МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области Управление
образования Ирбитского муниципального образования
МОУ «Фоминская ООШ»
УТВЕРЖДЕН
Директор МОУ «Фоминская ООШ»
__________________ Л.П. Заболотских
Приказом № 67-од от 09.09.2025г.
Заболотск Подписано
цифровой подписью:
Любовь
их Любовь Заболотских
Петровна
2025.09.09
Петровна Дата:
10:00:52 +05'00'
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Окружающий социальный мир»
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)
вариант 2
3 класса
д. Фомина, 2025 г.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного
стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Важным аспектом обучения детей с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью и с
ТМНР является расширение представлений об окружающем социальном мире.
Подобранный
программный материал по предмету «Окружающий социальный мир» рассчитан на формирование у
обучающейся представлений о человеке и его социальном окружении.
Цель обучения:
формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной
среде и общепринятых правилах поведения, формирование общепринятых способов социального
взаимодействия.
Основными задачи программы:
познакомить с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы
поведения);
способствовать формированию представлений о предметном мире, созданном человеком
(многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними);
формировать способы социального взаимодействия.
Общая характеристика учебного предмета
В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с
ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного
предмета «Окружающий социальный
мир» позволяет планомерно формировать осмысленное
восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества.
Обучение ребёнка с ТМНР жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем
социальном мире и умений ориентироваться в нём, включаться в социальные отношения.
Программа представлена следующими разделами:
«Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Предметы быта», «Транспорт», «Традиции и
обычаи».
Все разделы программы взаимосвязаны и соответствуют различным этапам формирования социально
окружающего мира у ребёнка. При составлении индивидуальных планов для работы с детьми выбор
конкретного раздела программы зависит от возраста ребёнка, особенностей его развития и поставленных
целей коррекционной программы.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В Федеральном компоненте государственного стандарта «Окружающий социальный мир» обозначен как
самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. В
соответствии с учебным планом МОУ «Фоминская ООШ» программа предмета «Окружающий
социальный мир» в 3 классе рассчитана на реализацию в течение 34 учебных недель в объёме 1 занятие
в неделю (всего - 34). Продолжительность занятия варьируется с учётом психофизического состояния
ребенка от 20 до 25 минут.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «ОКРУЖАЮЩИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ МИР»
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой
умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения обучающегося оценивается с учётом
особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим
требования к результатам освоения образовательной программы представляют собой описание
возможных результатов образования обучающейся с УУО.
Личностные
Обогащение личностного опыта взаимодействия с предметами окружающего мира Развитие тактильных
ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта.
Узнавание предметов, изготовленных из
дерева (стол, полка, деревянные игрушки, двери). Узнавание предметов, изготовленных из ткани
(одежда, скатерть, штора, покрывала, постельное бельё, обивка мебели).
Формирование понятий «Новый Год», ёлочные украшения.
Обогащение реального опыта взаимодействия с окружающим миром. Различение изученных
электроприборов (утюг, электрический чайник, пылесос) и предметов мебели, наземного транспорта.
Формирование представлений о социальных ролях людей (пассажир, пешеход), правилах поведения
согласно социальным ролям.
Предметные результаты
1) Представления о мире, созданном руками человека
· проявляет интерес к объектам, созданным человеком.
· имеет представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, одежда, посуда,
игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.
2) Представления об окружающих людях: овладение первоначально профессиональных и социальных
ролях людей, имеет представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребёнка (учитель,
водитель и т.д.).
· имеет представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах
поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях.
3) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни.
· использует простейшие эстетические ориентиры/эталоны о внешнем виде, на праздниках, в
хозяйственно-бытовой деятельности.
Базовые
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному,
коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.
Формирование учебного поведения:
1)
направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание).
2)умение выполнять инструкции педагога:
- понимает жестовую инструкцию;
- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе
обучения).
3) использование по назначению учебных материалов:- бумаги; карандаша, мела.
4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
- выполняет действие способом рука-в-руке;
- подражает действиям, выполняемым педагогом;
- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.
Формирование умения выполнять задание:1) в течение определённого периода времени: способен
удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.
2) от начала до конца способен выполнить посильное задание при организующей, направляющей
помощи.
Содержание учебного предмета
1. Предметы и материалы, изготовленные человеком.
1.1. Знание свойств бумаги (рвётся, мнётся, намокает)
1.2. Узнавание (различение) видов бумаги (по плотности (альбомный лист,
папиросная бумага, картон), по фактуре (глянцевая, бархатная), узнавание
предметов, изготовленных из бумаги (салфетка, коробка, газета, книга.)
1.3. Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с бумагой
(ножницы, шило для бумаги, фигурный дырокол)
1.4. Узнавание предметов, изготовленных из дерева (стол, полка, деревянные
игрушки, двери и др.)
1.5. Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых обрабатывают дерево
(молоток, пила, топор)
1.6.Узнавание предметов, изготовленных из ткани (одежда, скатерть, штора,
покрывала, постельное бельё, обивка мебели и др.)
2. Предметы быта.
2.1. Узнавание (различение) электробытовых приборов: утюг, электрический чайник,
пылесос.
2.2. Знание назначения электроприборов.
2.3. Узнавание (различение) предметов мебели: стол, стул, диван, шкаф, полка,
кресло, кровать, табурет, комод.
2.4. Знание назначения предметов мебели.
2.5.Узнавание (различение) предметов посуды: тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка,
нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож.
2.6. Знание назначение предметов посуды.
3. Транспорт.
3.1. Узнавание (различение) наземного транспорта (рельсовый, безрельсовый).
3.2. Знание назначения наземного транспорта.
4. Традиции, обычаи.
4.1. Знание традиций и атрибутов праздников (Новый Год, 8 марта, Масленица)
5. Школа
Ориентация в классе, его зонах и в местах расположения учебных
принадлежностей. Ориентация в помещениях школы, в школьной территории;
в распорядке школьного дня. Представления о профессиях людей, работающих
в школе, о школьных принадлежностях (школьная доска, парта, мел, ранец,
учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал,
ручка, линейка, краски, кисточка, пластилин и т.д.). Представление о себе как
обучающемся в коллективе одноклассников.
Представление о дружеских взаимоотношениях. Соблюдение правил учебного
поведения. Соблюдение очередности. Следование правилам игры. Обращение
за разрешением к взрослым, когда ситуация этого требует. Соблюдение
общепринятых норм поведения дома, на улице, в общественных местах.
6.Безопасность
Данный раздел направлен на формирование безопасного поведения на улице и
на дорогах, в квартире. Безопасность на природе. Умение вести себя в случаях
чрезвычайной ситуации (отсутствие света, воды и т.д.).
7.Профессии
Данный раздел направлен на формирование представления о профессиях людей.
8.Квартира, дом
Узнавание (различение) наземного и воздушного транспорта.
Знание наземного и воздушного транспорта.
9.Продукты питания
Узнавание (различение) напитков, продуктов питания по внешнему виду, на вкус.
Узнавание упаковок с напитками, продуктами питания.
10.Транспорт.
Узнавание (различение) наземного и воздушного транспорта.
Знание назначения наземного и воздушного транспорта.
Тематическое планирование
Окружающий социальный мир
3 класс 1 час в неделю (всего 34 часа)
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
Наименование тем, разделов
Школа
-Ориентация в классе и местах расположения учебных
принадлежностей
-Соблюдение правил учебного поведения
Безопасность
-Правила поведения на улице, в общественном
транспорте
Профессии
-Знакомства с профессиями людей
Квартира, дом
-Узнавание, (различение) напитков продуктов питания по
внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с
напитками, продуктами питания.
Продукты питания Узнавание (различение) напитков,
продуктов питания по внешнему виду, на вкус. Узнавание
напитками, продуктами питания.
Транспорт
-Узнавание (различение) наземного транспорта
-Знание назначения наземного транспорта
Итого:
Всего часов
6
5
6
6
6
5
34