МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области Управление
образования Ирбитского муниципального образования
МОУ «Фоминская ООШ»
УТВЕРЖДЕН
Директор МОУ «Фоминская ООШ»
__________________ Л.П. Заболотских
Приказом № 67-од от 09.09.2025г.
Заболотс Подписано
цифровой
подписью:
ких
Заболотских
Любовь Любовь Петровна
Дата: 2025.09.09
Петровна 10:29:40 +05'00'
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
учебного предмета "Функциональная грамотность"
1-4 классы
д.Фомина 2025г.
1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта
начального
общего
образования
2021
года
(ФГОС
НОО),
а
также
федеральной
образовательной программы начального общего образования (ФОП НОО).
Программа «Функциональная грамотность» составлена на основе авторского курса
программы «Функциональная грамотность» для 1-4 классов (авторы-составители М.В. Буряк, С.А.
Шейкина).
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и
психологические особенности младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Программа разбита на шесть блоков: «Читательская грамотность», «Математическая
грамотность», «Финансовая грамотность», «Глобальные компетенции», «Креативное мышление»
и «Естественно-научная грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности
учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания
для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в
жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и
рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у
обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут,
высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так,
чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному,
заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического
образа
мышления,
воспитание
ответственности
нравственного
поведения
в
области
экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и
умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Цель изучения блока «Глобальная компетентность» изучать местные, глобальные
проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки
зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими, а также
действовать ответственно для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.
Цель изучения блока «Креативное мышление» - умение человека использовать свое
воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения
2
задач, с которыми он не сталкивался раньше. Креативное мышление способствует критически
осмысливать свои разработки, совершенствовать их.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у
обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных
ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для
получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для
понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и
для принятия соответствующих решений.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» рассчитана на
135 часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю. Срок реализации 4 года (1-4 класс):
1 класс – 33 часа
2 класс – 34 часа
3 класс – 34 часа
4 класс – 34 часа
Формы организации занятий:
– предметные недели;
– библиотечные уроки;
– деловые беседы;
– участие в научно-исследовательских дискуссиях;
– практические упражнения
Учебный
процесс
учащихся
с
ограниченными
возможностями
здоровья
осуществляется на основе адаптированных общеобразовательных программ начального
общего образования при одновременном сохранении коррекционной направленности
педагогического
процесса,
которая
реализуется
через
допустимые
структурировании содержания, специфические методы, приемы работы.
3
изменения
в
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 КЛАСС
Модуль «Основы читательской грамотности»
Кого можно считать настоящим читателем? Представление о настоящем читателе.
Любимая книга. Обложка любимой книжки. Книги С.Я.Маршака, А.Л. Барто, Н. Сладкова и др.
Экскурсия в библиотеку. Карточки, стеллажи, разделители книг. Алфавитный порядок
расстановки книг. Правила поведения в библиотеке. Книги-«калеки», «лечение книг». Домашняя
библиотека. Личная библиотека. Члены семьи – собиратели книг.
Настоящий читатель много читает. Лента времени для учёта длительности чтения.
Писатели и их книги. Участие и помощь родителей. Составление плана работы над проектом.
Подготовка проекта. Сбор информации. Работа с картотекой, с источниками. Выполнение проекта.
Фиксация хода работы над проектом. Плакат для защиты проекта. Подготовка презентации к
защите проекта. Защита проекта. Обобщение знаний в ходе праздника «Я – настоящий читатель!».
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
Изучать природу – значит любить и охранять её. Науки о природе. Как изучают природу.
Наблюдения в природе, описание живых объектов. Условия, в которых мы живем. Как мы
одеваемся. Особенности живой и неживой природы. Влияние воды на здоровье человека.
Модуль «Основы математической грамотности»
История возникновения цифр. Работа с геометрическим конструктором, конструктором
ЛЕГО, выявление закономерностей и классификация предметов. Построение простейших
геометрических фигур с помощью линейки. Поиск предметов геометрической формы. Решение
логических и комбинаторных задач.
Модуль «Основы финансовой грамотности»
Зачем нужны деньги. Как появились деньги. Деньги и страны. Где и как хранятся деньги.
Что такое источник дохода. Домашнее хозяйство. Распределение ролей в семье. Домашние
обязанности в семье. Что такое бюджет семьи. Защита от подделок.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2 КЛАСС
Модуль «Основы читательской грамотности»
Портреты писателей. Быстрое чтение. Получение информации. Проверка скорости и
качества чтения. Читаем всё, что задано. Особенности чтения текстов математических задач.
Чтение текстов из учебника русского языка и окружающего мира. Сходство и различие текстов
разных предметов. Творческая работа «Твоё представление о настоящем читателе». Выражение
своей позиции в сочинении, рисунке или аппликации.
4
Обсуждение общей темы «Мои лучшие друзья – это книги!». Уточнение, выбор под тем
проекта: «Электронная книга будущего», «Самая фантастическая книга», «Книги о детях» и т.д.
Участие и помощь родителей. Составление плана работы над проектом. Подготовка проекта. Сбор
информации. Работа с картотекой, с источниками. Выполнение проекта. Фиксация хода работы
над проектом. Плакат для защиты проекта. Подготовка презентации к защите проекта. Защита
проекта.
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
Условия, в которых мы живем. Солнце - источник тепла и света на Земле. Климат и сезоны
года.
Сезонные
явления
нашей
местности.
Особенности
весны,
лета,
осени,
зимы.
Неблагоприятные и необычные явления природы. Как уменьшить влияние опасных явлений
погоды на природу родного края. Условия жизни в горах, в лесу, в городе. Как сделать воздух в
городе чище. Вода - это жизнь. Природные родники и их охрана.
Модуль «Основы математической грамотности»
История развития математики. Из истории чисел и цифр. Интересные приёмы устного
счёта. Виды цифр. Упражнения на развитие внимания. Решение логических задач. Логика и
конструирование. Решение логических и комбинаторых задач. Выявление причинно-следственных
связей. Работа над текстом задачи. Поиск информации. Ребус. Правила разгадывание ребусов:
прибавление при чтении буквы «у», прибавление при чтении предлогов «за» или «перед»,
добавление при чтении слога «по», прибавление при чтении предлога «с». Что такое
математический ребус.
Модуль «Основы финансовой грамотности»
Потребности человека. Значение труда в удовлетворении потребностей. Труд и
удовлетворение потребностей. Когда и где возникла торговля. Как и где производятся товары.
Какие бывают товары. Почему одни товары стоят дороже, а другие дешевле. Что такое «график».
Какие бываю графики. Графики «доходов» и «расходов». История аренды. История денег. Деньги
бумажные и металлические. Деньги России и мира. Почему каждый народ имеет свои деньги. Что
изображено на деньгах. Защита денег от подделки.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3 КЛАСС
Модуль «Основы читательской грамотности»
Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как
источник информации. Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. Личная ситуация в
текстах. Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей?
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение. Работа над различными типами
текстов.
5
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
Кто и как живет рядом с нами. Свет, тепло, влага в жизни растений. Нужны ли комнатные
растения в доме. Чужестранные пришельцы на подоконнике - что мы о них знаем. Почему надо
беречь и охранять растения. Растения Красной книги. Грибы - удивительное царство. Грибы
ядовитые и съедобные. Где растут лишайники, о чем они могут рассказать. Многообразие
животных родного края. Какие рыбы встречаются в водоемах края. Аквариумные рыбы - что мы
знаем о них. Почему лягушка - земноводное животное. Как дышит, чем питается лягушка. Почему
надо охранять земноводных. Древние ящеры и современные ящерицы. Почему птицы - пернатые.
Перелетные, зимующие и кочующие птицы края. Как помочь птицам зимой. Охрана и
привлечение птиц. Млекопитающие родного края. Домашние животные. Кормление и уход за
ними.
Кто и как живет в почве? Что надо знать о бактериях. Почему надо поддерживать чистоту в
доме и соблюдать правила личной гигиены. Зависимость человека от природы. Пищевые,
лекарственные, ядовитые растения. Культурные растения. Охота в истории людей. Природа источник сил, вдохновения и оздоровления. Отрицательное воздействие человека на природу.
Человек - звено в цепи взаимосвязей в природе. Почему надо соблюдать правила поведения в
природе. Что охраняют в заповедниках и заказниках Самарской области. Охранять природу значит охранять здоровье.
Выясняем, что такое экология. Экология - наука о связях между живыми существами и
окружающей их средой, между человеком и природой. Организм и окружающая среда.
Простейшая квалификация экологических связей.
Модуль «Основы математической грамотности» «Удивительный мир чисел».
История развития математики. Из истории чисел и цифр. Интересные приёмы устного
счёта. Виды цифр. Римская нумерация. Римские цифры от 1 до 50. Единицы времени: час, минута,
сутки, месяц. Работа с часами (циферблат с римскими цифрами), с календарем (запись даты
рождения с использованием римских цифр в обозначении месяца, запись знаменательных дат).
Решение математических ребусов. Монеты в 1 р., 2 р., 5 р., 10 р, 1 к., 5 к.,10 к. Купюры в 10 р., 50
р. Размен монет и купюр. Оплата проезда.
«Мир занимательных задач».
Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задач. Выбор необходимой информации,
содержащей в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин).
Задачи с некорректными данными, с избыточным составом условия. Задачи на оперирование
понятиями «все», «некоторые», «отдельные».
6
Задачи на установления сходства и соответствия. Задачи на установление временных,
пространственных и функциональных отношений.
Задачи на комбинированные действия. Задачи на активный перебор вариантов отношений.
Выбор наиболее эффективных способов решения.
Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры.
Модуль «Основы финансовой грамотности»
Что такое экономическое развитие. Акционерное общество, как оно создаётся. Акции.
Ценные бумаги. Понятие «кризиса». Почему происходит кризис в экономике Роль правительства в
экономике; Банки. Ценные бумаги. Виды вкладов. Виды ценных бумаг (общие черты и отличия).
История вкладов. Функции сберегательной книжки. Что такое «налоги». Кто собирает налоги.
Куда идут налоги. Виды налогов. Торговля между странами. Ввоз и вывоз товаров. Таможня.
Экспорт. Импорт.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
4 КЛАСС
Модуль «Основы читательской грамотности»
Определение основной темы и главной мысли в произведении. Определение авторской
позиции в художественном тексте. Рассказы современных писателей: Е.Велтистов «Мальчик из
чемодана», «Миллион и один день каникул». Е.В.Медведев «Баранкин, будь человеком» и др.
Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте, как преобразовывать
текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования. Ориентироваться в
содержании текста, отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию. Типы
текстов: текст-повествование, описание рассуждение. Практическая работа с текстами разных
жанров. Учебный текст как источник информации. Интерпретировать информацию, отвечать на
вопросы, используя неявно заданную информацию.
Поиск ошибок в предложенном тексте. Составление плана на основе исходного текста.
Оценивать достоверность предложенной информации, высказывать оценочные суждения на
основе текста. Создавать собственные тексты, применять информацию из текста при решении
учебно-практических задач.
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
Раздел 1. Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций. Воздух и его
свойства. Углекислый газ в природе и его значение. Вода. Уникальность воды. Почвы и их
свойства.
Раздел 2. Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и
рудой. Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле. Свойства
живых организмов.
7
Модуль «Основы математической грамотности»
Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления. Сюжетные
задачи, решаемые с конца. Задачи на взвешивание. Логические задачи: задачи о «мудрецах», о
лжецах и тех, кто всегда говорит правду.
Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и
составление модели.
Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.
Модуль «Основы финансовой грамотности»
Что могут деньги. Деньги настоящие и ненастоящие. Как разумно делать покупки. Кто
такие мошенники. Личные деньги. Сколько стоит «своё дело». Реклама и качество товара. Деловая
этика. Этика и этикет. Почему надо соблюдать этику. Правила делового этикета.
Бизнес – этикет. История профессий. Торговля между странами. Ввоз и вывоз товаров.
Таможня. Экспорт. Импорт. Экономические задачи на нахождение прибыли.
8
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Программа
обеспечивает
достижение
следующих
личностных,
метапредметных
результатов.
Личностные результаты изучения курса:
- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении
финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
- овладевать
начальными
навыками адаптации
в мире финансовых
отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
- осознавать личную ответственность за свои поступки;
- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над
проектами и исследованиями;
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
-
овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений, отнесения к
известным понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке
информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение;
- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; - оценивать правильность
выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.
Коммуникативные:
9
- адекватно передавать
информацию, выражать
свои
мысли
в соответствии
с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
(на уровне одного предложения или небольшого текста);
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
- способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни;
- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
- умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
-
умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в
соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и
постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и
формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
- способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого
познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных
контекстах;
- способность проводить математические рассуждения;
- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и
предсказывать явления;
- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и
принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему
человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
- понимание и правильное использование финансовых терминов;
- представление о семейных расходах и доходах;
- умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
10
- представление о различных видах семейных доходов;
- представление о различных видах семейных расходов;
- представление о способах экономии семейного бюджета.
Предметные результаты изучения блока «Глобальная компетентность»:
- способность рассматривать вопросы и ситуации местного, глобального и межкультурного
значения (например, бедность, экономическая взаимозависимость, миграция, неравенство,
экологические риски, конфликты, культурные различия и стереотипы);
- овладение навыками и взглядами, необходимыми для жизни во взаимосвязанном мире; способность использовать знания о мире и критически мыслить при рассуждении о глобальных
событиях;
- способность задавать вопросы, анализировать информацию, объяснять явления и
вырабатывать собственную позицию;
- способность находить, анализировать и критически оценивать сообщения СМИ;
- способность понимать и ценить различные точки зрения и мировоззрения;
- способность наладить позитивное взаимодействие с людьми разного национального,
этнического, религиозного, социального или культурного происхождения или пола.
Предметные результаты изучения блока «Креативное мышление»:
- умение генерировать новые идеи на основе существующей информации, например, текста
или изображения;
- практика в творчестве, создавая, например, продолжение или альтернативное окончание
любимой сказки;
- стимулирование развития воображения и фантазии, творческую активность детей.
11
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС (33 ЧАСА)
№
п/п
Раздел
1
Читательская
грамотность
Итого
2.
Математическ
ая грамотность
Итого
3.
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
7
1
1
Тема
Формы внеурочной
деятельности
В. Бианки. Лис и мышонок.
Русская народная сказка. Мороз и заяц.
В. Сутеев. Живые грибы.
Г. Цыферов. Петушок и солнышко.
М. Пляцковский. Урок дружбы.
Русская народная сказка. Как лиса училась летать.
Е. Пермяк. Четыре брата.
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические упражнения
Про курочку рябу, золотые и простые яйца.
Про козу, козлят и капусту.
Про петушка и жерновцы.
Как петушок и курочки делили бобовые зернышки.
Про наливные яблочки.
Про Машу и трех медведей.
Про медведя, лису и мишкин мед.
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические упражнения
История со словом «дедушка».
Рассказы по картинкам.
4.
Финансовая
грамотность
5.
Итого
Естественно-
https://voloksch3.edumsko.ru/activity/in
novate/ground/127/posts/po
st/9890
https://lyl.su/ifoG
https://voloksch3.edumsko.ru/activity/in
novate/ground/127/posts/po
st/9890
https://lyl.su/ifoG
Креативное
мышление
Итого
Цифровые
образовательные
ресурсы
https://lyl.su/ifoG
https://voloksch3.edumsko.ru/activity/in
novate/ground/127/posts/po
st/9890
2
1
1
1
1
1
1
1
7
1
За покупками.
Находчивый колобок.
День рождения мухи-цокотухи.
Буратино и карманные деньги.
Кот Василий продает молоко.
Лесной банк.
Как мужик золото менял.
Как Иванушка хотел попить водицы.
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические упражнения
https://voloksch3.edumsko.ru/activity/in
novate/ground/127/posts/po
st/9890
Библиотечные уроки;
https://lyl.su/ifoG
https://lyl.su/ifoG
научная
грамотность
Итого
6.
Глобальная
компетентност
ь
Итого
Итого
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
Пятачок, Винни-пух и воздушный шарик.
Про репку и другие корнеплоды.
Плывет, плывет кораблик.
Про Снегурочку и превращения воды.
Как делили апельсин.
Крошка енот и Тот, кто сидит в пруду.
В. Сутеев. Яблоко.
Комплексное задание «Найденыш»
Комплексное задание «Мировой океан
загрязняется»
2
33
14
Деловые беседы;
Участие в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические упражнения
https://voloksch3.edumsko.ru/activity/in
novate/ground/127/posts/po
st/9890
https://lyl.su/ifoG
https://voloksch3.edumsko.ru/activity/in
novate/ground/127/posts/po
st/9890
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Тема занятия
Всего часов
План
Читательская грамотность
1. В. Бианки. Лис и мышонок.
1
2. Русская народная сказка. Мороз и заяц.
1
3. В. Сутеев. Живые грибы.
4. Г. Цыферов. Петушок и солнышко.
1
1
5. М. Пляцковский. Урок дружбы.
1
6. Русская народная сказка. Как лиса училась летать.
1
7. Е. Пермяк. Четыре брата.
1
Математическая грамотность
8. Про курочку рябу, золотые и простые яйца.
1
9. Про козу, козлят и капусту.
10 Про петушка и жерновцы.
11 Как петушок и курочки делили бобовые зернышки.
1
1
1
12 Про наливные яблочки.
13 Про Машу и трех медведей.
14 Про медведя, лису и мишкин мед.
1
1
1
15 История со словом «дедушка».
16 Рассказы по картинкам.
17 За покупками.
18 Находчивый колобок.
19 День рождения мухи-цокотухи.
Дата проведения
Креативное мышление
1
1
Финансовая грамотность
1
1
1
20 Буратино и карманные деньги.
1
21 Кот Василий продает молоко.
1
22 Лесной банк.
1
15
Факт
23 Как мужик золото менял.
1
Естественно-научная грамотность
24 Как Иванушка хотел попить водицы.
1
25 Пятачок, Винни-пух и воздушный шарик.
1
26 Про репку и другие корнеплоды.
1
27 Плывет, плывет кораблик.
28 Про Снегурочку и превращения воды.
1
1
29 Как делили апельсин.
30 Крошка енот и Тот, кто сидит в пруду.
1
1
31 В. Сутеев. Яблоко.
32 Комплексное задание «Найденыш»
1
Глобальная компетентность
1
33 Комплексное задание «Мировой океан загрязняется»
1
Итого: 33
16
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС (34 ч)
№
п/п
Раздел
1
Читательская
грамотность
Итого
2.
Математическая
грамотность
Итого
3.
Креативное
мышление
Итого
3.
Финансовая
грамотность
Колво
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
Формы внеурочной
деятельности
Тема
Михаил Пришвин. Беличья память.
И. Соколов-Микитов. В берлоге.
Лев Толстой. Зайцы.
Николай Сладков. Веселая игра.
Обыкновенные кроты.
Эдуард Шим. Тяжкий труд.
Про полевого хомяка.
Про бобров.
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические упражнения
Про беличьи запасы.
Медвежье, потомство.
Про зайчат и зайчиху.
Лисьи забавы.
Про крота.
Про ежа.
Про полевого хомяка.
Бобры строители.
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические упражнения
История со словом «фотоальбом».
Рассказы по картинкам.
Цифровые
образовательные ресурсы
https://lyl.su/lmwI
https://voloksch3.edumsko.ru/activity/innova
te/ground/127/posts/post/9890
https://lyl.su/lmwI
https://voloksch3.edumsko.ru/activity/innova
te/ground/127/posts/post/9890
https://lyl.su/lmwI
https://voloksch3.edumsko.ru/activity/innova
te/ground/127/posts/post/9890
2
1
1
1
1
1
1
Беличьи деньги.
Поврежденные и фальшивые деньги.
Банковская карта.
Безопасность денег на банковской карте.
Про кредиты.
Про вклады.
Ловушки для денег.
17
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические упражнения
https://lyl.su/lmwI
https://voloksch3.edumsko.ru/activity/innova
te/ground/127/posts/post/9890
Итого
4.
Естественнонаучная
грамотность
Итого
5.
Глобальная
компетентность
Итого
Итого
1
7
1
1
1
1
1
1
1
7
1
Про белочку и погоду.
Лесные сладкоежки.
Про зайчишку и овощи.
Лисьи норы.
Корень часть растения.
Занимательные особенности яблока.
Про хомяка и его запасы.
Комплексное задание «Футбол и дружба»
Комплексное задание «Случай в гостях»
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические упражнения
https://lyl.su/lmwI
https://voloksch3.edumsko.ru/activity/innova
te/ground/127/posts/post/9890
https://lyl.su/lmwI
https://voloksch3.edumsko.ru/activity/innova
te/ground/127/posts/post/9890
1
2
34
18
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(2 КЛАСС)
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
Тема занятия
Всего
часов
Читательская грамотность
Михаил Пришвин. Беличья память.
1
И. Соколов-Микитов. В берлоге.
1
Лев Толстой. Зайцы.
1
Николай Сладков. Веселая игра.
1
Обыкновенные кроты.
1
Эдуард Шим. Тяжкий труд.
1
Про полевого хомяка.
1
Про бобров.
1
Математическая грамотность
Про беличьи запасы.
1
Медвежье потомство.
1
Про зайчат и зайчиху.
1
Лисьи забавы.
1
Про крота.
1
Про ежа.
1
Про полевого хомяка.
1
Бобры строители.
1
Креативное мышление
История со словом «фотоальбом».
1
Рассказы по картинкам
1
Финансовая грамотность
Беличьи деньги.
1
Поврежденные и фальшивые деньги.
1
Банковская карта.
1
Безопасность денег на банковской карте.
1
Про кредиты.
1
19
Дата проведения
План
Факт
24. Про вклады.
25. Ловушки для денег.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
1
1
Естественно-научная грамотность
Про белочку и погоду.
1
Лесные сладкоежки.
1
Про зайчишку и овощи.
1
Лисьи норы.
1
Корень часть растения.
1
Занимательные особенности яблока.
1
Про хомяка и его запасы.
1
Глобальная компетентность
Комплексное задание «Футбол и дружба»
1
Комплексное задание «Случай в гостях»
1
Итого: 34
20
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС (34 ч)
№
п/п
Раздел
1
Читательская
грамотность
Итого
2.
Естественнонаучная
грамотность
Итого
3.
Финансовая
грамотность
Итого
4.
Математическ
ая грамотность
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1
Формы внеурочной
деятельности
Тема
Про дождевого червяка.
Кальций.
Сколько весит облако?
Хлеб, всему голова.
Про мел.
Про мыло.
История свечи.
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические упражнения
Дождевые черви.
Полезный кальций.
Про облака.
Про хлеб и дрожжи.
Интересное вещество мел.
Чем интересно мыло и как оно «работает»?
Про свечи.
Волшебный Магнит.
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические упражнения
Что такое «бюджет»?
Семейный бюджет.
Откуда в семье берутся деньги? Зарплата.
Пенсия и социальные пособия.
Наследство, вклад выигрыш.
На что тратятся семейные деньги? Виды
расходов.
Как сэкономить семейные деньги?
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические упражнения.
Расходы и доходы бюджета.
Планируем семейный бюджет.
Подсчитываем семейный доход.
Пенсии и пособия.
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научноисследовательских
21
Цифровые
образовательные
ресурсы
https://lyl.su/qWM3
https://voloksch3.edumsko.ru/activity/in
novate/ground/127/posts/po
st/9890
https://lyl.su/qWM3
https://voloksch3.edumsko.ru/activity/in
novate/ground/127/posts/po
st/9890
https://lyl.su/qWM3
https://voloksch3.edumsko.ru/activity/in
novate/ground/127/posts/po
st/9890
https://lyl.su/qWM3
https://voloksch3.edumsko.ru/activity/in
1
1
1
1
Итого
5.
Глобальная
компетентност
ь
Итого
6.
8
1
1
2
1
1
Подсчитываем случайные (нерегулярные)
доходы.
Подсчитываем расходы.
Расходы на обязательные платежи.
Подсчитываем сэкономленные деньги.
Комплексное задание «Говорим на одном
языке».
Комплексное задание «Выбрасываем продукты
или голодаем?»
История со словом «почта».
Рассказы по картинкам.
novate/ground/127/posts/po
st/9890
https://lyl.su/qWM3
https://voloksch3.edumsko.ru/activity/in
novate/ground/127/posts/po
st/9890
https://lyl.su/qWM3
Креативное
мышление
Итого
Итого
дискуссиях;
Практические упражнения
https://voloksch3.edumsko.ru/activity/in
novate/ground/127/posts/po
st/9890
2
34
22
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(3 КЛАСС)
Дата проведения
Всего
Тема занятия
План
Факт
часов
Читательская грамотность
Про дождевого червяка.
1
Кальций.
1
Сколько весит облако?
1
Хлеб, всему голова.
1
Про мел.
1
Про мыло.
1
История свечи.
1
Естественно-научная грамотность
Дождевые черви.
1
Полезный кальций.
1
Про облака.
1
Про хлеб и дрожжи.
1
Интересное вещество мел.
1
Чем интересно мыло и как оно «работает»?
1
Про свечи.
1
Волшебный Магнит.
1
Глобальная компетентность
Комплексное задание «Говорим на одном языке».
1
1
Комплексное задание «Выбрасываем продукты или
голодаем?»
Финансовая грамотность
Что такое «бюджет»?
1
Семейный бюджет.
1
Откуда в семье берутся деньги? Зарплата.
1
Пенсия и социальные пособия.
1
Наследство, вклад выигрыш.
1
На что тратятся семейные деньги? Виды расходов.
1
Как сэкономить семейные деньги?
1
Креативное мышление
23
25. История со словом «почта».
26. Рассказы по картинкам.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
1
1
Математическая грамотность
Расходы и доходы бюджета.
1
Планируем семейный бюджет.
1
Подсчитываем семейный доход.
1
Пенсии и пособия.
1
Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы.
1
Подсчитываем расходы.
1
Расходы на обязательные платежи.
1
Подсчитываем сэкономленные деньги.
1
Итого:
34
24
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 КЛАСС (34 Ч)
№
п/п
Раздел
1
Читательская
грамотность
Итого
2.
Естественнонаучная
грамотность
Итого
3.
Финансовая
грамотность
Итого
4.
Математическая
грамотность
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
6
1
2
1
1
1
1
1
Формы внеурочной
деятельности
Содержание
Старинная женская одежда.
Старинные женские головные уборы.
Старинная мужская одежда и головные уборы.
Жилище крестьянской семьи на Руси.
Внутреннее убранство русской избы
Предметы обихода русской избы
История посуды на Руси.
Какие деньги были раньше в России
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические
упражнения
Томат.
Болгарский перец.
Картофель.
Баклажан. Семейство Паслёновые.
Лук.
Капуста.
Горох.
Грибы.
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические
упражнения
Потребительская корзина.
Прожиточный минимум.
Инфляция.
Распродажи, скидки, бонусы.
Благотворительность.
Страхование.
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические
упражнения
В бассейне.
Делаем ремонт.
Праздничный торт.
Обустраиваем участок.
Поход в кино.
Организуем экскурсию
Отправляемся в путешествие.
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические
упражнения
25
Цифровые
образовательные
ресурсы
https://lyl.su/dnfe
https://voloksch3.edumsko.ru/activity/i
nnovate/ground/127/posts/
post/9890
https://lyl.su/dnfe
https://voloksch3.edumsko.ru/activity/i
nnovate/ground/127/posts/
post/9890
https://lyl.su/dnfe
https://voloksch3.edumsko.ru/activity/i
nnovate/ground/127/posts/
post/9890
https://lyl.su/dnfe
https://voloksch3.edumsko.ru/activity/i
nnovate/ground/127/posts/
post/9890
Итого
8
https://lyl.su/dnfe
5.
Глобальная
компетентность
1
1
Итого
2
Комплексное задание «Экологичная обувь».
Комплексное задание «Этичная одежда».
https://voloksch3.edumsko.ru/activity/i
nnovate/ground/127/posts/
post/9890
https://lyl.su/dnfe
6.
Креативное
мышление
1
1
Итого
Итого
2
34
История со словом «спички».
Рассказы по картинкам.
26
https://voloksch3.edumsko.ru/activity/i
nnovate/ground/127/posts/
post/9890
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(4 КЛАСС)
Дата проведения
Всего
Тема занятия
План
Факт
часов
Читательская грамотность
Старинная женская одежда.
1
Старинные женские головные уборы.
1
Старинная мужская одежда и головные уборы.
1
Жилище крестьянской семьи на Руси.
1
Внутреннее убранство русской избы.
1
Предметы обихода русской избы.
1
История посуды на Руси.
1
Какие деньги были раньше в России
1
Естественно-научная грамотность
Томат.
1
Болгарский перец.
1
Картофель.
1
Баклажан. Семейство Паслёновые.
1
Лук.
1
Капуста.
1
Горох.
1
Грибы.
1
Глобальная компетентность
Комплексное задание «Экологичная обувь».
1
Комплексное задание «Этичная одежда».
1
Финансовая грамотность
Потребительская корзина.
1
Прожиточный минимум.
1
Инфляция.
1
Распродажи, скидки, бонусы.
1
Благотворительность.
1
Страхование.
1
Математическая грамотность
27
25
26
27
28
29
30
31
32
В бассейне.
Делаем ремонт.
Делаем ремонт.
Праздничный торт.
Обустраиваем участок.
Поход в кино.
Организуем экскурсию
Отправляемся в путешествие.
1
1
1
1
1
1
1
1
Креативное мышление
33 История со словом «спички».
34 Рассказы по картинкам.
Итого:
1
1
34
28