РП Речь и альтернативная коммуникация

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области Управление
образования Ирбитского муниципального образования
МОУ «Фоминская ООШ»

УТВЕРЖДЕН
Директор МОУ «Фоминская ООШ»
__________________ Л.П. Заболотских
Приказом № 67-од от 09.09.2025г.

Заболотск Подписано
цифровой
подписью:
их
Заболотских
Любовь Любовь Петровна
Дата: 2025.09.09
Петровна 10:04:28 +05'00'
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация»
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 2
3 класса

д. Фомина, 2025 г.

Пояснительная записка.
Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни
человека. Специфические нарушения развития данного ребенка значительно препятствуют и
ограничивают его полноценное общение с окружающими: Ученик имеет нарушение
интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, у него отсутствует потребность в
коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения,
включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности, а также
отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной,
регулирующей. Кроме того, понимание речи данного ученика окружающими значительно
затруднено. В связи с этим, обучение ребенка речи и коммуникации включает
целенаправленную педагогическую работу по формированию у него потребности в общении,
на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию
альтернативных средств коммуникации социального общения.
Цель: – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием
средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в
процессе социального взаимодействия.
Задачи:
1)сформировать способность пользоваться доступными средствами коммуникации и
общения – вербальными и невербальными;
2)научить пользоваться доступными средствами коммуникации в практике
экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения соответствующих
возрасту житейских задач;
3)развитие речи как средства общения в тесной связи с познанием окружающего мира,
личным опытом ребенка. Понимание слов, обозначающих объекты и явления
природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека. Умение использовать
усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях;
4)глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого
слова. Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей,
названия хорошо известных предметов и действий. Использование карточек с
напечатанными словами как средства коммуникации.
5)Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму.
Общая характеристика учебного предмета
Дети с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью отличаются
наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления отмечается
своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико фонематического, лексического и грамматического. У детей с умеренной и тяжелой
степенью умственной отсталости затруднено или невозможно формирование устной и
письменной речи. Для них характерно ограниченное восприятие обращенной к ним
речи и ее ситуативное понимание. Из-за плохого понимания обращенной к ним речи с
трудом формируется соотнесение слова и предмета, слова и действия. По уровню
сформированности речи выделяются дети с отсутствием речи, со звукокомплексами, с
высказыванием на уровне отдельных слов, с наличием фраз. При этом речь невнятная,
косноязычная, малораспространенная, с аграмматизмами. Ввиду этого при обучении
большей части данной категории детей используют разнообразные средства
невербальной коммуникации.
Дети с умеренной умственной отсталостью часто не владеют речью, они
постоянно нуждаются в уходе и присмотре.

В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных
(дополнительных) средств коммуникации является необходимой частью всей системы
коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения могут
использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены,
в случае ее отсутствия.
Основные задачи реализации содержания предмета «Речь и АК»:
- Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и
личного опыта ребѐнка.
- Понимание обращѐнной речи и смысла доступных невербальных графических
знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений),
неспецифических жестов.
- Пользование воспроизводящими заменяющими речь устройствами (коммуникаторы,
персональные компьютеры и другие).
- Овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя
традиционные языковые (вербальные) и альтернативные средства коммуникации,
соблюдая общепринятые правила общения.
- Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике
экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту
житейских задач.
- Обучение глобальному чтению в доступных ребѐнку пределах, формирование
навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв,
слогов или слов; развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму; овладение
чтением и письмом на доступном уровне. Занятия по предмету «речь и
альтернативная коммуникация» проводятся 2 раза в неделю. На них ведущая роль
принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают
возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную
самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени
сложности, исходя из особенностей развития каждого ребенка.
В процессе урока учитель использует различные виды деятельности:
игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру),
элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную,
изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать
расширению коммуникативных навыков.
Индивидуальные формы работы на занятиях органически сочетаются с групповыми.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный план по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» входит в
обязательную часть учебного плана организации, в одну из шести образовательных
областей - «Язык и речевая практика». Общий объѐм нагрузки и максимальный объѐм
нагрузки обучающихся определѐн требованиями Стандарта. В учебном плане предмет
представлен с расчетом 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной,
тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность
обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его
психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим
требования к результатам освоения образовательной программы представляют собой
описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Личностные результаты освоения программы могут включать:
- основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к
определѐнному полу, осознание себя как «Я»;
- социально - эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

- формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его
органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
- формирование уважительного отношения к окружающим;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
- освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира,
покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование
личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и лично ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации
к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
Возможные предметные результаты должны отражать:
1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего
мира и личного опыта ребенка.
Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы,
-Объекты рукотворного мира и деятельность человека.
- Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал
в учебных и коммуникативных целях.
- Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и
невербальными.
- Качество сформированности устной речи в соответствии с индивидуальными
показаниями.
- Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм,
других графических знаков.
- Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами,
взглядом,
коммуникативными
таблицами,
тетрадями,
воспроизводящими
(синтезирующими)
речь устройствами.
- Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике
экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских
задач.
- Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в
разнообразных видах детской деятельности.
- Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и
вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.
- Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:
- Использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных
реакций для выражения индивидуальных потребностей;
- Пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками,
таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на
изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным
способом;
- Общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор,
компьютерное устройство).
- Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого

слова.
- Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия
хорошо известных предметов и действий.
- Использование карточек с напечатанными словами, как средства коммуникации.
- Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.
Программа «Речь и АК» направлена на формирование базовых учебных
действий и готовности к овладению содержанием АООП образования для у
обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР
(вариант 2) и включает следующие задачи:
1.Подготовку ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к
эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.
2.Формирование учебного поведения:
- направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
- умение выполнять инструкции педагога;
- использование по назначению учебных материалов;
- умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
3.Формирование умения выполнять задание:
- в течение определенного периода времени,
- от начала до конца,
- с заданными качественными параметрами.
4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции,
действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
Достаточный и минимальный уровень освоения учебного предмета
Минимальный уровень
Коммуникация

Достаточный уровень

Способность понимать обращенную речь,
понимать
смысл
доступных
жестов
и
Умение вступать в контакт.
графических
изображений:
рисунков,
Поддержание и завершение фотографий, пиктограмм, других графических
контакта.
знаков. Уметь «проигрывать» обозначенные
ситуации, моделируя тем самым различные
варианты речевого или безречевого
поведения.
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации
Способность
понимать
обращенную
речь.
Умение Уметь произносить слоги, слова.
Уметь различать интонацию.
определять интонацию.
Уметь различать речевые и Уметь определять источник звука.
Уметь имитировать неречевые звуки речевыми.
неречевые звуки.
Чтение и письмо
Пассивное письмо. Глобальное
чтение.
Культура общения

Начальные навыки самостоятельного чтения и
письма.

Понимание слов, обозначающих объекты и
Понимать смысл доступных
явления природы, объекты рукотворного мира и
жестов
и
графических
деятельность человека. Умение использовать
изображений
усвоенный словарный и фразовый материал в
коммуникативных ситуациях.
Содержание учебного предмета

1.Коммуникация
Коммуникация с использованием вербальных средств. Установление контакта с
собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет
эмоционального состояния собеседника. Реагирование на собственное имя.
Приветствие собеседника звуком (словом, предложением). Привлечение к себе
внимания звуком (словом, предложением). Выражение своих желаний звуком
(словом, предложением). Обращение с просьбой о помощи, выражая еѐ звуком
(словом, предложением). Выражение согласия (несогласия) звуком (словом,
предложением). Выражение благодарности звуком (словом, предложением). Ответы
на вопросы словом (предложением). Задавание вопросов предложением. Поддержание
диалога на заданную тему: поддержание зрительного контакта с собеседником,
соблюдение дистанции (очередности) в разговоре. Прощание с собеседником звуком
(словом, предложением, жестом).
Коммуникация с использованием невербальных средств. Указание взглядом на
объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой
согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с
использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия
(неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение
за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение внимания
звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности
звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие
согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета. Выражение своих
желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на
вопросы с предъявлением предметного символа. Выражение согласия (несогласия),
удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие
(прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с
использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, чернобелая картинка, пиктограмма). Выражение согласия (несогласия), удовольствия
(неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение
за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с
напечатанными словами. Выражение согласия (несогласия), удовольствия
(неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение
за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием таблицы
букв.
2.Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации
Импрессивная речь. Понимание простых по звуковому составу слов (мама,
папа, дядя и др.). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имѐн
членов семьи, учащихся класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет
(посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые
приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Понимание
обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи,
фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы.)
Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать,
спать, рисовать, играть, гулять). Понимание слов, обозначающих признак предмета
(цвет, величина, форма и др.). Понимание слов, обозначающих признак действия,
состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно).

Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).
Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.).
Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за
и др.). Понимание простых предложений. Понимание сложных предложений.
Понимание содержания текста.
Экспрессивная речь. Называние (употребление) отдельных звуков,
звукоподражаний, звуковых комплексов. Называние (употребление) простых по
звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Называние собственного имени.
Называние имѐн членов семьи (учащихся класса, педагогов класса). Называние
(употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда,
обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности,
продукты, транспорт, птицы и др.). Называние (употребление) обобщающих понятий
(посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые
приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Называние
(употребление) слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять,
бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Называние (употребление) слов,
обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Называние
(употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо,
быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Называние (употребление)
слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Называние
(употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.).
Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении
(в, на, под, из, из-за и др.).
Называние (употребление) простых предложений. Называние (употребление)
сложных предложений. Ответы на вопросы по содержанию текста. Составление
рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. Составление
рассказа по одной сюжетной картинке. Составление рассказа по серии сюжетных
картинок. Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях. Составление
рассказа о себе. Пересказ текста по плану, представленному графическими
изображениями (фотографии, рисунки, пиктограммы).
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации. Сообщение
собственного имени посредством напечатанного слова. Сообщение имѐн членов семьи
(учащихся класса, педагогов класса) посредством напечатанного слова.
Использование графического изображения для обозначения предметов и объектов
(посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые
приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).
Использование графического изображения для обозначения действия предмета (пить,
есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Использование
графического изображения для обозначения признака предмета (цвет, величина,
форма и др.). Использование графического изображения для обозначения
обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи,
фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и
др.). Использование графического изображения для обозначения признака действия,
состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).
Использование напечатанного слова для обозначения слова, указывающего на

предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Составление простых предложений с
использованием графического изображения. Ответы на вопросы по содержанию
текста с использованием графического изображения. Составление рассказа по
последовательно продемонстрированным действиям с использованием графического
изображения. Составление рассказа по одной сюжетной картинке с использованием
графического изображения. Составление рассказа по серии сюжетных картинок с
использованием графического изображения. Составление рассказа о прошедших,
планируемых событиях с использованием графического изображения. Составление
рассказа о себе с использованием графического изображения.
3.Чтение
Буквы и звуки. Уметь различать буквы Аа, Уу, Оо, Мм, Сс, Хх, Нн Слово. (Выделение
слова как единицы речи). Ознакомление с понятием «слово». Называние предметов.
Называние предмета. Практическое ознакомление с понятием «слово» и его условнографическим изображением. Упражнения в условно – графической фиксации слова с
последующего «чтением». Кодирование 3-4 слов, предложенных учителем к
сюжетной картинке (к стихотворению «Мишка»), их чтение. Упражнение в условно –
графической фиксации слов (2-3) с последующим «чтением» их по порядку
(пропедевтика предложений). Упражнение в условно–графической фиксации 2-3слова
с последующим «чтением» их в разбивку. Упражнение в «подписи» картинки словами
(схемы слов) с их последующим «чтением» по порядку и в разбивку.
Подбор слов к картинке на сюжет сказки «Репка» в точном соответствии с
количеством предложенных условно-графических изображений. «Подпись» сюжетной
картинки к сказке «Репка» словами с их последующим « чтением» по порядку и в
разбивку. Подбор слов по теме «Овощи», их условно-графическое кодирование и
последующее «чтение». Упражнение в условно – графической фиксации 2-3слов по
памяти с их последующим «чтением» по порядку и в разбивку. Предложение.
(Выделение предложения как единицы речи; составление предложений).
Ознакомление с понятием «предложение» и его условно-графическим изображением.
Условно – графическая фиксация заданных предложений с их последующим
«чтением». Условно – графическая фиксация заданных предложений с их
последующим «чтением». Составление предложений с опорой на ситуативную
картинку, его кодирование и последующее «чтение».
Подбор одной из двух картинок к заданному предложению, фиксация предложения
условно-графическим изображением и последующее «чтение»
Составление,
кодирование, «чтение» предложения по сказке «Колобок» с опорой на наглядность.
Составление простых предложений по предметной картинке, их кодирование и
«чтение». Деление предложений на слова. Ознакомление с делением предложения,
состоящего из двух слов, на слова с опорой на тактильно-двигательные ощущения
(хлопок, отстукивание и т. п.) и условно-графическое изображение предложения.
Упражнение в делении предложения, состоящего из двух слов. Условно-графическая
фиксация и «чтение» предложения. Составление предложения по схеме – Кто? Что
делает? – по сюжетным картинкам. Упражнение в составлении предложения по схеме
– Кто? Что делает? – по предметной картинке и условно-графическому изображению с
подстановкой различных слов действий. Упражнение в составлении предложения из
двух слов на заданную тему:

«Обязанности в семье» по условно-графическому изображению с последующим
«чтением». Деление данного предложения, состоящего из трѐх слов, на слова.
Условно- графическая фиксация, «чтение» предложения бегло и отдельными словами.
Составление предложений из трѐх слов по сюжетным картинкам и условнографическому изображению с последующим «чтением» бегло и отдельными словами.
Упражнение в составлении предложения из трѐх слов по сюжетным картинкам и
условно-графическому изображению с последующим «чтением» бегло и отдельными
словами. Упражнение в составлении предложений из трѐх слов по двум предметным
картинкам и условно- графическому изображению с подстановкой различных словдействий. Последующее
«чтение» предложения бегло и отдельными словами. Слог (деление слов на слоги).
Ознакомление с понятием «слог» и его условно-графическим изображением (полоски,
более короткие, чем слова или квадраты). Упражнение в делении слов, состоящих из
двух слогов, на слоги с опорой на тактильно-двигательные ощущения и условнографическое изображение слога. Упражнение в делении слов(2 слога) на слоги.
Условно-графическая фиксация и «чтение» слова в различном темпе (бегло и по
слогам). Упражнение в делении слов (2 слога) на слоги. Условно-графическая
фиксация и «чтение» слова в различном темпе (бегло и по слогам).
4. Культура общения
Содержание предполагает организацию специальной работы по обогащению речи
учащихся словами, оборотами и другими языковыми и неязыковыми средствами.
Приветствие и прощание в школе и дома. Употребление слов: здравствуй,
здравствуйте, доброе утро, до свидания. Использование, как выразительных средств
речи, так и их помощников. Употребление вежливых слов.
Тематическое планирование
Речь и альтернативная коммуникация
3 класс, 2 часа в неделю (всего 68 часов)

№ п/п

Наименование тем, разделов

Всего часов

1.
2.

Коммуникация
Развитие речи средствами
вербальной и невербальной коммуникации

20
10

3.
4.

Чтение
Культура общения
Итого:

30
8
68


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».