Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школьный театр»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области Управление
образования Ирбитского муниципального образования
МОУ «Фоминская ООШ»

УТВЕРЖДЕН
Директор МОУ «Фоминская ООШ»
__________________ Л.П. Заболотских
Приказом № 67-од от 09.09.2025г.

Заболотск
их Любовь
Петровна

Подписано
цифровой
подписью:
Заболотских
Любовь Петровна
Дата: 2025.09.09
09:58:22 +05'00'

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Школьный театр»

.

д. Фомина, 2025 г.

Раздел №1. «Комплекс основных характеристик
программы»
1.1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школьный театр»
относится к программам художественной направленности.
Уровень сложности программы – базовый.
Форма обучения: очная
Нормативно-правовой базой для составления программы послужили следующие документы:
 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
 Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 04 июля
2014г.,
№41, СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018г.
№196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»;
 Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная
распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;
 Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
рекомендаций» Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ.
В настоящее время художественное воспитание в системе дополнительного образования
детей решает сегодня социально значимые вопросы детской занятости и организации досуга,
восполняет «пробелы» общего образования, создаёт условия для развития творческих и
профессиональных интересов учащихся в самых разных областях искусства.
Программа направлена на художественно-эстетическое и нравственное развитие
личности каждого ребёнка.
Данная программа является незаменимым инструментом развития духовно-нравственной,
культурной личности, способной к самовыражению и индивидуальной художественнотворческой деятельности.
Содержание программы нацелено на то, чтобы в процессе творческой деятельности у детей
вырабатывались универсальные учебные действия: умение планировать, представить
результат, осуществлять контроль, доводить начатое дело до конца, вести совместную
деятельность, диалог с педагогом и сверстниками; а также формируются важные качества
личности, такие как: выдержка, терпимость, аккуратность.
В процессе реализации программы используются разнообразные формы занятий:
конкурсы, экскурсии, спектакли, концерты.
Программа рассчитана на обучающихся 2-4 и 5-11 класса.
Программа дополнительного курса «Школьный хор» рассчитана на один год, по два
часа в неделю. Режим занятий: занятия проводятся 2 часа в неделю по 45 минут.
2

1.2. Цель и задачи
1.1. Цель и задачи программы.

Цель: Развитие и формирование творческих способностей детей; содействие
воспитанию личности на основе гуманитарных ценностей средствами художественноэстетической и творческой деятельности.
Задачи:
1. Формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к окружающему
миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества –
как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;
2. Развитие творческих способностей, развитие у детей художественного вкуса и
творческого потенциала, умения работать самостоятельно и в группе.
3. Вовлечение учащихся в творческую и конкурсную работу.
5. Развитие основных приёмов творческой деятельности.
Содержание программы
Тема 1 «Основы театральной культуры, культура
общения»
Тема 2 Театральная игра
Тема 3 Актёр и его роли
1.2.

1.3.
Планируемые результаты
В результате освоения дополнительной общеобразовательной программы
«Школьный театр» обучающиеся:
- получат возможность развить воображение, образное мышление, интеллект,
фантазию, творческое мышление;
научатся:· понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;·
планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
· осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
· анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные
установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
· проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов,
сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
· включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
· работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
· слушать собеседника;· читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы
чтения;· выразительному чтению;· развивать речевое дыхание и правильную
артикуляцию;· видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;·
сочинять этюды по сказкам

Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
3

2.1. Учебный план
Название

«Школьный театр»

1 год обучения
Всего
Теория
68

Практика

30

38

Промежуточная аттестация может проводиться в следующих формах:
- участие в конкурсах и мероприятиях разного уровня
-индивидуальный портфель достижений учащихся

2.2. Календарный учебный график
Учебные периоды
1 четверть
2 четверть
3 четверть

с 01.09.2025 по
24.10.2025
с 03.11.2025 по
30.12.2025
с 12.01.2026 по
27.03.2026
с 12.01.2026 по
15.02.2026 +
с 23.02.2026 по
27.03.2026

8 учебных недель / 40
учебных дней
8 учебных недель / 40
учебных дней
11 учебных недель / 53
учебных дня

с 25.10.2025 по
02.11.2025
с 31.12.2025 по
11.01.2026
с 28.03.2026 по
05.04.2026

9 дней

10 учебных недель / 48
дней - 1 класс

с 16.02.2026 по
22.02.2026

7 дней
дополнительно в 1
классе
30 дней

7 учебных недель / 35
учебных дней
1 учебная неделя / 5
дней Итого:
34 учебных недели /
168 уч. дней
1 класс - 33 учебных недели /
163 уч. дня
Праздничные и выходные 3 ноября 2025
дни:
4 ноября 2025
23 февраля 2026
8 марта 2026
9 марта 2026
1 мая 2026
9 мая 2026
11 мая 2026
4 четверть

Каникулы

с 06.04.2026 по
26.05.2026
с 27.05.2026 по
02.06.20256

12 дней
9 дней

37 дней - 1 класс

Праздничные
и
выходные дни:

31 декабря 2025
1 января 2026
2 января 2026
3 января 2026
4 января 2026
5 января 2026
6 января 2026
7 января 2026
8 января 2026
9 января 2026

Сроки проведения промежуточных аттестаций:
годовое оценивание по учебным предметам – с 18 по 22 мая 2026 г. в 2 - 8 классах
повторное годовое оценивание по учебным предметам обучающихся, имеющих
академическую задолженность, - 26 июня 2026 г. первый срок, 28 августа 2026 г. Второй срок.
4

Приложение
к дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программе
«Школьный театр»

Рабочая программа по курсу
«Школьный театр»

1. Учебно-тематическое планирование
5

№
п/п

Название темы

Тема 1 «Основы театральной культуры,
культура общения»
1
Вводное занятие.
Знакомство с планом работы кружка.
2
Выборы актива кружка
3
Мини постановка, посвящённая
международному дню распространения
грамотности.
4
Особенности театрального искусства, его
отличие от других видов искусства.
5
Знакомство со структурой театра
6
Устройство зрительного зала и сцены.
7
Основные профессии: актер, режиссер,
сценарист, художник, гример.
Основные профессии: актер, режиссер,
8
сценарист, художник, гример.
9
Основные профессии: актер, режиссер,
сценарист, художник, гример.
Выступление на празднике «ДЕНЬ
10
УЧИТЕЛЯ»
Отработка сценического этюда «Уж эти
11
профессии театра…»
Отработка сценического этюда «Уж эти
12
профессии театра…»
13
Декораций и костюмы
14
Костюмы и декорации из подручных
материалов
15
Создание образа с помощью грима
16
Грим: сказочные герои и животные
17
Концерт ко Дню пожилого человека
Обсуждение предлагаемых
18
обстоятельств, особенностей поведения
персонажа на сцене.
19
Театр и жизнь.
20
Что даёт театральное искусство в
формировании личности.
21
Фантазия - источник творческой
духовности человека.
Фантазия - источник творческой
22
духовности человека.
23
Выступление на празднике «День
матери»
Тема 2 «Театральная игра»

Всего
часов

Количество часов
Теория

Практика

23

15

8

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
10

6

4

6

24
25
26
27

28

29

30
31
32
33

34
35
36
37
38

39

40

41

42
43
44
45
46
47

Игра: «Я пришел в театр»
Игра: «Что можно взять с собой в театр?»
Знакомство со сценарием сказки в стихах
(по мотивам сказки «Снегурочка»).
Распределение ролей (с учетом
пожелания юных артистов и соответствие
каждого из них избранной роли внешние данные, дикция и т.п.).
Выразительное чтение сказки по ролям.
Обсуждение декораций, костюмов,
сценических эффектов, музыкального
сопровождения.
Обсуждение декораций, костюмов,
сценических эффектов, музыкального
сопровождения.
Изготовление декораций и костюмов.
Изготовление декораций и костюмов.
Выступление на Новогоднем
празднике
Выступление на Новогоднем
празднике
Тема 3 «Актёр и его роли».
Посещение профессиональных
Новогодних представлений
Обсуждение выступления
профессиональных артистов
Выбор сценария. Знакомство со
сценарием.
Выбор сценария. Знакомство со
сценарием.
Распределение ролей (с учетом
пожелания юных артистов и соответствие
каждого из них избранной роли внешние данные, дикция и т.п.).
Выразительное чтение по ролям.
Распределение ролей (с учетом
пожелания юных артистов и соответствие
каждого из них избранной роли внешние данные, дикция и т.п.).
Выразительное чтение по ролям.
Обсуждение декораций, костюмов,
сценических эффектов, музыкального
сопровождения.
Обсуждение декораций, костюмов,
сценических эффектов, музыкального
сопровождения.
Изготовление декораций и костюмов.
Изготовление декораций и костюмов.
Отработка отдельных сцен сценария.
Отработка отдельных сцен сценария.
Отработка отдельных сцен сценария.
Монолог. Отработка монологов
сценария.

1
1
1
1

1

1

1
1
1
1
16

8
1

8

1
1
1
1

1

1

1

1
1
1
1
1
1

48
49
50
51
52
53

54

55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Выступление
на
празднике
«23
февраля»
Групповые этюды. Отработка групповых
сцен.
Групповые этюды. Отработка групповых
сцен.
Выступление на празднике «8 марта»
Выступление на празднике «8 марта»
Обсуждение предлагаемых
обстоятельств, особенностей поведения
каждого персонажа на сцене.
Обсуждение предлагаемых
обстоятельств, особенностей поведения
каждого персонажа на сцене.
Первая репетиция в костюмах с
декорациями.
Репетиция спектакля
Репетиция спектакля
Репетиция спектакля
Генеральная репетиция спектакля
Генеральная репетиция спектакля
Генеральная репетиция спектакля
Выступление на фестивале
драматических постановок.
Выступление на фестивале
драматических постановок.
Обсуждение выступления на конкурсе
Подготовка литературно-музыкальной
композиции ко Дню ПОБЕДЫ
Подготовка
к празднику
Подготовка
праздника
«Последний
звонок»
Выступление на празднике
«Последний звонок»

1
1
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

2. Содержание учебного курса
Тема 1 «Основы театральной культуры, культура общения» 23 часа.
Теория – 15 часов.
Вводное занятие. Знакомство с планом работы кружка. Выборы актива кружка.
Особенности театрального искусства, его отличие от других видов искусства.
Знакомство со структурой театра. Устройство зрительного зала и сцены.
Основные профессии: актер, режиссер, сценарист, художник, гример.
Декораций и костюмы. Театр и жизнь. Что даёт театральное искусство в
формировании личности. Фантазия - источник творческой духовности
человека.
Практика – 8 часов.
Мини постановка, посвящённая международному дню распространения
9

грамотности. Выступление на празднике «ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ». Отработка
сценического этюда «Уж эти профессии театра…». Создание образа с помощью
грима. Концерт ко Дню пожилого
человека. Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения
персонажа на сцене. Выступление на празднике «День матери».
Тема 2 «Театральная игра» 10
часов. Теория – 6 часов.
Знакомство со сценарием сказки в стихах (по мотивам сказки «Снегурочка»).
Распределение ролей (с учетом пожелания юных артистов и соответствие
каждого из них избранной роли - внешние данные, дикция и т.п.).
Выразительное чтение сказки по ролям. Обсуждение декораций, костюмов,
сценических эффектов, музыкального сопровождения. Изготовление
декораций и костюмов.
Практика – 4 часов.
Игра: «Я пришел в театр». Игра: «Что можно взять с собой в театр?».
Выступление на Новогоднем празднике.
Тема 3 «Актёр и его роли» 16
часов. Теория – 8 часов.
Посещение профессиональных Новогодних представлений. Обсуждение
выступления профессиональных артистов. Выбор сценария. Знакомство со
сценарием. Распределение
ролей (с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них
избранной роли
- внешние данные, дикция и т.п.). Выразительное чтение по ролям. Обсуждение
декораций, костюмов, сценических эффектов, музыкального сопровождения.
Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого
персонажа на сцене.
Обсуждение выступления на конкурсе. Подготовка литературно-музыкальной
композиции ко Дню ПОБЕДЫ. Подготовка материалов и выпуск стенгазеты
«ТЕАТР»
Практика – 8 часов.
Изготовление декораций и костюмов. Отработка отдельных сцен
сценария. Монолог. Отработка монологов сценария. Выступление на
празднике «23 февраля». Групповые этюды. Отработка групповых сцен.
Выступление на празднике «8 марта». Первая
репетиция в костюмах с декорациями. Репетиция спектакля. Генеральная
репетиция спектакля. Выступление на фестивале драматических постановок.
Подготовка праздника
«Последний звонок». Выступление на празднике «Последний звонок».
10

2.4. Методические материалы
1.4. Методическое обеспечение программы
Для реализации программы в Учреждении имеются необходимые
материально- технические условия. Материально-технические условия
позволяют соблюдать санитарно- гигиенические нормы образовательного
процесса. Соблюдаются санитарно-бытовые условия, требования пожарной
и электробезопасности, требования охраны труда.
Проведение занятий осуществляется на базе школьных кабинетов, в
которых имеется необходимое оборудование для проведения теоретической
и практической работы:
- Дидактический материал:
- Демонстрационный материал;
- Изобразительные наглядные пособия, иллюстративный материал,
раздаточный материал;
- Методические разработки;
- Материально-техническое оснащение занятий.
-Кабинет для обучения.
-Доска
- Канцелярские товары,
-Комплект мультимедийного оборудования.
-Музыкальный инструмент
Для успешной реализации программы обучающимся гарантируется
соблюдение их прав на образование, охрану здоровья, отдых и досуг;
предоставление возможности высказывать свое мнение о качестве
образовательного процесса; обеспечение возможности участия в социальнотворческой деятельности, в том числе в реализации проектов, имеющих
важное
общественное
значение;
гарантируется
физическая
и
психологическая безопасность обучающихся.

11

2.4.1. Учебно-информационное обеспечение программы
1.) Программа
2.) Книги для педагога:
1. Безымянная О. Школьный театр. -М.: «Айрис Пресс» Рольф, 2001.
2. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические
рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.
3. Щуркова Н.Е. Классное руководство: Формирование жизненного опыта у
учащихся. -М.: Педагогическое общество России, 2002.



2.4.2. Материально-техническое
процесса
Музыкальный центр;

обеспечение

образовательного



музыкальная фонотека;



СД– диски;



костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием театральных
постановок;



элементы костюмов для создания образов;



сценический грим;



Электронные презентации «Правила поведения в театре»

«Виды театрального искусства»


Сценарии сказок, пьес, детские книги.

12

Раздел № 3. «Комплекс форм аттестации»
3.1. Формы аттестации
Формы контроля
Контроль ведется на текущих занятиях в процессе наблюдения педагога за
активностью и продуктивностью учебной деятельности учащихся, правильностью
выполнения речевых упражнений, а также в ходе открытых занятий в конце
каждого полугодия. Для подведения итогов обучения по Программе
используются разнообразные формы контроля:
- открытое занятие;
- публичный показ (выступление);
- прослушивание;
- литературная гостиная;
- концерты.

№
п/
п

Формы и
виды
контроля

Какие знания, умения и навыки контролируются

1.

Вводный
контроль

Чтение стихотворения, басни наизусть и
выразительно

2.

Текущий
контроль

проводится на занятиях в соответствии с учебной
программой в форме педагогического наблюдения и
результатам показа этюдов и миниатюр, выполнения
специальных
игр
и
упражнений.
проводится
с
целью
повышения
качества
образовательного процесса, анализа усвоения
обучающими
дополнительной
образовательной
программы.

3.

Итоговый
(промежуточны
й)контроль

обучающихся проводится в конце обучения по
программе в форме открытого занятия или
творческого представления

3.2.

Оценочные материалы

Для аттестации учащихся применяются методы контроля, позволяющие
оценить приобретенные знания, умения и навыки.
Уровни освоения программы детской театральной студии по критериям
определяются в пределе от 0 до 3 баллов.
3 балла - высокий, (характерна творчески преобразующая деятельность детей,
самостоятельная работа, творческие изменения, высокий уровень мотивации).
Ребёнок владеет знаниями и умениями, в соответствии с требованиями
программы, имеет определенные достижения в своей деятельности,
13

заинтересован конкретной деятельностью, активен и инициативен. Ребёнок
выполняет задания без особых затруднений.
2 балла – средний, (активная познавательная деятельность, проявляют
творческую инициативу при выполнении заданий, выражена мотивация на рост,
самостоятельность при выполнении заданий). Ребёнок владеет основными
знаниями и умениями, предлагаемыми программой, с программой справляется,
но в чем-то испытывает трудности. Занятия для него не обременительны,
занимается с интересом, но больших достижений не добивается.
1 балл - начальный, (репродуктивный, мотивированный на обучение
(занимаются с интересом; нуждаются в помощи педагога). Ребёнок в полном
объёме программу не усвоил. Имеет основные знания и умения, но реализовать
их в своей деятельности не может. Занимается без особого интереса,
самостоятельности не проявляет.
0 баллов - низкий уровень.
Критерии оценки учебных результатов программы указываются в таблице
педагогического
наблюдения.
При
необходимости
(выявлении
нецелесообразности какого-либо критерия) количество и содержательная
составляющая критериев может корректироваться педагогом в рабочем порядке.
Работа учащихся оценивается по уровневой шкале:
- высокий уровень;
- средний уровень;
- низкий уровень.
Параметры
оценивания
Предметная
Знания, умения,
навыки

Уровни
Низкий

Средний

Высокий

Не различает виды
и жанры
театрального
искусства. Знаком
с основными
видами
театральных
кукол. Не умеет
выражать
эмоциональное
состояние с
помощью мимики
и жестов.

Знает некоторые
виды и жанры
театрального
искусства. Знает
некоторые
театральные
термины. Знает
основные виды
театральных
кукол, умеет
манипулировать
ими. Умеет
выражать
эмоциональное
состояние и
настроение с
помощью мимики

. Различает виды и
жанры
театрального
искусства. Знает
элементарную
театральную
терминологию.
Знает основные
виды театральных
кукол, умеет
манипулировать
ими. Умеет
выражать
эмоциональное
состояние и
настроение с
помощью мимики и
14

Творческие
способности

Художественно
речевая
деятельность

и жестов.
жестов.
Интереса к
Есть
Есть
творчеству и
положительный
положительный
инициативе не
эмоциональный
эмоциональный
проявляет.
отклик на свои
отклик на свои
Отказывается от
успехи. Проявляет успехи. Проявляет
поручений и
инициативу, но не инициативу. Легко
всегда.
и быстро
заданий.
Добросовестно
увлекается
выполняет
творческим делом.
поручения и
Испытывает
потребность в
задания.
Испытывает
получении новых
потребность в
знаний. Обладает
получении новых
богатым
знаний. Обладает
воображением.
богатым
воображением.
Знает 2-4
Знает 6-8
Знает 9-10
произведения
произведений
произведений
художественной
художественной
художественной
литературы. С
литературы.
литературы. Умеет
помощью педагога
Правильное
пересказывать,
может пересказать дыхание. Хорошая
используя
небольшие тексты.
артикуляция.
диалогическую и
С трудом
Пользуется не
монологическую
использует
всеми
речь. Знает тексты
монологическую
выразительными
литературного
речь. Не умеет
свойствами речи. произведения умеет
перестраивать
Есть затруднения
сопровождать
дыхание. Плохая
в выстраивании
пересказ
артикуляция. Не сюжетной линии и небольших сказок,
может составить
диалога.
текстов с
диалог и
проговариванием
сюжетную линию.
по ролям.
Правильное
дыхание. Хорошая
артикуляция.
Четкая дикция.
Умение
пользоваться
выразительными
свойствами речи.
Умение составлять
диалоги и
15

выстраивать
сюжетную линию
произведения.
Пластика
Не контролирует
Контролирует
Контролирует
напряжение и
напряжение и
напряжение и
расслабление
расслабление
расслабление
мышц. Нет
мышц под
мышц. Чувствует
чувства ритма
руководством
ритм. Создает
педагога.
пластический образ
Чувствует ритм
увиденного
(услышанного)
Театральная
Не развито.
Развито внимание Развито внимание,
Только повтор
и память. Не
память,
действий педагога.
совсем развито
воображение.
Не проявляет
образное
Самостоятельно
интерес к
мышление.
создает образ
театрализованной
Действие с
увиденного
деятельности. Не
подсказки
(услышанного).
может назвать
педагога.
Проявляет
виды театров. Не Проявляет интерес
устойчивый
знает правила
к
интерес к
поведения в
театрализованной
театральному
деятельности.
искусству и
театре.
Знает правила
театрализованной
поведения в
деятельности. Знает
театре. Может
правила поведения
назвать виды
в театре. Может
театров.
назвать различные
виды театра и знает
их отличия.
Коммуникативная
В совместной
Способен к
Проявляет
сфера
деятельности не
сотрудничеству,
эмоционально
пытается
но не всегда умеет
позитивное
договориться, не
аргументировать
отношение к
может придти к
свою позицию и
процессу
согласию,
слушать партнера.
сотрудничества;
настаивает на
Способен к
ориентируется на
своем,
взаимодействию и
партнера по
конфликтует или
сотрудничеству
общению, умеет
игнорирует
(групповая и
слушать
других.
парная работа;
собеседника,
дискуссии;
совместно
коллективное
планировать,
решение учебных
договариваться и
задач).
распределять
16

Регулятивная
сфера

Познавательная
сфера

Деятельность
хаотична,
непродуманна,
прерывает
деятельность из-за
возникающих
трудностей, стимулирующая и
организующая
помощь
малоэффективна.

Удерживает цель
деятельности,
намечает план,
выбирает
адекватные
средства,
проверяет
результат, однако
в процессе
деятельности
часто отвлекается,
трудности
преодолевает
только при
психологической
поддержке.
Уровень
Подросток
активности,
недостаточно
самостоятельности
активен и
подростка низкий, самостоятелен, но
при выполнении
при выполнении
заданий требуется заданий требуется
постоянная
внешняя
внешняя
стимуляция, круг
стимуляция,
интересующих
любознательность вопросов довольно
не проявляется.
узок.

функции в ходе
выполнения
задания,
осуществлять
взаимопомощь.
Подросток
удерживает цель
деятельности,
намечает ее план,
выбирает
адекватные
средства, проверяет
результат, сам
преодолевает
трудности в работе,
доводит дело до
конца.

Подросток
любознателен,
активен, задания
выполняет с
интересом,
самостоятельно, не
нуждаясь в
дополнительных
внешних стимулах,
находит новые
способы решения
заданий.

17

3.3. Список литературы
Литература для педагога:
1. Библиотечка в помощь руководителям школьных театров «Я вхожу вмир
искусства». – М.: «Искусство», 1996.
2. Бруссер А.М. Сценическая речь. /Методические рекомендации и
практические задания для начинающих педагогов театральных вузов. – М.:
ВЦХТ, 2008.
3. Бруссер А.М., Оссовская М.П. Глаголим.ру. /Аудиовидео уроки по
технике речи. Часть 1. – М.: «Маска», 2007;
4. Брызгунова Е.А. Звуки и интонации русской речи. – М.: «Русский язык»,
2012.
5. Васильева А.Н. Основы культуры речи. – М.: «Русский язык»,1990.
6. Вахтангов Е.Б. Записки, письма, статьи. – М.: «Искусство», 1939.
7. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. – М.: Междунар.
отношения, 1993.
8. Гринер В.А. Ритм в искусстве актера. – М.: «Просвещение», 1966.
9. Ершова А.П., Букатов В.М. Актерская грамота подросткам. – М.:
«Глагол», 1994.
10. Ершов П.М. Технология актерского искусства. – М.: ТОО «Горбунок»,
1992.
11. Запорожец Т. И. Логика сценической речи, – М.: «Просвещение», 1974.
12. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера: учебное пособие / Б.Е.
Захава;
под редакцией П.Е. Любимцева. – 10-е изд., – СПб.: «Планета музыки», 2019.
13. Захава Б.Е. Современники. Вахтангов. Мейерхольд: учебное пособие
/Б.Е. Захава; под редакцией Любимцева П. – 4-е
изд., – СПб: «Планета
музыки», 2019.
14. Козлянинова И.П. Произношение и дикция. – М.: ВТО, 1977.
15. Клубков С.В. Уроки мастерства актера. Психофизический тренинг. –М.:
Репертуарно-методическая библиотечка «Я вхожу в мир искусств» № 6(46) 2001.
16. Мочалов Ю.А. Композиция сценического пространства (Поэтика
мизансцены). –М.: «Просвещение», 1981.
17. Мочалов Ю.А. Первые уроки театра. – М.: «Просвещение», 1986.
18. Программа общеобразовательных учреждений «Театр 1-11 классы». –
М.: «Просвещение», 1995.
19. Рубина Ю.И. Театральная самодеятельность школьников. –
М.: «Просвещение», 1983.
20. Смоленский Я. Н. Читатель. Чтец. Актер. – М.: Советская Россия, 1983.
21. Сборник программ интегрированных курсов «Искусство». –М.:
«Просвещение», 1995.
18

22. Станиславский К.С. Работа актера над собой. – М.: «Юрайт», 2019.
23. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. – М.: «Искусство», 1989.
24. Театр, где играют дети. Учебно-методическое пособие для
руководителей детских театральных коллективов. / Под ред. А.Б. Никитиной. –
М.: ВЛАДОС, 2001.
25. Харитонов Н.П. Технология разработки и экспертизы образовательных
программ в системе дополнительного образования детей. Методические
рекомендации для педагогов дополнительного образования и методистов. – М.:
«Просвещение», 2012.
26. Черная Е.И. Основы сценической речи. Фонационное дыхание и голос:
Учебное пособие. 2-е изд., стер. – СПб.: «Лань»; «Планета музыки», 2016.
27. Чехов М.А. О технике актера. – М.: АСТ, 2020.
28. Шихматов Л.М. От студии к театру. – М.: ВТО, 1970.
29. Шихматов Л.М., Львова В.К. Сценические этюды: Учебное пособие
/Под ред. М.П. Семакова. – 6-е изд., стер. – СПб.: «Лань»; «Планета музыки»,
2014.
Литература для обучающихся:
1. Абалкин Н.А. Рассказы о театре. – М.: Молодая гвардия, 1986.
2. Алянский Ю.Л. Азбука театра. – Л.: Детская литература, 1990.
3. Беседы К. С. Станиславского в студии Большого театра в 1918-1922гг.
/Библиотечка «В помощь художественной самодеятельности; № 10: Труд актера;
вып.37 /. М.: «Сов. Россия», 1990.
4. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. – М.: Междунар.
отношения, 1993.
5. Детская энциклопедия. Театр. – М.: Астрель, 2002.
6. Климовский В.Л. Мы идем за кулисы. Книга о театральных цехах. – М.:
Детская литература, 1982.
7. Кнебель М. О. Слово в творчестве актера, – III-е издание. – М.: ВТО,
1970.
8. Куликова К.Ф. Российского театра Первые актеры. – Л.: Лениздат, 1991.
9. Крымова Н.А. Станиславский – режиссер. – М.: «Искусство», 1984.
10. Мир русской культуры. Энциклопедический справочник. – М.: Вече,
1997.
11. Мочалов Ю.А. Первые уроки театра. – М.: «Просвещение», 1986.
12. Самые знаменитые артисты России. /Авт.-сост. С.В. Истомин. – М.:
Вече, 2002.

19

13. Станиславский К.С. Собр. Соч. в 8т. – М., 1954-1956. т.1: Моя жизнь в
искусстве. – М., 1954г.; т. 2-3: Работа актера над собой. – М., 1945 - 1955г.; т. 4.:
Период воплощения. Оправдание текста. – М.: «Искусство», 1957.
Электронные образовательные ресурсы
1. Артикуляционная гимнастика. Инфопедия для углубления знаний:
[Электронный ресурс]. URL: http://infopedia.su/ (Дата обращения:
28.08.2018).
2. Основы дикции, сценическая речь. Творческая площадка «Твоя сцена»:
[Электронный ресурс]. URL: http://stage4u.ru/o-shkole/stati-i-materialy/79 (Дата
обращения: 28.08.2018).
3. Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического
искусства «Школьный театр». http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm
4. Подготовка публичных выступлений в разных жанрах: [Электронный
ресурс]. URL: http://bibliofond.ru . (Дата обращения: 28.08.2018).
5. Социальная сеть работников образования nsportal.ru: [Электронный
ресурс]. URL: http://nsportal.ru . (Дата обращения: 28.08.2018).
6. Устройство сцены в театре
http://istoriya-teatra.ru/theatre/item/f00/s09/e0009921/index.shtml
7. Методическое пособие – практикум «Ритмика и сценические движения»
http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii
8. Методическое пособие – практикум «Культура и техника речи»
http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii
9. Методическое пособие – практикум «Основы актёрского мастерства»
http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii
10.
Сайт
«Драматешка»
«Театральные
шумы»
http://dramateshka.ru/index.php/noiseslibrary
11. Сайт «Драматешка» «Музыка» http://dramateshka.ru/index.php/music

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».