РП Математические представления

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области Управление
образования Ирбитского муниципального образования
МОУ «Фоминская ООШ»

УТВЕРЖДЕН
Директор МОУ «Фоминская ООШ»
__________________ Л.П. Заболотских
Приказом № 67-од от 09.09.2025г.

Заболотск
их Любовь
Петровна

Подписано
цифровой
подписью:
Заболотских
Любовь Петровна
Дата: 2025.09.09
09:57:27 +05'00'

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Математические представления»
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 2
3 класса

д. Фомина, 2025 г.

Пояснительная записка.
Рабочая программа
образовательного

разработана

стандарта

(интеллектуальными

на

образования

нарушениями),

основе

Федерального

обучающихся
Примерной

с

государственного

умственной

отсталостью

адаптированной

основной

общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Цель образовательно-коррекционной работы:
формирование элементарных математических представлений и умения применять их в
повседневной жизни.
Задачи:
 сформировать представления о форме, величине; количественные, пространственные,
временные представления;
 сформировать представления о количестве, числе, познакомить с цифрами 1-2,
обучить счёту в пределах двух;
 сформировать способности пользоваться математическими знаниями при решении
соответствующих возрасту житейских задач.
Коррекционно-развивающие
моторики кистей рук,
элементарной

задачи: развитие сенсорных представлений,

развитие познавательной активности ученицы,

математической

терминологией,

значимой

для

мелкой
овладение

социально-бытовой

ориентировки в действительности.
Общая характеристика учебного предмета
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребёнок с тяжёлыми и
множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него
использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно
поставить три тарелки, три столовых прибора.
У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений
формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не
могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально
организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают
доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. В
конечном итоге важно, чтобы ребёнок научился применять математические представления в
повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он
сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество
продуктов для приготовления блюда и т.п. Знания, умения, навыки, приобретаемые ребёнком

в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки
в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных
отношениях, решении повседневных задач. В то же время необходимо отметить, что
формирование элементарных научных знаний не является самоцелью. Это лишь желаемый
результат обучения, который может

быть, достигнут,

только если

интеллектуальные

возможности ребёнка, состояние его здоровья позволяют сделать это.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом

МОУ «Фоминская ООШ» программа предмета

«Математические представления» рассчитана на реализацию в течение 34 учебных недель в
объёме 2 занятия в неделю (всего - 68). Продолжительность занятия варьируется с учётом
психофизического состояния ребенка от 20 до 25 минут.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предметные результаты:

развивается понимание

математической терминологии,

понимание слов, обозначающих объекты, происходит развитие жизнеобеспечивающей
ориентировки в пространстве и времени.
Личностные:

развитие навыков общения по содержанию предмета «Математические

представления».
Направления коррекционной работы
*Налаживание эмоционального контакта с ребёнком, на основе которого впоследствии
строится взаимодействие педагога с ребёнком в процессе совместной деятельности;
*Постоянная поддержка собственной активности ребёнка, так как развитие социально
окружающего мира невозможно без активного и сознательного участия ребенка в процессе;
*Одним из показателей активности ребёнка является формирование и
поддержка
положительного отношения к заданиям;
*Развитие мотивации.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
 практические, словесные, наглядные (по источнику изложения учебного материала);
 репродуктивные, объяснительно- иллюстративные, поисковые, исследовательские,
проблемные и др. (по характеру учебно-познавательной деятельности);
 методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности;
 метод мониторингов;
 методы стимулирования учебно-познавательной деятельности.
Содержание учебного предмета
Программа предполагает работу по следующим разделам:
«Количественные представления»
«Представления о форме»
«Представления о величине»
«Пространственные представления»
«Временные представления»
1) Элементарные математические представления о форме, величине; количественные
(дочисловые), пространственные, временные представления
Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности.

Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости.
Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества.
2) Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных
ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.
Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его
цифрой.
Умение пересчитывать предметы в доступных пределах. Умение представлять множество
двумя другими множествами в пределах 10-ти.
Умение обозначать арифметические действия знаками.
Умение решать задачи на увеличение и уменьшение на одну, несколько единиц.
Использование математических знаний при решении соответствующих возрасту житейских
задач.
Умение обращаться с деньгами, рассчитываться ими, пользоваться карманными деньгами.
Умение определять длину, вес, объем, температуру, время, пользуясь мерками и
измерительными приборами.
Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия.
Умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса, телефона.
Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками,
составлять и прослеживать последовательность событий, определять время по часам,
соотносить время с началом и концом деятельности.
Нахождение одинаковых предметов.
Соотнесение количества предметов с числом. Обозначение числа цифрой.
Соотнесение формы предметов с геометрическими телами.
Узнавание (различение) геометрических фигур, треугольник, квадрат, прямоугольник,
круг, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок.
Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (треугольник, квадрат,
прямоугольник, круг).
Сборка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг) из 2-х (3-х, 4х) частей.
Составление геометрической фигуры, треугольник, квадрат, прямоугольник, круг из
счётных палочек.
Штриховка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг).
Обводка геометрической фигуры, треугольник, квадрат, прямоугольник, круг по шаблону
(трафарету, контурной линии).
Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе, другом человеке,
изображении: верх (вверху), низ (внизу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука
(нога, сторона тела).
Определение месторасположения предметов в пространстве: близко, далеко
(сверху (вверху), снизу (внизу), впереди, сзади, справа, слева, на, в, внутри, перед, за, над,
под, напротив, между, в середине, в центре.
Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперёд, назад, вправо,
влево.
Ориентация на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), в середине (центре), справа, слева.
Определение отношения порядка следования: первый, последний, крайний, перед, после, за,
следующий за, следом, между.
Узнавание (различение) частей суток. Знание порядка следования частей суток.
Сравнение людей по возрасту.
Различение однородных (разнородных по одному признаку) предметов по величине.
Сравнение 2-х предметов по величине способом приложения (приставления), «на глаз»,
наложения.
Определение среднего по величине предмета из 3-х предложенных предметов.

Узнавание (различение) геометрических тел: «шар», «куб».
Соотнесение формы предметов с геометрическими телами.
Узнавание (различение) геометрических фигур, треугольник, квадрат, прямоугольник, круг,
точка, линия (прямая, ломаная), отрезок.
Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (треугольник, квадрат,
прямоугольник, круг).
Сборка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг) из 2-х (3-х, 4х) частей.
Составление геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг) из
счётных палочек.
Штриховка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг).
Обводка геометрической фигуры, треугольник, квадрат, прямоугольник, круг по шаблону
(трафарету, контурной линии).
Различение однородных (разнородных) предметов по длине.
Сравнение предметов по длине.
Различение однородных (разнородных) предметов по ширине.
Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте.
Сравнение предметов по высоте. Различение предметов по толщине.
Сравнение предметов по толщине.
Тематическое планирование
Математические представления
3 класс 2 часа в неделю (68 часов)
№
п/п
1.

2.
3.

4.
5.

6.
7.
9.

Наименование разделов, тем
Всего часов
Представление о величине:
10
-Различение по величине однородных и разнородных предметов.
-Сравнение предметов по длине.
-Сравнение предметов по ширине
-Сравнение предметов по высоте
Представление о массе
5
Сравнение предметов (легкий - тяжелый).
Количественные представления
7
-Нахождение
одинаковых предметов
-Узнавание цифр. Соотнесение цифры с количеством
предметов.
Временные представления
6
-Различение частей суток
Пространственные представления
8
-Ориентация на плоскости.
-Определение месторасположения предметов в пространстве
Расположение на листе бумаги
6
-Составление предмета из 2 и нескольких частей
Геометрический материал
-Узнавание геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник
Нумерация
-Написание цифр по точкам и пунктирным линиям.
Итого:

6
20
68


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».