениям разной
функциональной направленности. Существенным достижением такой
ориентации является постепенное вовлечение обучающихся в здоровый
образ жизни за счёт овладения ими знаниями и умениями по организации
самостоятельных занятий подвижными играми, коррекционной, дыхательной
и зрительной гимнастикой, проведения физкультминуток и утренней
зарядки, закаливающих процедур, наблюдений за физическим развитием и
физической подготовленностью.
Воспитывающее значение учебного предмета «Физическая культура
(подвижные игры)» раскрывается в приобщении обучающихся к истории и
традициям физической культуры, спорта и игр народов России,
формировании интереса к регулярным занятиям физической культурой и
спортом, осознании роли занятий физической культурой в укреплении
здоровья, организации активного отдыха и досуга. В процессе обучения у
обучающихся активно формируются положительные навыки и способы
поведения, общения и взаимодействия со сверстниками и учителями,
оценивания своих действий и поступков в процессе совместной
коллективной деятельности.
Методологической основой структуры и содержания рабочей
программы учебного предмета «Физическая культура (подвижные игры)»
для начального общего образования являются базовые положения личностнодеятельностного подхода, ориентирующие педагогический процесс на
развитие целостной личности обучающихся. Достижение целостного
развития становится возможным благодаря освоению обучающимися
двигательной деятельности, представляющей собой основу содержания
учебного предмета «Физическая культура (подвижные игры)». Двигательная
деятельность оказывает активное влияние на развитие психической и
социальной природы обучающихся. Как и любая деятельность, она включает
в себя информационный, операциональный и мотивационно-процессуальный
компоненты, которые находят своё отражение в соответствующих
дидактических линиях учебного предмета.
В целях усиления мотивационной составляющей учебного предмета и
подготовки обучающихся к выполнению комплекса ГТО в структуру
программы учебного предмета «Физическая культура (подвижные игры)» в
раздел «Физическое совершенствование» вводится образовательный модуль
«Прикладно-ориентированная физическая культура». Данный модуль
позволит удовлетворить интересы обучающихся в занятиях спортом и

активном участии в спортивных соревнованиях, развитии национальных
форм соревновательной деятельности и систем физического воспитания.
Содержание
модуля
«Прикладно-ориентированная
физическая
культура» обеспечивается программами по видам спорта, которые могут
использоваться образовательными организациями исходя из интересов
обучающихся, физкультурно-спортивных традиций, наличия необходимой
материально-технической базы, квалификации педагогического состава.
Образовательные организации могут разрабатывать своё содержание для
модуля «Прикладно-ориентированная физическая культура» и включать в
него популярные национальные виды спорта, подвижные игры и
развлечения, основывающиеся на этнокультурных, исторических и
современных традициях региона и школы.
Планируемые
результаты
включают
в
себя
личностные,
метапредметные и предметные результаты.
Результативность освоения учебного предмета обучающимися
достигается посредством современных научно обоснованных инновационных
средств, методов и форм обучения, информационно-коммуникативных
технологий и передового педагогического опыта.
Общее число часов для изучения физической культуры на уровне
начального общего образования составляет – 101 час: в 1 классе – 33 часа (1
час в неделю), в 2 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 3 классе – 34 часа (1
час в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 КЛАСС
Физическое совершенствование
Спортивно-оздоровительная физическая культура
Подвижные и спортивные игры
Считалки для самостоятельной организации подвижных игр.
Прикладно-ориентированная физическая культура
Развитие основных физических качеств средствами спортивных и
подвижных игр. Подготовка к выполнению нормативных требований
комплекса ГТО.
2 КЛАСС
Физическое совершенствование
Спортивно-оздоровительная физическая культура
Подвижные игры
Подвижные игры с техническими приёмами спортивных игр (баскетбол,
футбол).
Прикладно-ориентированная физическая культура
Подготовка к соревнованиям по комплексу ГТО. Развитие основных
физических качеств средствами подвижных и спортивных игр.
3 КЛАСС
Физическое совершенствование
Подвижные и спортивные игры
Подвижные игры на точность движений с приёмами спортивных игр и
лыжной подготовки. Баскетбол: ведение баскетбольного мяча, ловля и
передача баскетбольного мяча. Волейбол: прямая нижняя подача, приём и
передача мяча снизу двумя руками на месте и в движении. Футбол: ведение
футбольного мяча, удар по неподвижному футбольному мячу.
Прикладно-ориентированная физическая культура.
Развитие основных физических качеств средствами базовых видов
спорта. Подготовка к выполнению нормативных требований комплекса ГТО.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ НА
УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по физической культуре на уровне начального общего
образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными
российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и
нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования
внутренней позиции личности.
В результате изучения физической культуры на уровне начального общего образования у обучающегося
будут сформированы следующие личностные результаты:
 становление ценностного отношения к истории и развитию физической культуры народов России,
осознание её связи с трудовой деятельностью и укреплением здоровья человека;
 формирование нравственно-этических норм поведения и правил межличностного общения во время
подвижных игр и спортивных соревнований, выполнения совместных учебных заданий;
 проявление уважительного отношения к соперникам во время соревновательной деятельности, стремление
оказывать первую помощь при травмах и ушибах;
 уважительное отношение к содержанию национальных подвижных игр, этнокультурным формам и видам
соревновательной деятельности;
 стремление к формированию культуры здоровья, соблюдению правил здорового образа жизни;
 проявление интереса к исследованию индивидуальных особенностей физического развития и физической
подготовленности, влияния занятий физической культурой и спортом на их показатели.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения физической культуры на уровне начального общего образования у обучающегося
будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные
учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
К концу обучения в 1 классе у обучающегося будут сформированы следующие универсальные учебные
действия.
Познавательные универсальные учебные действия:
 находить общие и отличительные признаки в передвижениях человека и животных;
 устанавливать связь между бытовыми движениями древних людей и физическими упражнениями из
современных видов спорта;
 сравнивать способы передвижения ходьбой и бегом, находить между ними общие и отличительные
признаки;
 выявлять признаки правильной и неправильной осанки, приводить возможные причины её нарушений.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
 воспроизводить названия разучиваемых физических упражнений и их исходные положения;
 высказывать мнение о положительном влиянии занятий физической культурой, оценивать влияние
гигиенических процедур на укрепление здоровья;
 управлять эмоциями во время занятий физической культурой и проведения подвижных игр, соблюдать
правила поведения и положительно относиться к замечаниям других обучающихся и учителя;
 обсуждать правила проведения подвижных игр, обосновывать объективность определения победителей.
Регулятивные универсальные учебные действия:
 выполнять комплексы физкультминуток, утренней зарядки, упражнений по профилактике нарушения и
коррекции осанки;
 выполнять учебные задания по обучению новым физическим упражнениям и развитию физических
качеств;
 проявлять уважительное отношение к участникам совместной игровой и соревновательной деятельности.
К концу обучения во 2 классе у обучающегося будут сформированы следующие универсальные учебные
действия.

Познавательные универсальные учебные действия:
 характеризовать понятие «физические качества», называть физические качества и определять их
отличительные признаки;
 понимать связь между закаливающими процедурами и укреплением здоровья;
 выявлять отличительные признаки упражнений на развитие разных физических качеств, приводить
примеры и демонстрировать их выполнение;
 обобщать знания, полученные в практической деятельности, составлять индивидуальные комплексы
упражнений физкультминуток и утренней зарядки, упражнений на профилактику нарушения осанки;
 вести наблюдения за изменениями показателей физического развития и физических качеств, проводить
процедуры их измерения.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
 объяснять назначение упражнений утренней зарядки, приводить соответствующие примеры её
положительного влияния на организм обучающихся (в пределах изученного);
 исполнять роль капитана и судьи в подвижных играх, аргументированно высказывать суждения о своих
действиях и принятых решениях;
 делать небольшие сообщения по истории возникновения подвижных игр и спортивных соревнований,
планированию режима дня, способам измерения показателей физического развития и физической
подготовленности.
Регулятивные универсальные учебные действия:
 соблюдать правила поведения на уроках физической культуры с учётом их учебного содержания, находить
в них различия (легкоатлетические, гимнастические и игровые уроки, занятия лыжной и плавательной
подготовкой);
 выполнять учебные задания по освоению новых физических упражнений и развитию физических качеств в
соответствии с указаниями и замечаниями учителя;
 взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения учебных заданий, соблюдать культуру
общения и уважительного обращения к другим обучающимся;

контролировать соответствие двигательных действий правилам подвижных игр, проявлять эмоциональную
сдержанность при возникновении ошибок.
К концу обучения в 3 классе у обучающегося будут сформированы следующие универсальные учебные
действия.
Познавательные универсальные учебные действия:
 понимать историческую связь развития физических упражнений с трудовыми действиями, приводить
примеры упражнений древних людей в современных спортивных соревнованиях;
 объяснять понятие «дозировка нагрузки», правильно применять способы её регулирования на занятиях
физической культурой;
 понимать влияние дыхательной и зрительной гимнастики на предупреждение развития утомления при
выполнении физических и умственных нагрузок;
 обобщать знания, полученные в практической деятельности, выполнять правила поведения на уроках
физической культуры, проводить закаливающие процедуры, занятия по предупреждению нарушения
осанки;
 вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и физических качеств в течение
учебного года, определять их приросты по учебным четвертям (триместрам).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
 организовывать совместные подвижные игры, принимать в них активное участие с соблюдением правил и
норм этического поведения;
 правильно использовать строевые команды, названия упражнений и способов деятельности во время
совместного выполнения учебных заданий;
 активно участвовать в обсуждении учебных заданий, анализе выполнения физических упражнений и
технических действий из осваиваемых видов спорта;
 делать небольшие сообщения по результатам выполнения учебных заданий, организации и проведения
самостоятельных занятий физической культурой.
Регулятивные универсальные учебные действия:






контролировать выполнение физических упражнений, корректировать их на основе сравнения с
заданными образцами;
взаимодействовать со сверстниками в процессе учебной и игровой деятельности, контролировать
соответствие выполнения игровых действий правилам подвижных игр;
оценивать сложность возникающих игровых задач, предлагать их совместное коллективное решение.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1 КЛАСС
К концу обучения в 1 классе обучающийся достигнет следующих предметных результатов по отдельным
темам программы по физической культуре:
 играть в подвижные игры с общеразвивающей направленностью.
2 КЛАСС
К концу обучения во 2 классе обучающийся достигнет следующих предметных результатов по отдельным
темам программы по физической культуре:
 организовывать и играть в подвижные игры на развитие основных физических качеств, с использованием
технических приёмов из спортивных игр;
 выполнять упражнения на развитие физических качеств.
3 КЛАСС
К концу обучения в 3 классе обучающийся достигнет следующих предметных результатов по отдельным
темам программы по физической культуре:
 выполнять технические действия спортивных игр: баскетбол (ведение баскетбольного мяча на месте и
движении), волейбол (приём мяча снизу и нижняя передача в парах), футбол (ведение футбольного мяча
змейкой);
 выполнять упражнения на развитие физических качеств, демонстрировать приросты в их показателях.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

0

0

ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
Раздел 1. Спортивно-оздоровительная физическая культура
1.1
Подвижные и спортивные игры
19
Итого по разделу

19

Раздел 2. Прикладно-ориентированная физическая культура
Подготовка к выполнению нормативных
2.1
14
требований комплекса ГТО
Итого по разделу

14

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

33

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

2 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

0

0

ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
Раздел 1. Спортивно-оздоровительная физическая культура
1.1

Подвижные игры

Итого по разделу

19
19

Раздел 2. Прикладно-ориентированная физическая культура
2.1

Подготовка к выполнению нормативных
требований комплекса ГТО

15

Итого по разделу

15

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

3 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

0

0

ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
Раздел 1. Спортивно-оздоровительная физическая культура
1.1

Подвижные и спортивные игры

Итого по разделу

19
19

Раздел 2. Прикладно -ориентированная физическая культура
2.1

Подготовка к выполнению
нормативных требований комплекса
ГТО

15

Итого по разделу

15

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».