МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство
образования и молодёжной политики Свердловской области Управление
образования Ирбитского муниципального образования
МОУ «Фоминская ООШ»
УТВЕРЖДЕН
Директор МОУ «Фоминская ООШ»
__________________ Л.П. Заболотских
Приказом № 67-од от 09.09.2025г.
Заболотс Подписано
цифровой
подписью:
ких
Заболотских
Любовь Любовь Петровна
Дата: 2025.09.09
Петровна 16:49:15 +05'00'
Рабочая программа воспитания
Муниципального общеобразовательного
учреждения
«Фоминская основная
общеобразовательная школа»
д. Фомина, 2025г.
Оглавление
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ......................................................................... 3
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ ........................................................................................... 5
1.1. Цель и задачи воспитания обучающихся ................................................ 5
1.2. Направления воспитания ........................................................................... 6
1.3. Целевые ориентиры результатов воспитания ....................................... 8
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного общего
образования. ........................................................................................................... 10
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ................................................................... 13
2.1. Уклад общеобразовательной организации ........................................... 13
2.2. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности ............. 16
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ................................................................ 32
3.1. Кадровое обеспечение................................................................................ 32
3.2. Нормативно-методическое обеспечение ................................................ 32
3.3. Требования к условиям работы с обучающимися с особыми
образовательными потребностями................................................................ 33
3.4. Система поощрения социальной успешности и проявления
активной жизненной позиции обучающихся .............................................. 34
3.5. Анализ воспитательного процесса ......................................................... 35
Приложение 1 ........................................................................................................ 38
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа воспитания МОУ «Фоминская ООШ» разработана:
- на основе Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации», с учётом Стратегии развития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025 года и Плана мероприятий по её
реализации в 2021- 2025 гг., № 996-р и Плана мероприятий по её реализации в
2021-2025 годах (Распоряжение Правительства Российской Федерации от
12.11.2020 № 2945-р);
- на основе Федерального закона от 04.09.2022г №371-ФЗ «О внесении и
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
на стратегии национальной безопасности Российской Федерации, (Указ
Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400);
В соответствии с:
приказом Минпросвещения Российской Федерации № 372 от 18.05.2023
года «Об утверждении федеральной образовательной программы
начального общего образования»;
приказом Минпросвещения Российской Федерации № 370 от 18.05.2023
года «Об утверждении федеральной образовательной программы
основного общего образования»;
приказом Минпросвещения Российской Федерации № 371 от 18.05.2023
года «Об утверждении федеральной образовательной программы
среднего общего образования»;
приказом Минпросвещения Российской Федерации № 874 от 30
сентября 2022 года «Об утверждении порядка разработки и
утверждения федеральных основных общеобразовательных программ»;
приказом Минпросвещения Российской Федерации № 712 от 11
декабря 2020 г. «О внесении изменений в некоторые федеральные
государственные образовательные стандарты
общего образования по вопросам воспитания обучающихся»
Письма Министерства просвещения Российской Федерации от 18 июля
2022 года № АБ-1951/06 «Об актуализации примерной рабочей
программы воспитания», в соответствии с примерной программой
воспитания, одобренной решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от
23.06.2022 г. № 3/22).
Программа является методическим документом, определяющим комплекс
основных характеристик воспитательной работы, осуществляемой в школе,
разрабатывается с учетом государственной политики в области образования и
воспитания.
Программа основывается на единстве и преемственности образовательного
процесса на уровнях начального общего, основного общего, среднего общего
3
образования, соотносится с примерными рабочими программами воспитания
для организаций, реализующих образовательные программы дошкольного,
среднего профессионального образования.
Программа предназначена для планирования и организации системной
воспитательной деятельности с целью достижения обучающимися
личностных результатов образования, определённых ФГОС;
Разрабатывается и утверждается с участием коллегиальных органов
управления школой (в том числе советов обучающихся), советов родителей.
Реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности,
осуществляемой совместно с семьей и другими участниками образовательных
отношений, социальными институтами воспитания.
Предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным
духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической
группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Предусматривает историческое просвещение, формирование российской
культурной и гражданской идентичности обучающихся.
В соответствии с ФГОС личностные результаты освоения программ
общего образования должны отражать готовность обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и
расширение опыта деятельности на её основе в процессе реализации
основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части
гражданского, патриотического, духовно-нравственного, эстетического,
физического, трудового, экологического, познавательного воспитания.
Программа включает три раздела: целевой, содержательный,
организационный.
При разработке или обновлении рабочей программы воспитания ее
содержание, за исключением целевого раздела, может изменяться в
соответствии с особенностями образовательной организации:
организационно-правовой формой, контингентом обучающихся и их
родителей (законных представителей), направленностью образовательной
программы, в том числе предусматривающей углубленное изучение
отдельных учебных предметов, учитывающей этнокультурные интересы,
особые образовательные потребности обучающихся.
Приложение - примерный календарный план воспитательной работы.
4
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ
Участниками образовательных отношений являются педагогические
и другие работники общеобразовательной организации, обучающиеся, их
родители (законные представители), представители иных организаций,
участвующие в реализации образовательного процесса в соответствии с
законодательством Российской Федерации, локальными актами
общеобразовательной организации. Родители (законные представители)
несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на
воспитание своих детей. Содержание воспитания обучающихся в
общеобразовательной организации определяется содержанием
российских базовых (гражданских, национальных) норм и ценностей,
которые закреплены в Конституции Российской Федерации. Эти
ценности и нормы определяют инвариантное содержание воспитания
обучающихся. Вариативный компонент содержания воспитания
обучающихся включает духовно-нравственные ценности культуры,
традиционных религий народов России.
Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации
планируется и осуществляется в соответствии с приоритетами
государственной политики в сфере воспитания, установленными в
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от
29.05.2015 № 996-р). Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере
воспитания детей является развитие высоконравственной личности,
разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей
актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой
потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному
созиданию и защите Родины.
1.1. Цель и задачи воспитания обучающихся
Современный российский национальный воспитательный идеал —
высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России,
принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий
ответственность за настоящее и будущее страны, укоренённый в духовных и
культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами
Российской Федерации в сфере образования цель воспитания обучающихся
в общеобразовательной организации: развитие личности, создание условий
для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества и государства,
формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности,
5
уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества,
закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного
уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей
среде.
Задачи воспитания обучающихся в общеобразовательной организации:
- усвоение ими знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций,
которые выработало российское общество (социально значимых знаний);
- формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям,
традициям (их освоение, принятие);
- приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям
социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных
отношений, применения полученных знаний;
- достижение личностных результатов освоения общеобразовательных
программ в соответствии с ФГОС.
Личностные результаты освоения обучающимися общеобразовательных
программ включают осознание российской гражданской идентичности,
сформированность ценностей самостоятельности и инициативы, готовность
обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному
самоопределению, наличие мотивации к целенаправленной социально
значимой деятельности, сформированность внутренней позиции личности как
особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в
целом.
Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации
планируется и осуществляется на основе аксиологического,
антропологического, культурно- исторического, системно-деятельностного,
личностно-ориентированного подходов и с учётом принципов воспитания:
гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности
детей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной
жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности.
1.2. Направления воспитания
Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной
деятельности общеобразовательной организации по основным
направлениям воспитания в соответствии с ФГОС:
гражданское воспитание - формирование российской гражданской
идентичности, принадлежности к общности граждан Российской
Федерации, к народу России как источнику власти в Российском
государстве и субъекту тысячелетней российской государственности,
уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России,
правовой и политической культуры;
6
патриотическое воспитание - воспитание любви к родному краю,
Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое
просвещение, формирование российского национального исторического
сознания, российской культурной идентичности;
духовно-нравственное воспитание - воспитание на основе духовнонравственной культуры народов России, традиционных религий народов
России, формирование традиционных российских семейных ценностей;
воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия
и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков;
эстетическое воспитание - формирование эстетической культуры на
основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к
лучшим образцам отечественного и мирового искусства;
физическое воспитание, формирование культуры здорового образа
жизни и эмоционального благополучия - развитие физических
способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, навыков
безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных
ситуациях;
трудовое воспитание - воспитание уважения к труду, трудящимся,
результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую
деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в
продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе,
достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности;
экологическое воспитание - формирование экологической культуры,
ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на
основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны,
защиты, восстановления природы, окружающей среды;
ценности научного познания - воспитание стремления к познанию себя и
других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного
образования с учётом личностных интересов и общественных
потребностей.
Требования к личностным результатам освоения обучающимися
образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования установлены в соответствующих ФГОС.
На основании этих требований в данном разделе представлены целевые
ориентиры результатов в воспитании, развитии личности обучающихся, на
достижение которых должна быть направлена деятельность
педагогического коллектива для выполнения требований ФГОС.
Целевые ориентиры определены в соответствии с инвариантным
содержанием воспитания обучающихся на основе российских базовых
(гражданских, конституциональных) ценностей, обеспечивают единство
воспитания, воспитательного пространства.
Целевые ориентиры результатов воспитания сформулированы на
уровнях начального общего, основного общего, среднего общего
7
образования по направлениям воспитания в соответствии с ФГОС.
1.3. Целевые ориентиры результатов воспитания
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального
общего образования.
Гражданско-патриотическое воспитание
- Знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий
представление о Родине - России, её территории, расположении.
- Сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан
России, проявляющий уважение к своему и другим народам.
- Понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему
родного края, своей Родины - России, Российского государства.
- Понимающий значение гражданских символов (государственная символика
России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников
Отечества, проявляющий к ним уважение.
- Имеющий первоначальные представления о правах и ответственности
человека в обществе, гражданских правах и обязанностях.
- Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации,
в доступной по возрасту социально значимой деятельности.
Духовно-нравственное воспитание
- Уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа,
семейные ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности.
- Сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий
индивидуальность и достоинство каждого человека.
- Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать
помощь, выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и
моральный вред другим людям, уважающий старших.
- Умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным
нормам, осознающий ответственность за свои поступки.
- Владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного
пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми
разных народов, вероисповеданий.
- Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного
языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению.
Эстетическое воспитание
- Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе,
искусстве, творчестве людей.
- Проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой
8
художественной культуре.
- Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах
художественной деятельности, искусстве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и
эмоционального благополучия
- Бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные
правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в
том числе в информационной среде.
- Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены,
безопасного поведения в быту, природе, обществе.
- Ориентированный на физическое развитие с учётом возможностей
здоровья, занятия физкультурой и спортом.
- Сознающий и принимающий свою половую принадлежность,
соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учётом
возраста.
Трудовое воспитание
- Сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества.
- Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к
результатам труда, ответственное потребление.
- Проявляющий интерес к разным профессиям.
- Участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой
деятельности.
Экологическое воспитание
- Понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы,
влияние людей на природу, окружающую среду.
- Проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие
действий, приносящих вред природе, особенно живым существам.
- Выражающий готовность в своей деятельности придерживаться
экологических норм.
Ценности научного познания
- Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и
самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям,
науке.
- Обладающий первоначальными представлениями о природных и
социальных объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи
живой и неживой природы, о науке, научном знании.
- Имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и
осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях знания.
9
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного
общего образования.
Гражданское воспитание
- Знающий и принимающий свою российскую гражданскую принадлежность
(идентичность) в поликультурном, многонациональном и
многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе.
- Понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа
России, тысячелетней истории российской государственности на основе
исторического просвещения, российского национального исторического
сознания.
- Проявляющий уважение к государственным символам России, праздникам.
- Проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России,
реализации своих гражданских прав и свобод при уважении прав и свобод,
законных интересов других людей.
- Выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений
экстремизма, терроризма, коррупции в обществе.
- Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в
том числе самоуправлении, ориентированный на участие в социально
значимой деятельности.
Патриотическое воспитание
- Сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий
свой народ, его традиции, культуру.
- Проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего
и других народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям
народов, проживающих в родной стране.
- Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры
своего края, своего народа, других народов России.
- Знающий и уважающий достижения нашей Родины - России в науке,
искусстве, спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения,
героев и защитников Отечества в прошлом и современности.
- Принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности.
Духовно-нравственное воспитание
- Знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа,
ориентированный на духовные ценности и нравственные нормы народов
России, российского общества в ситуациях нравственного выбора (с учётом
национальной, религиозной принадлежности).
- Выражающий готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение
и поступки других людей с позиций традиционных российских духовнонравственных ценностей и норм с учётом осознания последствий поступков.
- Выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков,
10
поведения, противоречащих традиционным в России духовно-нравственным
нормам и ценностям.
- Сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях
индивидуального и общественного пространства, значение и ценность
межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в России,
умеющий общаться с людьми разных народов, вероисповеданий.
- Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным
ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для создания
семьи, рождения и воспитания детей.
- Проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и
литературе как части духовной культуры своего народа, российского
общества.
Эстетическое воспитание
- Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства,
народных традиций и народного творчества в искусстве.
- Проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным
видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов,
понимание их влияния на поведение людей.
- Сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм,
ценностей, традиций в искусстве.
- Ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в
художественном творчестве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и
эмоционального благополучия
- Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных
усилий в сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила
безопасности, безопасного поведения, в том числе в информационной среде.
- Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание,
соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и
отдыха, регулярную физическую активность).
- Проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления
алкоголя, наркотиков, игровой и иных форм зависимостей), понимание их
последствий, вреда для физического и психического здоровья.
- Умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своё и
других людей), стремящийся управлять собственным эмоциональным
состоянием.
- Способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и
природным условиям, стрессовым ситуациям.
Трудовое воспитание
- Уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей.
11
Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда
различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний.
- Сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков
трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной
профессиональной самореализации в российском обществе.
- Участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье,
общеобразовательной организации, своей местности) технологической и
социальной направленности, способный инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность.
- Выражающий готовность к осознанному выбору и построению
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом
личных и общественных интересов, потребностей.
Экологическое воспитание
- Понимающий значение и глобальный характер экологических проблем,
путей их решения, значение экологической культуры человека, общества.
- Сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в
условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред.
- Выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе.
Ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук
для решения задач в области охраны природы, планирования своих поступков
и оценки их возможных последствий для окружающей среды.
- Участвующий в практической деятельности экологической,
природоохранной направленности.
Ценности научного познания
- Выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с
учётом индивидуальных интересов, способностей, достижений.
- Ориентированный в деятельности на научные знания о природе и
обществе, взаимосвязях человека с природной и социальной средой.
- Развивающий навыки использования различных средств познания,
накопления знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в
информационной, цифровой среде).
- Демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления
опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания,
исследовательской деятельности.
12
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2.1. Уклад общеобразовательной организации
МОУ «Фоминская ООШ» является основной общеобразовательной
школой, численность обучающихся на 1 сентября 2025 года составляет 180
человек, численность педагогического коллектива 25 человек. Обучение
ведется с 1 по 9 классы по двум уровням образования: начальное общее
образование, основное общее образование. Контингент учащихся Фоминской
школы составляют дети из полных, неполных, опекаемых, многодетных,
детей «группы риска» и дети с ЗПР, а также с интеллектуальными
нарушениями.
Социокультурная среда деревни более консервативна и традиционна,
чем в городе, сохраняется внутреннее духовное богатство, бережное
отношение к Родине и природе. Сельская природная среда естественна и
приближена к людям. Наш школьник воспринимает природу как
естественную среду обитания.
Круг общения детей здесь не столь обширен, но само общение
отличается детальным знанием окружающих людей. В таких условиях у детей
значительно раньше формируется уважение к семейным традициям,
почитание старших, уважение к людям труда, взаимопомощь. Практически
все педагоги школы живут в нашей деревне, учились в этой школе, теперь
работают в ней. Знают личностные особенности, бытовые условия жизни
друг друга, отношения в семьях, что способствуют установлению
доброжелательных и доверительных отношений между педагогами,
школьниками и их родителями.
В небольшом коллективе интенсивнее идет процесс установления
межличностных контактов, существует реальная возможность проявить себя
в общем деле. У нас все на виду, что при создании ситуации совместного
поиска стимулирует активность учащихся и учителей. Нет резкой
обособленности между классами, учащимися разного возраста. Таким
образом, создавая условия для ребёнка по выбору форм, способов
самореализации на основе освоения общечеловеческих ценностей, учитываем
особенности сельской школы.
В МОУ «Фоминская ООШ» создана административная структура,
функционально ответственная за воспитательную работу в образовательном
учреждении:
- заместитель директора по воспитательной работе;
- советник директора по работе с детскими общественными объединениями;
- педагог-организатор;
- вожатый;
13
- преподаватель ОБЗР
- педагог-психолог;
- учитель-дефектолог;
- учитель-логопед;
- социальный педагог;
- педагог-библиотекарь;
- классные руководители.
Создана система, которая направлена на достижение цели:
- организация работы с кадрами:
- педагогический совет;
- методическое объединение классных руководителей;
- организация работы с учащимися, родителями и общественностью;
- школьная детская организация «Алый парус», участник Российского
Движения Первых;
- экологический отряд «Молодёжь 21 века»;
- отряд ЮИДД «Бонд»;
- ШСК «Здоровое поколение»;
- школьный театр «Калейдоскоп»;
- медиацентр «Большая перемена»;
- Совет учащихся;
- Совет школы;
- Общешкольные родительские собрания;
- Педагогический консилиум.
Для внеурочной работы с обучающимися эффективно используется
материально- техническая база школы:
- центр детских инициатив;
- библиотека;
- спортивный зал, спортивный инвентарь;
- кабинеты Центра образовательных ресурсов.
Важное место в жизни каждого ребенка занимает школа, которая как
сложный социальный механизм отражает характер, проблемы, противоречия
общества. Задача педагога - помочь ребенку определиться в этом обществе,
выбрать правильное для себя направление, чтобы он ориентировался в
многообразии и сложности сегодняшней жизни. Школа, благодаря своему
воспитательному потенциалу, способна помочь в определении ориентации
личности каждого ученика. Этот потенциал школы может быть реализован
при соответствующих условиях, важнейшими из которых являются:
1.
воспитание обучающихся при освоении ими основных образовательных
программ, осуществляющееся на основе включаемых в соответствующую
образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного
14
плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых в
общеобразовательном учреждении;
2.
умение руководителей классов (иных педагогов образовательного
учреждения) управлять воспитательным процессом обучающихся, уже в
школе способных активно взаимодействовать с окружающим социумом.
Таким образом, организация воспитательной работы является составной
частью образовательных программ, включающих воспитание всестороннего
духовного, нравственного и интеллектуального развития обучающихся,
воспитания в них чувства патриотизма и гражданственности, уважения к
памяти защитников Отечества, старшему поколению и человеку труда.
Процесс воспитания в МОУ «Фоминская ООШ» основывается на
следующих принципах взаимодействия педагогических работников и
обучающихся:
- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и обучающегося;
- соблюдения конфиденциальности информации об обучающемся и семье,
приоритета безопасности, обучающегося при нахождении в образовательной
организации;
- ориентир на создание в образовательной организации психологически
комфортной среды для каждого обучающегося и взрослого, без которой
невозможно конструктивное взаимодействие обучающихся и педагогических
работников;
- реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе
детско-взрослых общностей, которые бы объединяли обучающихся и
педагогических работников яркими и содержательными событиями, общими
позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- организация основных совместных дел обучающихся и педагогических
работников как предмета совместной заботы и взрослых, и обучающихся;
- системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия
его эффективности.
Основными традициями воспитания в МОУ «Фоминская ООШ»
являются следующие:
- стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются
ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция
воспитательных усилий педагогических работников;
- важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для
воспитания других совместных дел педагогических работников и
обучающихся является коллективная разработка, коллективное планирование,
коллективное проведение и коллективный анализ их результатов;
- в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления
обучающегося увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного
наблюдателя до организатора);
15
- в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между
классами, поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное
взаимодействие обучающихся, а также их социальная активность;
- педагогические работники школы ориентированы на формирование
коллективов в рамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных
детских объединений, на установление в них доброжелательных и
товарищеских взаимоотношений;
- ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель,
реализующий по отношению к обучающимся защитную, личностно
развивающую, организационную, посредническую (в разрешении
конфликтов) функции.
2.2. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
Виды, формы и содержание воспитательной деятельности в этом
разделе планируются, представляются по модулям. Здесь модуль - часть
рабочей программы воспитания, в которой описываются виды, формы и
содержание воспитательной работы в учебном году в рамках определённого
направления деятельности в МОУ «Фоминская ООШ». Каждый из модулей
обладает воспитательным потенциалом с особыми условиями, средствами,
возможностями воспитания (урочная деятельность, внеурочная деятельность,
взаимодействие с родителями и др.).
Модуль «Школьный урок»
Реализация воспитательного потенциала уроков (урочной
деятельности, аудиторных занятий в рамках максимально допустимой
учебной нагрузки) предусматривает:
- максимальное использование воспитательных возможностей содержания
учебных предметов для формирования у обучающихся российских
традиционных духовно- нравственных и социокультурных ценностей,
российского исторического сознания на основе исторического
просвещения;
- подбор соответствующего содержания уроков, заданий, вспомогательных
материалов, проблемных ситуаций для обсуждений;
- включение учителями в рабочие программы по учебным предметам,
курсам, модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учёт в
определении воспитательных задач уроков, занятий;
- включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов,
модулей тематики в соответствии с календарным планом воспитательной
работы;
- выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное
воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью
и задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания;
16
- реализацию приоритета воспитания в учебной деятельности;
- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых
на уроках предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений,
высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к
изучаемым событиям, явлениям, лицам;
- применение интерактивных форм учебной работы - интеллектуальных,
стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик,
дискуссий, дающих возможность приобрести опыт ведения
конструктивного диалога;
- групповой работы, которая учит строить отношения и действовать в
команде, способствует развитию критического мышления;
- побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила
общения со сверстниками и педагогами, соответствующие укладу
общеобразовательной организации, установление и поддержку
доброжелательной атмосферы;
- организацию наставнических пар, работа в которых даёт обучающимся
социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
- инициирование и поддержку исследовательской деятельности
обучающихся, планирование и выполнение индивидуальных и групповых
проектов воспитательной направленности.
Модуль «Внеурочная деятельность»
Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в
целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся
осуществляется в рамках выбранных ими курсов, занятий:
- курсы, занятия исторического просвещения, патриотической,
гражданско- патриотической, военно-патриотической, краеведческой,
историко-культурной направленности:
оказание помощи ветеранам ВОВ и труда, детям войны;
конкурсы рисунков;
Классные встречи с ветеранами ВОВ и труда, детями войны, «Уроки
мужества»;
встречи с участниками боевых действий;
тематические классные часы;
курсы «Разговоры о важном», «Орлята России».
- курсы, занятия познавательной, научной, исследовательской,
просветительской направленности:
предметные недели;
библиотечные уроки;
конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые
игры;
17
защита проектов;
НПК;
курсы «Функциональная грамотность», «Россия – мои горизонты».
- курсы, занятия экологической, природоохранной направленности:
беседы;
участие в добровольческих акциях;
выставки рисунков;
тематические классные часы;
проведение субботников и др.
- курсы, занятия туристско-краеведческой направленности:
экскурсии в школьный музей;
организация походов, экскурсий по родному краю и др.
- курсы, занятия в области искусств, художественного творчества разных
видов и жанров:
организация экскурсий, выставок детских рисунков, поделок и
творческих работ обучающихся;
проведение тематических классных часов по эстетике внешнего
вида ученика, культуре поведения и речи;
занятия внеурочной деятельности в школьном театре;
участие в конкурсах, концертах, выставках детского творчества
эстетического цикла на уровне школы, района, области;
- курсы, занятия оздоровительной и спортивной направленности:
организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр,
внутришкольны х спортивных соревнований;
проведение бесед по охране здоровья;
применение на уроках игровых моментов, физминуток;
участие в спортивных соревнованиях на разных уровнях.
В школе организована работа по проведению занятий внеурочной
деятельности по разным направлениям (см. Приложение 1).
Модуль «Классное руководство»
Реализация воспитательного потенциала классного руководства как
особого вида педагогической деятельности, направленной, в первую
очередь, на решение задач воспитания и социализации обучающихся,
предусматривает:
- планирование и проведение классных часов целевой воспитательной
тематической направленности;
18
- инициирование и поддержку классными руководителями участия
классов в общешкольных делах, мероприятиях, оказание необходимой
помощи обучающимся в их подготовке, проведении и анализе;
- организацию интересных и полезных для личностного развития
обучающихся совместных дел, позволяющих вовлекать в них
обучающихся с разными потребностями, способностями, давать
возможности для самореализации, устанавливать и укреплять
доверительные отношения, стать для них значимым взрослым, задающим
образцы поведения;
- сплочение коллектива класса через игры и тренинги на
командообразование, внеучебные и внешкольные мероприятия, походы,
экскурсии, празднования дней рождения обучающихся, классные вечера;
- выработку совместно с обучающимися правил поведения класса, участие
в выработке таких правил поведения в общеобразовательной организации;
- изучение особенностей личностного развития обучающихся путём
наблюдения за их поведением, в специально создаваемых педагогических
ситуациях, в играх, беседах по нравственным проблемам;
- результаты наблюдения сверяются с результатами бесед с родителями,
учителями, а также (при необходимости) со школьным психологом;
- доверительное общение и поддержку обучающихся в решении проблем
(налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогами,
успеваемость и т. д.), совместный поиск решений проблем, коррекцию
поведения обучающихся через частные беседы индивидуально и вместе с
их родителями, с другими обучающимися класса;
- индивидуальную работу с обучающимися класса по ведению личных
портфолио, в которых они фиксируют свои учебные, творческие,
спортивные, личностные достижения;
- регулярные консультации с учителями-предметниками, направленные на
формирование единства требований по вопросам воспитания и обучения,
предупреждение и/или разрешение конфликтов между учителями и
обучающимися;
- проведение мини-педсоветов для решения конкретных проблем класса,
интеграции воспитательных влияний педагогов на обучающихся,
привлечение учителей-предметников к участию в классных делах, дающих
им возможность лучше узнавать и понимать обучающихся, общаясь и
наблюдая их во внеучебной обстановке, участвовать в родительских
собраниях класса;
- организацию и проведение регулярных родительских собраний,
информирование родителей об успехах и проблемах обучающихся, их
положении в классе, жизни класса в целом, помощь родителям и иным
членам семьи в отношениях с учителями, администрацией;
- создание и организацию работы родительского комитета класса,
участвующего в решении вопросов воспитания и обучения в классе,
19
общеобразовательной организации;
- привлечение родителей (законных представителей), членов семей
обучающихся к организации и проведению воспитательных дел,
мероприятий в классе и общеобразовательной организации;
- проведение в классе праздников, конкурсов, соревнований и т. п.
- педагогическое сопровождение ученического самоуправления класса,
детской социальной активности, в том числе и ДШО «Алый парус»,
Движение Первых, ЮИД.
Модуль «Основные школьные дела»
Реализация воспитательного потенциала основных школьных дел
предусматривает:
общешкольные праздники;
- ежегодные творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и
т. п.) мероприятия, связанные с общероссийскими, региональными
праздниками, памятными датами, в которых участвуют все классы («День
знаний», «День учителя», «8 Марта», «День защитника Отечества»,
«Мастерская Деда Мороза», «День солидарности в борьбе с терроризмом»,
акция «Голубь мира», Новогодние праздники, «Неделя доброты»,
«Зарница» и др.);
- участие во всероссийских акциях, посвящённых значимым событиям в
России, мире («Бессмертный полк», «Георгиевская ленточка», «Окна
Победы», «Сад памяти», «Песни Победы», «День флага» и др.);
- торжественные мероприятия, связанные с завершением образования,
переходом на следующий уровень образования, символизирующие
приобретение новых социальных статусов в общеобразовательной
организации, обществе (праздники «День Первоклассника», «День
Пятиклассника», «Прощание с азбукой, посвящение в Орлята и др.);
- церемонии награждения (по итогам учебного периода, года)
обучающихся и педагогов за участие в жизни общеобразовательной
организации, достижения в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, вклад
в развитие общеобразовательной организации (фестиваль «Ученик года»);
- социальные проекты в общеобразовательной организации, совместно
разрабатываемые и реализуемые обучающимися и педагогами, в том числе
с участием социальных партнёров, комплексы дел благотворительной,
экологической, патриотической, трудовой и др. направленности («Сдай
макулатуру - спаси дерево», акции «Зеленая Россия», «Родному селу –
чистое будущее», «Школьный двор», «Сад памяти» и др.);
- проводимые для жителей деревни, своей местности и организуемые
совместно с семьями обучающихся праздники, фестивали, представления в
связи с памятными датами, значимыми событиями для местных жителей
(«День пожилого человека», участие в концерте, посвященном Дню
Победы, участие в митинге, посвящённом Дню памяти и скорби и др.);
20
- разновозрастные сборы, многодневные выездные события, включающие
в себя комплекс коллективных творческих дел гражданской,
патриотической, историко-краеведческой, экологической, трудовой,
спортивно-оздоровительной и др. направленности («Сборы активистов
Ювенты», сбор ДШО «Алый парус», ночные сборы ДШО «Алый парус» в
рамках проведения патриотической игры «Рассвет Победы»);
- вовлечение по возможности каждого обучающегося в школьные дела в
разных ролях (сценаристов, постановщиков, исполнителей,
корреспондентов, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов,
ответственных за костюмы и оборудование, за приглашение и встречу
гостей и т. д.), помощь обучающимся в освоении навыков подготовки,
проведения, анализа общешкольных дел;
- наблюдение за поведением обучающихся в ситуациях подготовки,
проведения, анализа основных школьных дел, мероприятий, их
отношениями с обучающимися разных возрастов, с педагогами и другими
взрослыми.
Модуль «Внешкольные мероприятия»
Реализация воспитательного потенциала внешкольных мероприятий
может предусматривать:
- общие внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно
с социальными партнёрами общеобразовательной организации;
- внешкольные тематические мероприятия воспитательной
направленности, организуемые педагогами по изучаемым в
общеобразовательной организации учебным предметам, курсам, модулям;
- экскурсии, походы выходного дня (в музей, картинную галерею,
технопарк, на предприятие и др.), организуемые в классах классными
руководителями, в том числе совместно с родителями (законными
представителями) обучающихся с привлечением их к планированию,
организации, проведению, оценке мероприятия;
- литературные, исторические, экологические и другие походы, экскурсии,
экспедиции, слёты и т. п., организуемые педагогами, в том числе
совместно с родителями (законными представителями) обучающихся для
изучения историко-культурных мест, событий, биографий проживавших в
этой местности российских поэтов и писателей, деятелей науки,
природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны и др.;
- выездные события, включающие в себя комплекс коллективных
творческих дел, в процессе которых складывается детско-взрослая
общность, характеризующаяся доверительными взаимоотношениями,
ответственным отношением к делу, атмосферой эмоциональнопсихологического комфорта.
21
Модуль «Организация предметно-пространственной среды»
Реализация воспитательного потенциала предметнопространственной среды предусматривает совместную деятельность
педагогов, обучающихся, других участников образовательных отношений
по её созданию, поддержанию, использованию в воспитательном
процессе:
- оформление внешнего вида здания, фасада, холла при входе в
общеобразовательную организацию государственной символикой
Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального
образования (флаг, герб, гимн), изображениями символики Российского
государства в разные периоды тысячелетней истории, исторической
символики региона;
- организацию и проведение церемоний поднятия (спуска)
государственного флага Российской Федерации;
- изготовление, размещение, обновление художественных изображений
(символических, живописных, фотографических, интерактивных аудио и
видео) природы России, региона, местности, предметов традиционной
культуры и быта, духовной культуры народов России;
- организацию и поддержание в общеобразовательной организации
звукового пространства позитивной духовно-нравственной, гражданскопатриотической воспитательной направленности (звонки-мелодии,
музыка, информационные сообщения), исполнение гимна Российской
Федерации;
- разработку, оформление, поддержание, использование в воспитательном
процессе «мест гражданского почитания» в помещениях
общеобразовательной организации или на прилегающей территории для
общественно-гражданского почитания лиц - обелиск, оформление и
обновление «мест новостей», стендов в помещениях (фойе и рекреации),
содержащих в доступной, привлекательной форме новостную
информацию позитивного гражданско-патриотического, духовнонравственного содержания, фотоотчёты об интересных событиях,
поздравления педагогов и обучающихся и т. п.;
- разработку и популяризацию символики общеобразовательной организации
(эмблема, флаг, элементы костюма обучающихся и т. п.), используемой как
повседневно, так и в торжественные моменты;
- подготовку и размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих
работ обучающихся в разных предметных областях, демонстрирующих их
способности, знакомящих с работами друг друга;
- поддержание эстетического вида и благоустройство всех помещений в
общеобразовательной организации, доступных и безопасных
рекреационных зон, озеленение территории при общеобразовательной
организации;
- разработку, оформление, поддержание и использование игровых
22
пространств, спортивных и игровых площадок, зон активного и тихого
отдыха;
- создание и поддержание в вестибюле или библиотеке стеллажей
свободного книгообмена, на которые обучающиеся, родители, педагоги
могут выставлять для общего использования свои книги, брать для чтения
другие;
- деятельность классных руководителей и других педагогов вместе с
обучающимися, их родителями по благоустройству, оформлению
школьных аудиторий, пришкольной территории;
- разработку и оформление пространств проведения значимых событий,
праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров
(событийный дизайн);
- разработку и обновление материалов (стендов, плакатов, инсталляций
и др.), акцентирующих внимание обучающихся на важных для воспитания
ценностях, правилах, традициях, укладе общеобразовательной организации,
актуальных вопросах профилактики и безопасности.
Модуль «Взаимодействие с родителями (законными
представителями)»
Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с
родителями (законными представителями) обучающихся
предусматривает:
- создание и деятельность в общеобразовательной организации, в классах
представительных органов родительского сообщества (родительского
комитета общеобразовательной организации, классов), участвующих в
обсуждении и решении вопросов воспитания и обучения;
- тематические родительские собрания в классах, общешкольные
родительские собрания по вопросам воспитания, взаимоотношений
обучающихся и педагогов, условий обучения и воспитания;
- родительские дни, в которые родители (законные представители) могут
посещать уроки и внеурочные занятия;
- проведение тематических собраний (в том числе по инициативе
родителей), на которых родители могут получать советы по вопросам
воспитания, консультации психологов, обмениваться опытом;
- электронная приемная на интернет-сайте общеобразовательной
организации, чаты в мессенджерах, группы с участием педагогов, на
которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, согласуется
совместная деятельность;
- участие родителей в психолого-педагогических консилиумах в случаях,
предусмотренных нормативными документами о психологопедагогическом консилиуме в общеобразовательной организации в
соответствии с порядком привлечения родителей (законных
представителей);
23
- привлечение родителей (законных представителей) к подготовке и
проведению классных и общешкольных мероприятий;
- при наличии среди обучающихся детей-сирот, оставшихся без попечения
родителей, приёмных детей целевое взаимодействие с их законными
представителями.
Модуль «Самоуправление»
Реализация воспитательного потенциала ученического
самоуправления предусматривает:
- организацию и деятельность органов ученического самоуправления
ДШО «Алый парус», избранных обучающимися;
- представление органами ученического самоуправления интересов
обучающихся в процессе управления общеобразовательной организацией;
защиту органами ученического самоуправления законных интересов и
прав обучающихся;
- участие представителей органов ученического самоуправления в
разработке, обсуждении и реализации рабочей программы воспитания,
календарного плана воспитательной работы, в анализе воспитательной
деятельности в общеобразовательной организации.
Модуль «Профилактика и безопасность»
Реализация воспитательного потенциала профилактической
деятельности в целях формирования и поддержки безопасной и
комфортной среды в МОУ «Фоминская ООШ» предусматривает:
- организацию деятельности педагогического коллектива по созданию в
общеобразовательной организации эффективной профилактической среды
обеспечения безопасности жизнедеятельности как условия успешной
воспитательной деятельности;
- проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и ресурсов
повышения безопасности, выделение и психолого-педагогическое
сопровождение групп риска обучающихся по разным направлениям
(агрессивное поведение, зависимости и др.);
- проведение коррекционно-воспитательной работы с обучающимся групп
риска силами педагогического коллектива и с привлечением сторонних
специалистов (психологов, работников социальных служб,
правоохранительных органов, опеки и т. д.);
- разработку и реализацию профилактических программ, направленных на
работу как с девиантными обучающимися, так и с их окружением;
- организацию межведомственного взаимодействия;
- вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, проекты,
программы профилактической направленности социальных и природных
рисков в общеобразовательной организации и в социокультурном
окружении с педагогами, родителями, социальными партнёрами
24
(антинаркотические, антиалкогольные, против курения, вовлечения в
деструктивные детские и молодёжные объединения, культы, субкультуры,
группы в социальных сетях; по безопасности в цифровой среде, на
транспорте, на воде, безопасности дорожного движения, противопожарной
безопасности, антитеррористической и антиэкстремистской безопасности,
гражданской обороне и т. д.);
- организацию превентивной работы с обучающимися со сценариями
социально одобряемого поведения, по развитию навыков саморефлексии,
самоконтроля, устойчивости к негативным воздействиям, групповому
давлению;
- профилактику правонарушений, девиаций посредством организации
общественно-полезных дел;
- предупреждение, профилактику и целенаправленную деятельность в
случаях появления, расширения, влияния в общеобразовательной
организации маргинальных групп обучающихся, оставивших обучение,
криминальной направленности, с агрессивным поведением и др.;
- профилактику расширения групп, семей обучающихся, требующих
специальной психолого-педагогической поддержки и сопровождения
(слабоуспевающие, социально запущенные, социально неадаптированные
дети-мигранты, обучающиеся с ОВЗ и т. д.);
- социально-психологического тестирования обучающихся, направленного
на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств
и психотропных веществ.
Модуль «Социальное партнёрство»
№ п/п
Наименование
организации
Цель сотрудничества
Совместно
реализуемые
мероприятия
1.
МАДОУ «Жар-птица»
Сотрудничество для обеспечения
преемственности дошкольного и
начального общего образования
2.
МКОУ ДОД «Центр
внешкольной работы»
Организация дополнительного
образования
Районные мероприятия и
конкурсы
3.
ГБУЗ СО «Ирбитская
центральная городская
больница»
(ФАП д. Фомина)
Профилактика, оказание
Индивидуальной помощи
обучающимся
Медицинское
обслуживание детей.
Лекции, беседы для
обучающихся иродителей
4.
МОУ ДО
«Детская юношеская
спортивная школа»
Школьные и районные
спортивные мероприятия
5.
ФОК «Олимпиец»
Организация дополнительного
образования спортивного
направления
«Веселые старты»
Посещение уроков
Педсоветы
25
6.
Агрофирма «Ирбитская»
7.
ОВД, ПДН
8.
Фоминский РДК
9.
Сельская библиотека
10.
Фоминская
территориальная
администрация
11.
МОУ ДО «Детский
экологический центр»
12.
Ирбитский центр
помощи семье и детям
Организация знакомства с
Экскурсии на
профессиями на селе
производство
Сотрудничество в организации
Рейды по семьям
профилактики безнадзорности и
социального риска,беседы
правонарушений
с учащимисяшколы
несовершеннолетними
Предоставление
зала,
Сотрудничество по программе
помощь в мероприятиях
Помощь в мероприятиях,
Сотрудничество по программе
беседах
Рейды по семьям
социального риска,
Сотрудничество в организации
профилактическая
профилактики безнадзорности и
работа с детьми,
правонарушений
состоящими на учете в
несовершеннолетними
ПДН и школе, беседы с
учащимися школы и
родителями
Организация дополнительного
Районные мероприятияи
образования экологического
конкурсы
направления
Рейды по семьям
Сотрудничество в организации
социального риска,
профилактики безнадзорности и профилактическая работа
правонарушений
с детьми, состоящими на
несовершеннолетними
учете в ПДН, беседы с
учащимися и родителями
Реализация воспитательного потенциала социального партнёрства
предусматривает:
- участие представителей организаций-партнёров, в том числе в
соответствии с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных
мероприятий в рамках рабочей программы воспитания и календарного
плана воспитательной работы (дни открытых дверей, государственные,
региональные, школьные праздники, торжественные мероприятия и т. п.);
- участие представителей организаций-партнёров в проведении отдельных
уроков, внеурочных занятий, внешкольных мероприятий соответствующей
тематической направленности;
- проведение на базе организаций-партнёров отдельных уроков, занятий,
внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности;
- проведение открытых дискуссионных площадок (детских,
педагогических, родительских) с представителями организаций-партнёров
для обсуждений актуальных проблем, касающихся жизни
общеобразовательной организации, муниципального образования,
региона, страны;
- реализация социальных проектов, совместно разрабатываемых
обучающимися, педагогами с организациями-партнёрами
26
благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и т. д.
направленности, ориентированных на воспитание обучающихся,
преобразование окружающего социума, позитивное воздействие на
социальное окружение.
Модуль «Профориентация»
Реализация воспитательного потенциала профориентационной
работы предусматривает:
- проведение профминимума «Россия – мои горизонты» и участие в
проекте «Билет в будущее», направленных на подготовку обучающегося к
осознанному планированию и реализации своего профессионального
будущего;
- профориентационные игры (игры-симуляции, деловые игры, квесты,
кейсы), расширяющие знания о профессиях, способах выбора профессий,
особенностях, условиях разной профессиональной деятельности;
- экскурсии на предприятия, в организации, дающие начальные
представления о существующих профессиях и условиях работы;
- посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий,
тематических профориентационных парков, лагерей, дней открытых
дверей в организациях профессионального, высшего образования;
- совместное с педагогами изучение обучающимися интернет-ресурсов,
посвящённых выбору профессий, прохождение профориентационного
онлайн- тестирования, онлайн-курсов по интересующим профессиям и
направлениям профессионального образования;
- участие в работе всероссийских профориентационных проектов;
- индивидуальное консультирование психологом обучающихся и их
родителей (законных представителей) по вопросам склонностей,
способностей, иных индивидуальных особенностей обучающихся, которые
могут иметь значение в выборе ими будущей профессии;
- освоение обучающимися основ профессии в рамках различных курсов,
включённых в обязательную часть образовательной программы, в рамках
компонента участников образовательных отношений, внеурочной
деятельности, дополнительного образования.
Модуль «Школьные медиа»
Цель школьных медиа (совместно создаваемых обучающимися и
педагогическими работниками средств распространения текстовой, аудио и
видео информации) - развитие коммуникативной культуры обучающихся,
формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой
самореализации обучающихся.
Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках
следующих видов и форм деятельности:
- разновозрастный редакционный совет обучающихся, обучающихся
старших классов и консультирующих их педагогических работников,
27
целью которого является освещение (через школьную газету, школьное
телевидение) наиболее интересных моментов жизни школы,
популяризация общешкольных ключевых дел, кружков, секций,
деятельности органов ученического самоуправления;
- школьная газета «Большая перемена», на страницах которой
размещаются материалы о школьной жизни, организуются конкурсы
рассказов, поэтических произведений, сказок, репортажей и научнопопулярных статей, проводятся круглые столы с обсуждением
значимых учебных, социальных, нравственных проблем;
- школьный медиацентр - созданная из заинтересованных добровольцев
группа информационно-технической поддержки школьных мероприятий,
осуществляющая видеосъемку и мультимедийное сопровождение
школьных праздников, фестивалей, конкурсов и др.;
- школьная интернет-группа – разновозрастное сообщество
обучающихся и педагогических работников, поддерживающее интернетсайт школы и соответствующую группу в социальных сетях с целью
освещения деятельности образовательной организации в информационном
пространстве, привлечения внимания общественности к школе,
информационного продвижения ценностей школы и организации
виртуальной диалоговой площадки, на которой обучающимися,
педагогическими работниками и родителями могли бы открыто
обсуждаться значимые для школы вопросы;
- участие обучающихся в региональных или всероссийских конкурсах
школьных медиа.
Модуль «Экскурсии, походы»
Экскурсии, походы помогают обучающемуся расширить свой кругозор,
получить новые знания об окружающей его социальной, культурной,
природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней,
приобрести важный социальный опыт.
На экскурсиях, в походах создаются благоприятные условия для
воспитания у подростков самостоятельности и ответственности,
формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления их
инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному
использованию своего времени, сил, имущества. Эти воспитательные
возможности реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности:
- ежегодные экскурсионные поездки по туристическим маршрутам
организуемые в классах их классными руководителями и родителями
школьников, после окончания учебного года;
- выездные экскурсии в музеи, на предприятия; на представления в кинотеатр,
драмтеатр и т.д.
28
Модуль «Детские общественные объединения»
Действующее на базе школы детское общественное
объединение «Алый парус» - это добровольное, самоуправляемое,
некоммерческое
формирование, созданное по инициативе обучающихся и
взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации
общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Его
правовой основой является Федеральный закон от 19 мая 1995 г. №
82-ФЗ «Об общественных объединениях» (ст. 5). Воспитание в детском
общественном объединении осуществляется через:
– утверждение и последовательную реализацию в детском
общественном объединении демократических процедур (выборы
руководящих органов объединения, подотчетность выборных органов
общему сбору объединения; ротация состава выборных органов и т.п.),
дающих обучающемуся возможность получить социально значимый опыт
гражданского поведения;
– организацию общественно полезных дел, дающих обучающимся
возможность получить важный для их личностного развития опыт
деятельности, направленной на помощь другим людям, своей школе,
обществу в целом;
- развить в себе такие качества как забота, уважение, умение сопереживать,
умение общаться, слушать и слышать других. Такими делами могут
являться: посильная помощь, оказываемая обучающимися пожилым людям;
- совместная работа с учреждениями социальной сферы (проведение
культурно- просветительских и развлекательных мероприятий для
посетителей этих учреждений, помощь в благоустройстве территории
данных учреждений и т.п.);
- участие обучающихся в работе на прилегающей к школе территории
(уход за деревьями и кустарниками, благоустройство клумб) и другие;
– клубные встречи – формальные и неформальные встречи членов
детского общественного объединения для обсуждения вопросов
управления объединением, планирования дел в школе и
микрорайоне, совместного пения, празднования знаменательных для
членов объединения событий;
– лагерные сборы детского объединения, проводимые в каникулярное
время на базе загородного лагеря. Здесь, в процессе круглосуточного
совместного проживания смены формируется костяк объединения,
вырабатывается взаимопонимание, система отношений, выявляются
лидеры, формируется атмосфера сообщества, формируется и апробируется
набор значимых дел;
– рекрутинговые мероприятия в начальной школе, реализующие
идею популяризации деятельности детского общественного объединения,
привлечения в него новых участников (проводятся в форме игр, квестов,
театрализаций и т.п.);
29
– поддержку и развитие в детском объединении его традиций и
ритуалов, формирующих у обучающегося чувство общности с другими
его членами, чувство причастности к тому, что происходит в объединении
(реализуется посредством введения особой символики детского объединения,
проведения ежегодной церемонии посвящения в члены детского
объединения, создания и поддержки интернет-странички детского
объединения в социальных сетях, организации деятельности прессцентра детского объединения, проведения традиционных огоньков формы коллективного анализа проводимых детским объединением дел);
– участие членов детского общественного объединения в волонтерских
акциях, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в
целом.
Это может быть, как участием обучающихся в проведении разовых акций,
которые часто носят масштабный характер, так и постоянной деятельностью
обучающихся.
В школе постоянно действует волонтерский отряд «Молодёжь 21 века», в
состав которого могут входить ученики любого класса. Отряд
осуществляет добровольческую деятельность в социальном и
экологическом направлениях.
Школа активно участвует в деятельности районной детской общественной
организации «Ювента», а также Общероссийской общественногосударственной детско-юношеской организации Движение Первых
Создано первичное отделение Общероссийской общественногосударственной детско-юношеской организации - «Движение Первых»
общероссийская общественно-государственная детскомолодёжная организация. Ориентировано на формирование социальной
активности, культуры, качеств личности у детей подросткового возраста
на основе их группового взаимодействия. Деятельность лицейского
отделения РДДМ направлена на воспитание подрастающего поколения,
развитие детей на основе их интересов и потребностей, а также организацию
досуга и занятости обучающихся. Участником Движения Первых может
стать любой обучающийся старше 8 лет. Дети и родители самостоятельно
принимают решение об участии в Движении Первых. Подростки получают
навыки эффективного взаимодействия в команде, построения отношений с
другими людьми, проявляют себя в решении групповых задач, делают
осознанный выбор, способны понять свою роль в обществе.
Одно из направлений Движения первых - программа «Орлята России» проект, направленный на развитие социальной активности школьников
младших классов в рамкам патриотического воспитания граждан РФ.
Участниками программы «Орлята России» становятся не только дети, но
и педагоги, родители, ученики-наставники из старших классов. В
содружестве и сотворчестве ребята и взрослые проходят образовательные
30
треки, выполняют задания, получая уникальный опыт командной
работы, где «один за всех и все за одного».
Обучающиеся принимают участие в мероприятиях и Всероссийских акциях
«Дней единых действий» в таких как: День знаний, День туризма, День
учителя, День народного единства, День матери, День героев Отечества,
День Конституции РФ, Международный день книгодарения, День
защитника Отечества, День космонавтики, Международный женский день,
День счастья, День смеха, День Победы, День защиты детей и др.
В школе организована деятельность Школьного спортивного клуба
«Здоровое поколение» в целях реализации стратегии развития физической
культуры и спорта, приобщения обучающихся к систематическим занятиям
физической культурой.
31
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
Программа воспитания реализуется посредством формирования
социокультурного воспитательного пространства при соблюдении
условий создания уклада, отражающего готовность всех участников
образовательного процесса руководствоваться едиными принципами и
регулярно воспроизводить наиболее ценные для неё воспитательнозначимые виды совместной деятельности.
Уклад школы направлен на сохранение преемственности принципов
воспитания на всех уровнях общего образования:
− обеспечение личностно-развивающей предметно-пространственной
среды, в том числе современное материально-техническое обеспечение,
методические материалы и средства обучения;
− наличие профессиональных кадров и готовность педагогического
коллектива к достижению целевых ориентиров Программы воспитания;
− взаимодействие с родителями (законными представителями) по
вопросам воспитания;
− учёт индивидуальных особенностей обучающихся, в интересах
которых реализуется Программа (возрастных, физических,
психологических, национальных и пр.).
3.1. Кадровое обеспечение
Для обеспечения реализации программы воспитания в школе
работают заместитель директора по воспитательной работе, советник
директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными
объединениями, социальный педагог, педагог-психолог, вожатая,
педагог-организатор, педагоги дополнительного образования по
направлениям.
3.2. Нормативно-методическое обеспечение
В школе приняты внутренние локальные акты, обеспечивающие
реализацию программы воспитания:
− Положение о внешнем виде обучающихся;
− Положение об использовании мобильных устройств;
− Положение об органах школьного самоуправления;
− Положение о совете профилактики;
− Положение об отряде юных инспекторов дорожного движения;
− Положение о Родительском патруле;
− Положение о родительском контроле питания;
− Положение о Совете родителей;
− Положение о Совете школы.
3.3. Требования к условиям работы с обучающимися с особыми
образовательными потребностями
В воспитательной работе с категориями обучающихся,
имеющих особые образовательные потребности: обучающихся с
инвалидностью, с ОВЗ, из социально уязвимых групп (например,
воспитанники детских домов, из семей мигрантов и др.), одарённых, с
отклоняющимся поведением, - создаются особые условия.
В здании школы для инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья оборудован кабинет, санузел. Перед входом в
школу установлен пандус. Приказом закреплены работники,
ответственные за сопровождение данных лиц и оказания им
ситуационной помощи в здании образовательной организации при
предоставлении государственных услуг.
Имеются тактильные плитки, приспособления для туалета
специализированного назначения, перед входной группой слева
расположен указатель и звонок вызова ассистента (помощника) из числа
сотрудников школы, для предоставления услуг по оказании инвалидам и
лицам с ОВЗ необходимой технической помощи.
Особыми задачами воспитания обучающихся с особыми
образовательными потребностями являются:
- налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с
окружающими для их успешной социальной адаптации и интеграции в
общеобразовательной организации;
- формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их
семьям со стороны всех участников образовательных отношений;
- построение воспитательной деятельности с учётом индивидуальных
особенностей и возможностей каждого обучающегося;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся,
содействие повышению уровня их педагогической, психологической,
медико-социальной компетентности.
При организации воспитания обучающихся с особыми образовательными
потребностями необходимо ориентироваться на:
– формирование личности ребёнка с особыми образовательными
потребностями с использованием адекватных возрасту и физическому и
(или) психическому состоянию методов воспитания;
– создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения
обучающихся с особыми образовательными потребностями и их
сверстников, с использованием адекватных вспомогательных средств и
педагогических приёмов, организацией совместных форм работы
воспитателей, педагогов-психологов, учителей- логопедов, учителейдефектологов;
– личностно-ориентированный подход в организации всех видов
деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями.
3.4. Система поощрения социальной успешности и проявления
активной жизненной позиции обучающихся
Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и
социальной успешности обучающихся призвана способствовать
формированию у обучающихся ориентации на активную жизненную
позицию, инициативность, максимально вовлекать их в совместную
деятельность в воспитательных целях. Система проявлений активной
жизненной позиции и поощрения социальной успешности обучающихся
строится на принципах:
- публичности, открытости поощрений (информирование всех
обучающихся о награждении, проведение награждений в присутствии
значительного числа обучающихся);
- соответствия артефактов и процедур награждения укладу
общеобразовательной организации, качеству воспитывающей среды,
символике общеобразовательной организации;
- прозрачности правил поощрения (наличие положения о награждениях,
неукоснительное следование порядку, зафиксированному в этом
документе, соблюдение справедливости при выдвижении кандидатур);
- регулирования частоты награждений (недопущение избыточности в
поощрениях, чрезмерно больших групп поощряемых и т. п.);
- сочетания индивидуального и коллективного поощрения (использование
индивидуальных и коллективных наград даёт возможность стимулировать
индивидуальную и коллективную активность обучающихся, преодолевать
межличностные противоречия между обучающимися, получившими и не
получившими награды);
- привлечения к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей
(законных представителей) обучающихся, представителей родительского
сообщества, самих обучающихся, их представителей (с учётом наличия
ученического самоуправления), сторонних организаций, их статусных
представителей;
- дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград
позволяет продлить стимулирующее действие системы поощрения).
Формы поощрения проявлений активной жизненной позиции
обучающихся и социальной успешности: индивидуальные портфолио
ученика, рейтинги, конкурсы «Ученик года», «Самый активный класс»,
благотворительная поддержка.
Ведение Портфолио ученика - деятельность обучающихся при её
организации и регулярном поощрении классными руководителями,
поддержке родителями (законными представителями) по собиранию
(накоплению) баллов, фиксирующих достижения обучающегося.
Портфолио может включать артефакты признания личностных
достижений, достижений в группе, участия в деятельности (грамоты,
поощрительные письма, фотографии призов, фото изделий, работ и др.,
участвовавших в конкурсах и т. д.). Кроме индивидуального портфолио,
возможно ведение портфолио класса.
Благотворительная поддержка обучающихся, групп обучающихся
(классов и др.) может заключаться в материальной поддержке проведения
в общеобразовательной организации воспитательных дел, мероприятий,
проведения внешкольных мероприятий, различных форм совместной
деятельности воспитательной направленности, в индивидуальной
поддержке нуждающихся в помощи обучающихся, семей, педагогических
работников.
Благотворительность предусматривает публичную презентацию
благотворителей и их деятельности.
3.5. Анализ воспитательного процесса
Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с
целевыми ориентирами результатов воспитания, личностными
результатами обучающихся на уровнях начального общего, основного
общего, среднего общего образования, установленными
соответствующими ФГОС.
Основным методом анализа воспитательного процесса в МОУ
«Фоминская ООШ» является ежегодный самоанализ воспитательной
работы с целью выявления основных проблем и последующего их
решения с привлечением (при необходимости) внешних экспертов,
специалистов.
Планирование анализа воспитательного процесса включается в
календарный план воспитательной работы.
Основные принципы самоанализа воспитательной работы:
- взаимное уважение всех участников образовательных отношений;
- приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на
изучение прежде всего не количественных, а качественных показателей,
таких как сохранение уклада общеобразовательной организации, качество
воспитывающей среды, содержание и разнообразие деятельности, стиль
общения, отношений между педагогами, обучающимися и родителями;
- развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на
использование его результатов для совершенствования воспитательной
деятельности педагогических работников (знания и сохранения в работе
цели и задач воспитания, умелого планирования воспитательной работы,
адекватного подбора видов, форм и содержания совместной деятельности
с обучающимися, коллегами, социальными партнёрами);
- распределённая ответственность за результаты личностного развития
обучающихся ориентирует на понимание того, что личностное развитие это результат как организованного социального воспитания, в котором
общеобразовательная организация участвует наряду с другими
социальными институтами, так и стихийной социализации, и
саморазвития.
Основные направления анализа воспитательного процесса:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
динамика личностного развития обучающихся в каждом классе.
Анализ проводится классными руководителями вместе с
заместителем директора по воспитательной работе (советником директора
по воспитанию, педагогом-психологом) с последующим обсуждением
результатов на методическом объединении классных руководителей или
педагогическом совете.
Основным способом получения информации о результатах
воспитания, социализации и саморазвития обучающихся является
педагогическое наблюдение. Внимание педагогов сосредоточивается на
вопросах: какие проблемы, затруднения в личностном развитии
обучающихся удалось решить за прошедший учебный год; какие
проблемы, затруднения решить не удалось и почему; какие новые
проблемы, трудности появились, над чем предстоит работать
педагогическому коллективу.
2. Состояние совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ,
является наличие интересной, событийно насыщенной и личностно
развивающей совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Анализ проводится заместителем директора по воспитательной
работе (советником директора по воспитанию, педагогом-психологом),
классными руководителями с привлечением актива родителей (законных
представителей) обучающихся, совета обучающихся. Способами
получения информации о состоянии организуемой совместной
деятельности обучающихся и педагогических работников могут быть
анкетирования и беседы с обучающимися и их родителями (законными
представителями), педагогическими работниками, представителями совета
обучающихся.
Результаты обсуждаются на заседании методических объединений
классных руководителей или педагогическом совете. Внимание
сосредоточивается на вопросах, связанных с качеством:
- реализации воспитательного потенциала урочной деятельности;
- организуемой внеурочной деятельности обучающихся;
- деятельности классных руководителей и их классов;
- проводимых общешкольных основных дел, мероприятий;
- внешкольных мероприятий;
- создания и поддержки предметно-пространственной среды;
- деятельности ученического самоуправления;
- деятельности по профилактике и безопасности;
- деятельности по профориентации обучающихся;
Итогом самоанализа является перечень выявленных проблем, над
решением которых предстоит работать педагогическому коллективу.
Итоги самоанализа оформляются в виде отчёта, составляемого
заместителем директора по воспитательной работе (совместно с
советником директора по воспитательной работе) в конце учебного года,
рассматриваются педагогическим советом или иным коллегиальным
органом управления в МОУ «Фоминская ООШ»
Ожидаемые конечные результаты:
1. Совершенствование статуса конкурентноспособного образовательного
учреждения, обеспечивающего становление личности выпускника,
способной при любых неблагоприятных условиях сохранять уважение
друг к другу, взаимопонимание, стремление к взаимодействию в
традициях русской православной культуры через расширение содержания,
форм организации воспитательной системы школы посредством
интеграции с социальными партнерами, системой дополнительного
образования.
2.Введение в практику новых форм и методов духовно-нравственного
воспитания.
3.Совершенствование системы социально–педагогической поддержки,
обеспечивающей снижение факторов «риска» и асоциального поведения
через внедрение современных воспитательных технологий, применение
эффективных механизмов социализации, формирования здорового образа
жизни на основе духовно-нравственных принципов воспитания.
4.Создание в школе единого воспитательного пространства, главной
ценностью которого является личность ребенка, приобщение его к
истинным ценностям, формирование нового знания, ориентированного на
умение при любых неблагоприятных условиях сохранять уважение друг к
другу, взаимопонимание, стремление к взаимодействию в традициях
русской культуры.
Приложение 1