РП Окружающий природный мир

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области Управление
образования Ирбитского муниципального образования
МОУ «Фоминская ООШ»

УТВЕРЖДЕН
Директор МОУ «Фоминская ООШ»
__________________ Л.П. Заболотских
Приказом № 67-од от 09.09.2025г.

Заболотск Подписано
цифровой подписью:
Любовь
их Любовь Заболотских
Петровна
2025.09.09
Петровна Дата:
09:59:42 +05'00'
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Окружающий природный мир»
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)
вариант 2
3 класса

д. Фомина, 2025 г.

Общая характеристика учебного предмета
Занятия по предмету «Окружающий природный мир» проводятся 2 раза в неделю.
На них ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые
дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную
самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности,
исходя из особенностей развития каждого ребенка.
В процессе урока учитель использует различные виды деятельности:
игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру),
элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд),
конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация),
которые будут способствовать расширению, повторению и закреплению математических
представлений.
Индивидуальные формы работы на занятиях органически сочетаются с групповыми.
Дидактический материал подобран в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, с
учетом уровня развития детей.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный план по предмету «Окружающий природный мир» входит в обязательную часть
учебного плана школы-интерната, в одну из шестиобразовательных областей - «Окружающий
мир». Общий объѐм нагрузки и максимальный объѐм нагрузки обучающихся определѐн
требованиями Стандарт. В учебном плане предмет представлен с расчетом по 2 часа в неделю, 68
часов в год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Окружающий природный мир»
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой,
глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого
обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых
образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения
образовательной программы представляют собой описание возможных результатов образования
данной категории обучающихся.
1.
2.

5.
6.

7.

9.

Личностные результаты освоения программы могут включать:
Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к
определѐнному полу, осознание себя как «Я»;
Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
3.Формированиесоциальноориентированноговзгляданаокружающиймирвего органичном
единстве и разнообразии природной и социальной частей;
4. Формирование уважительного отношения к окружающим;
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
Освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына(дочери), пассажира,
покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного
смысла учения;
Развитие самостоятельности и лично ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
8. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
10. РазвитиенавыковсотрудничествасвзрослымиисверстникамивразныхсоциальныхФ

установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на
результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Возможные предметные результаты должны отражать:
1. представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и
соответствующих сезонных изменениях в природе, умения адаптироваться к
конкретным природным и климатическим условиям.
2. умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения определенных
действий (идет дождь – открываем зонт).
3. Соблюдение правила поведения в природе (в лесу, у реки и др.).
4. Элементарные представления о течении времени.
5. умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем
года.
6. представления о течении времени: смена событий дня, суток, в течение недели,
месяца и т.д.
Программа «Окружающий природный мир» направлена на формирование базовых
учебных действий и готовности к овладению содержанием АООП образования для у обучающихся
с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) и включает
следующие задачи:
1.
Подготовку ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к
эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.
2.
Формирование учебного поведения:
 Направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
 Умение выполнять инструкции педагога;
 Использование по назначению учебных материалов;
 Умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
3.
Формирование умения выполнять задание:
 В течение определенного периода времени,
 От начала до конца,
 С заданными качественными параметрами.
4.
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания
(операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом
действия и т.д.

Достаточный и минимальный уровень освоения учебного предмета
Минимальный уровень
Иметь представления о явлениях и объектах
неживой природы, смене времен года и
соответствующих сезонных изменениях в
природе,
умения
адаптироваться
к
конкретным природным и климатическим
условиям.
Умение учитывать изменения в окружающей
среде для выполнения определенных
действий (идет дождь – открываем зонт).
Умение соблюдать правила поведения в
природе (в лесу, у реки и др.).
Элементарные представления о течении
времени.

Достаточный уровень
Правильно называть изученные объекты.
Различать объекты живой и неживой
природы.
Дифференциация имени и фамилии.
Называние своего пола.
Осознанное восприятие своей внешности.
Узнавание голоса учителя, других детей,
родителей, воспитателей.
Называние имени и отчества родителей,
учителей и воспитателей.
Название
домашних
животных.
Звукоподражание
и
пантомимические
движения различных животных. Название

Умение различать части суток, дни недели,
месяцы, их соотнесение со временем года.
Представления о течении времени: смена
событий дня, суток, в течение недели,
месяца и т.д.

диких животных. Звукоподражание и
пантомимические движения, передающие
особенности каждого животного. Называние
времени года с картинками. Называние
частей суток. Соотнесение частей суток с
картинками. Одежда, занятия детей в разное
время года. Естествознание осуществляется
в процессе тематических уроков, уроковэкскурсий, уроков – театров. Действия по
подражанию действиям учителя. Действия
по образцу. Действия по словесной
инструкции.

Содержание учебного предмета.
Программа курса «Окружающий природный мир» включает в себя несколько разделов:
«Растительный мир», «Животный мир», «Сад и огород», «Явления природы»
«Животный мир»
Знание строения домашнего (дикого) животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост,
ноги, копыта, рога, грива, пятачок, вымя, уши). Знание основных признаков животного.
Установление связи строения тела животного с его образом жизни. Узнавание (различение)
домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака). Объединение
животных в группу «домашние животные». Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц,
волк, медведь, лось, белка, еж, кабан, тигр).
«Растительный мир»
Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава). Узнавание (различение) частей
растений (корень, ствол/ стебель, ветка, лист, цветок). Знание значения частей растения. Знание
значения растений в природе и жизни человека. Узнавание (различение) деревьев (берѐза, дуб,
клѐн, ель, осина, сосна, ива, каштан). Знание строения дерева (ствол, корень, ветки, листья).
Узнавание (различение) плодовых деревьев (вишня, яблоня, груша, слива). Узнавание
(различение) лиственных и хвойных деревьев. Знание значения деревьев в природе и жизни
человека.
Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин,
персик, абрикос, киви) по внешнему виду (вкусу, запаху). Узнавание (различение) овощей (лук,
картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец) по внешнему виду (вкусу, запаху).
Различение съедобных и несъедобных частей овоща.
Узнавание (различение) лесных и садовых кустарников. Знание значения кустарников в
природе и жизни человека.
«Явления природы»
Совместное с обучающимися наблюдение за явлениями природы зимой: снег, холодный
дождь (в зависимости от погодных условий), распускаются листочки.
Наблюдения, игровые упражнения с флюгерами, ветряными игрушками. Обучение
составлению двухсловных предложений (Есть ветер? Нет ветра? Дует ветер.).
В имитационных играх, этюдах, пантомимах, уточнение представлений обучающихся о
солнце, луне, тучах, дожде, каплях, снеге и снежинках и их изображении на картинках и рисунках.
Чтение обучающимися потешек, песенок, стихотворений, сказок о явлениях природы, о
небесных светилах. Вовлечение обучающихся в доступные народные игры.
Рисование учителей и привлечение к этому действию учеников красками (вместе с
учителем): создание цветных пятен большой кистью, губкой, рукой и последующее
ассоциирование этих пяте н с реальными объектами (солнце, тучи). Называние их с помощью
учителя. (Интеграция с уроками «Изобразительная деятельность).

Тематическое планирование
3 класс, 2 часа в неделю (68 часов в год)

№п/п
1.

2.

3.

4.

Наименование тем, разделов

Всего часов

Растительный мир
-Исследование
природных объектов (шишки,
желуди, каштаны).
-Сравнение листьев деревьев
-Изготовление поделок из природного материала.
Животный мир
-Узнавание (различение) диких и домашних
животных.
Сад и огород
-Узнавание
(различение) плодовых деревьев
Узнавание (различение) лесных и садовых
кустарников

20

«Явления природы»
-Наблюдение за явлениями природы зимой, весной,
осенью.
Иметь представления о явлениях и объектах
неживой природы, смене времен года и
соответствующих сезонных изменениях в природе,
умения адаптироваться к конкретным природным и
климатическим условиям.

16

Итого:

22

10

68


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.