Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школьный киноклуб»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области Управление
образования Ирбитского муниципального образования
МОУ «Фоминская ООШ»

УТВЕРЖДЕН
Директор МОУ «Фоминская ООШ»
__________________ Л.П. Заболотских
Приказом № 67-од от 09.09.2025г.

цифровой
Заболотск Подписано
подписью:
Любовь
их Любовь Заболотских
Петровна
2025.09.09
Петровна Дата:
09:39:30 +05'00'

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Школьный киноклуб»
для обучающихся 5 – 9 классов

д. Фомина, 2025 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа предназначена для привлечения интереса учащихся к
отечественному кинематографу, расширения и углубления знаний в области
отечественной и мировой кинокультуры, направлена на развитие художественнотворческих способностей и эстетического вкуса учащихся.
Значение искусства в духовном формировании личности огромно. Особое место в
системе искусств занимает кино, являясь самым массовым. Роль кинематографа
трудно переоценить. Нашим кинематографом созданы замечательные
кинопроизведения, способные потрясти и ум, и душу, облагородить чувства,
пробудить в душах зрителей лучшие духовные силы. Произведения нашего
кинематографа должны занять достойное место в деле воспитания подрастающего
поколения.
Актуальность Программы определяется необходимостью научить учащихся
ориентироваться в широком информационном потоке средств массовой
информации, сформировать у каждого некий «внутренний фильтр»: нравственный
стержень, чувство прекрасного, эстетический вкус, зрительскую культуру, но
сначала необходимо научить понимать сюжет фильма, воспринимать увиденное.
Педагогическая целесообразность Программы выражается во взаимосвязи
процессов обучения, развития и воспитания.
Обучение по Программе позволяет формировать целостную систему организации
образовательной среды, в которой найдут гармоничное сочетание педагогически
значимое содержание Программы и эффективность мультимедийной формы
представления.
Обучение по Программе предусматривает коллективный просмотр кинофильмов и
мультфильмов. Важен педагогически обоснованный выбор объекта просмотра.
Коллективный просмотр кинофильмов помогает учащимся расширить
представления о себе и окружающем мире, учиться навыкам сопереживания,
знакомиться с разными социальными типажами и ролями, наблюдать их
взаимодействие в различных ситуациях. При обсуждении кинофильмов учащиеся
учатся выражать свое собственное мнение, внимательно слушать и
прислушиваться к мнению других людей.
Отличительной особенностью Программы является построение учебного
(тематического) плана с возможностью учета возрастных, психологических
особенностей учащихся при выборе содержания (фильмов, рекомендуемых для
просмотра). В Программу внесен обновленный перечень фильмов.
Цель: формирование эстетического вкуса и зрительской культуры учащихся через
ознакомление с произведениями отечественного кинематографа.
Задачи:
Обучающие:
− ознакомить учащихся с основными понятиями киноискусства, с
кинематографическими профессиями и со спецификой кинопроизводства;

− формировать умение выражать эмоции, чувства и мысли через обсуждение
кинофильмов;
− формировать эстетическое восприятие, нравственные идеалы, зрительскую
культуру;
− формировать навыки написания сценариев.
Развивающие:
− развивать у учащихся способность к сопереживанию в процессе просмотра
кинопроизведений;
− развивать художественно-эстетический вкус, наблюдательность, воображение,
речь учащихся;
− развивать общую эмоциональную культуру учащихся, их интерес к искусству
кинематографа.
Воспитательные:
− воспитывать эмоциональную отзывчивость на явления художественной
культуры;
− воспитывать нравственный выбор на основе общечеловеческих ценностей через
киноискусство;
− воспитывать навыки коллективного сотрудничества, уважение к творческому
труду;
− воспитывать уважение к произведениям российского кинематографа.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Школьный киноклуб»
рассчитана на один год обучения, ориентирована на учащихся 12-16 лет, в.т.ч.
учащихся с ОВЗ. Количество часов в год: 34 часа из расчета 1 часа в неделю в
год, в соответствии с планом внеурочной деятельности.
1. Содержание программы внеурочной деятельности
Содержание тематического плана
Тема 1. Вводное занятие. Техника безопасности
Теория
Инструктаж по технике безопасности и правилам поведения во время
занятий. Ознакомление с Программой текущего года обучения. Что такое кино?
Правила поведения в зрительном зале.
Практика
Игры и тренинги на знакомство. Рассказы «Мой любимый фильм», «Мой
любимый герой».
Тема 2. История развития кинематографа
Теория
«Волшебный фонарь». Этьен Гаспар Робертсон и «фантаскоп». Фотография –
основа кино. Кинопроекционный аппарат братьев Люмьер. Киноаппарат И.А.
Тимченко. Джеймс Стюарт Блектон. В.А. Старевич. Чарли Чаплин. Сергей
Эйзенштейн. Уолт Дисней. Основные этапы развития кино: создание кинескопов,
немое кино, документальное кино, первые рисованные мультфильмы, появление
звукового кино.
Практика

Игры на развитие зрительно-художественной образности: «Стоп-кадр»,
«Лучший сюжет для фотографии» и др.
Тема 3. Жанры кино
Теория
Жанры художественных кинофильмов: трагедия, комедия, приключения,
боевик, детектив, фантастика, фильм-сказка. Исторический и военный фильм.
Практика
Просмотр короткометражного фильма. Дискуссия на тему «Кино в моей
жизни. Возможности кинематографа: польза или вред». Игра «Сказка «Теремок» в
разных жанрах».
Тема 4. Волшебный мир мультипликации
Теория
Понятие «мультипликация». История мультипликации. Джордж Стюарт
Блэктон, Эмиль Коль, В.А. Старевич. Уолт Дисней, Союзмультфильм, Федор
Хитрук, Юрий Норштейн. Техника анимации.
Практика
Просмотр мультфильмов. Игры на развитие фантазии и наблюдательности:
«Что за чем?», «Рисуем сказку», «Озвучь мультфильм». Обсуждение
просмотренных мультфильмов. Работа над проектом «Мой мультфильм»:
разработка сюжета мультфильма, создание образов персонажей, декораций
мультфильма.
Тема 5. Фильмы-сказки
Теория
Основы драматургии. Сохранение национальных традиций. Герои –
хранители народной мудрости.
Практика
Просмотр кинофильма. Просмотр и обсуждение кинофрагментов. Игры на
развитие творческого воображения и восприятия: «Опиши героя», «Добрый
волшебник и злой», «Старая сказка на новый лад», «Путешествие во времени».
Тема 6. Фильмы о животных
Теория
Характер и повадки различных животных. Особенности съемки фильмов о
животных.
Практика
Просмотр кинофильма о животных. Просмотр и обсуждение
кинофрагментов. Игры на развитие творческого воображения и восприятия: «Что
мы увидели в кадре», «Изобрази повадки животных».
Тема 7. Документальное кино
Теория
Документальный фильм: кинохроника, киноочерк, кинопортрет, кинопутешествие,
видовой фильм. История документального кино. Задачи документального кино.
Особенности документального кино. Художественно-документальное кино.
Практика
Просмотр документальных фильмов. Просмотр и обсуждение кинофрагментов
документального кино. Выражение своего отношения к работе оператора фильма.

Тема 8. Кино о войне
Теория
Масштабность и драматизм событий Великой Отечественной войны. Воплощение
героических образов на экране. Творческие судьбы сценаристов, режиссеров,
операторов, актеров, в жизни которых события и образы героев войны сыграли
значительную роль.
Практика
Просмотр кинофильма о войне. Обсуждение сюжета фильма. Выражение своего
отношения к работе режиссера, оператора, актеров.
Тема 9. Шедевры отечественного кинематографа
Теория
Сюжет. Основная идея. Герои. Художественный образ. Средства выразительности.
Впечатления.
Практика
Просмотр кинофильмов, входящих в «золотую коллекцию» отечественного
кинематографа. Просмотр и обсуждение кинофрагментов. Написание рецензий.
Тема 9. Итоговое занятие
Теория
Подведение итогов работы за год.
2. Результаты освоения программы внеурочной деятельности
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
 самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять
цель УД;
 выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае
необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из
предложенных, а также искать их самостоятельно;
 составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения
проекта);
 работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости
исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
 в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии
оценки.
Познавательные УУД:
 сформированность умения анализировать проблему и определять учреждения, в
которые необходимо обратиться для их решения;
 владение умением поиска различных способов решения проблем и их оценки;
 сформированность умения устанавливать причинно-следственные связи между
вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать
предлагаемые идеи;
 овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Коммуникативные УУД:
 самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять
общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);

 в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
 учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения и корректировать его;
 понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения),
доказательство (аргументы), факты;
 уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми,
придерживающимися иных позиций;
 оценивать свои учебные достижения, поведение, черты характера с учетом
мнения других людей;
 определять собственное отношение к явлениям современной жизни,
формулировать свою точку зрения.
 умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Личностные результаты
 сформированность ответственности за принятие решений;
 развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
 развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
Предметные результаты освоения рабочей программы по учебному курсу
знать:
• о правилах поведения в зрительном зале;
• об основных этапах развития киноискусства;
• о народном творчестве, фольклоре, традициях народов России на основе
просмотра сказок;
• об основных видах и жанрах кино;
• историю кинематографа;
• кинематографические профессии;
• выразительные средства кинематографа;
• об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры
посредством искусства;
• виды и жанры кино;
уметь:
• передавать содержание просмотренного фильма, сказки;
• рассказывать о переживаниях героев, своем видении данного вопроса и объяснять
их;
Результаты освоения программы внеурочной деятельности учащихся с ОВЗ
Личностные результаты включают сформированность у учащихся мотивации к
обучению и познанию, сформированность социально значимых личностных
качеств, основ гражданской идентичности, сформированность ценностносмысловых установок и навыков нормативного поведения.

Метапредметные результаты включают сформированность у учащихся
познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных
действий, обеспечивающих возможность их самостоятельного применения в
учебной и познавательной деятельности, социальной практике.
В
результате
реализации
программы
внеурочной
деятельности
обеспечивается достижение учащимися с ОВЗ:
• воспитательных результатов — духовно-нравственных приобретений,
которые учащийся получил вследствие участия в той или иной деятельности
(например, приобрел, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного
действия, любви к близким и уважения к окружающим, пережил и прочувствовал
нечто как ценность);
• эффекта — последствия результата, того, к чему привело достижение
результата (развитие учащегося как личности, формирование его социальной
компетентности, чувства патриотизма и т. д.).
Воспитательные результаты внеурочной деятельности учащихся с ОВЗ
распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов — приобретение учащимися с ОВЗ социальных
знаний (о Родине, о ближайшем окружении, о семье и о себе, об общественных
нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах
поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и
повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение
имеет взаимодействие учащегося со своими учителями (в основном и
дополнительном образовании) как значимыми для него носителями
положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение опыта переживания и позитивного
отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа,
мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в
целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие учащихся между собой на уровне класса, образовательной
организации, т. е. в защищенной, дружественной среде, в которой учащийся
получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных
социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение учащимися с ОВЗ начального опыта
самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых
моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение
имеет взаимодействие учащегося с представителями различных социальных
субъектов за пределами образовательной организации, в открытой общественной
среде

Тематические
блоки, темы

Основное содержание

3. Тематическое планирование
Основные виды деятельности учащихся

Раздел 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. (2 ч)
Вводное занятие.
Инструктаж по
технике
безопасности

Инструктаж по технике безопасности и правилам Запоминают правила техники безопасности.
поведения во время занятий. Ознакомление сЗнакомятся с Программой текущего года обучения.
Программой текущего года обучения. Что такоеУчаствуют в играх на знакомство.
кино? Правила поведения в зрительном зале.
Игры и тренинги на знакомство. Рассказы «Мой
любимый фильм», «Мой любимый герой».

Раздел 2. История развития кинематографа. (3 ч)
История развития
кинематографа

«Волшебный фонарь». Этьен Гаспар Робертсон и Узнают об истории зарождения и развития
«фантаскоп».
Фотография
–
основа
кино.кинематографа.
Кинопроекционный аппарат братьев Люмьер.
Киноаппарат И.А. Тимченко. Джеймс СтюартЗнакомятся с основными видами кино.
Блектон. В.А. Старевич. Чарли Чаплин. Сергей
Эйзенштейн. Уолт Дисней. Основные этапы развития
кино:
создание
кинескопов,
немое
кино,
документальное
кино,
первые
рисованные
мультфильмы, появление звукового кино.
Игры
на
развитие
зрительно-художественной
образности: «Стоп-кадр», «Лучший сюжет для
фотографии» и др.

1. Раздел 3. Жанры кино (4 ч)
Жанры кино
Жанры художественных кинофильмов: трагедия,Знакомятся с различными жанрами художественных
комедия, приключения, боевик, детектив, фантастика,фильмов.
фильм-сказка. Исторический и военный фильм.
Смотрят короткометражный фильм.
Просмотр короткометражного фильма. Дискуссия на Принимают участие в дискуссии.
тему «Кино в моей жизни. Возможности Играют в «Сказке «Теремок» в разных жанрах
кинематографа: польза или вред». Игра «Сказка
«Теремок» в разных жанрах».
Раздел 4. Волшебный мир мультипликации (4 ч)
Волшебный мир
Понятие
«мультипликация».
История Знакомятся с понятием «мультипликация» и
мультипликации. Джордж Стюарт Блэктон, Эмиль историей её развития.
мультипликации
Коль, В.А. Старевич. Уолт Дисней, Союзмультфильм, Смотрят мультфильмы.
Федор Хитрук, Юрий Норштейн. Техника анимации. Обсуждают просмотренные мультфильмы.
Просмотр мультфильмов. Игры на развитие фантазии
и наблюдательности: «Что за чем?», «Рисуем сказку»,
«Озвучь мультфильм». Обсуждение просмотренных
мультфильмов. Работа над проектом «Мой
мультфильм»: разработка сюжета мультфильма,
создание
образов
персонажей,
декораций
мультфильма.
Раздел 5. Фильмы-сказки (4 ч)
Фильмы-сказки

Основы драматургии. Сохранение национальных Знакомятся с основами драматургии.
традиций. Герои – хранители народной мудрости.
Смотрят фильмы-сказки.
Просмотр кинофильма. Просмотр и обсуждение Обсуждают просмотренные фильмы.
кинофрагментов. Игры на развитие творческогоУчаствуют в играх на развитие
воображения и восприятия: «Опиши героя», «Добрый
волшебник и злой», «Старая сказка на новый лад», воображения и восприятия
«Путешествие во времени».

творческого

Раздел 6. Фильмы о животных (4 ч)
Фильмы о животных Характер
и
повадки
различных
животных.Знакомятся с особенностями съемки фильмов о
Особенности съемки фильмов о животных.
животных.
Просмотр кинофильма о животных. Просмотр и Смотрят фильмы о животных.
обсуждение кинофрагментов. Игры на развитие
Обсуждают просмотренные фильмы.
творческого воображения и восприятия: «Что мы
Участвуют в играх на развитие творческого
увидели в кадре», «Изобрази повадки животных».
воображения и восприятия
Раздел 7. Документальное кино (4 ч)
Документальное
кино

Документальный фильм: кинохроника, киноочерк,Знакомятся с видами документального кино и его
кинопортрет, кинопутешествие, видовой фильм. особенностями.
История
документального
кино.
ЗадачиСмотрят документальные фильмы
документального
кино.
Особенности
Обсуждают просмотренные фильмы.
документального
кино.
ХудожественноПроизводят оценку работы операторов фильмов.
документальное кино.
Просмотр документальных фильмов. Просмотр и
обсуждение кинофрагментов документального кино.
Выражение своего отношения к работе оператора
фильма.

Раздел 8. Кино о войне (4 ч)
Кино о войне

Масштабность
Отечественной

и драматизм событий Великой Знакомятся с историей кино о войне.
войны. Воплощение героических

образов на экране. Творческие судьбы сценаристов,Смотрят фильмы о войне.
режиссеров, операторов, актеров, в жизни которых Обсуждают просмотренные фильмы.
события и образы героев войны сыграли Выражают своё отношение к работе режиссера,
значительную роль.
оператора, актеров.
Просмотр кинофильма о войне. Обсуждение сюжета
фильма. Выражение своего отношения к работе
режиссера, оператора, актеров.
Раздел 9. Шедевры отечественного кинематографа (4 ч)
Шедевры
отечественного
кинематографа

с
понятиями
«сюжет»,
Сюжет. Основная идея. Герои. Художественный Знакомство
образ. Средства выразительности. Впечатления.
«художественный образ».
Просмотр кинофильмов, входящих в «золотую Смотрят кинофильмы, входящих в «золотую
коллекцию»
отечественного
кинематографа.коллекцию» отечественного кинематографа.
Просмотр и обсуждение кинофрагментов. Написание
Обсуждают просмотренные фильмы.
рецензий.
Учатся писать рецензии на фильмы.

Раздел 10. Итоговое занятие (1 ч)
Итоговое занятие
Всего: 34 часа

Подведение итогов работы за год.

Участвуют в подведении итогов работы киноклуба
за год.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».