Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школьный хор»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области Управление
образования Ирбитского муниципального образования
МОУ «Фоминская ООШ»

УТВЕРЖДЕН
Директор МОУ «Фоминская ООШ»
__________________ Л.П. Заболотских
Приказом № 67-од от 09.09.2025г.

Заболотск
их Любовь
Петровна

Подписано
цифровой
подписью:
Заболотских Любовь
Петровна
Дата: 2025.09.09
09:54:22 +05'00'

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Школьный хор «Поющие сердца»

.

д. Фомина, 2025 г.

1.1. Пояснительная записка

Направленность образовательной программы
Дополнительная

образовательная

программа

под

названием

«Школьный хор» имеет художественно-эстетическое направление и
направлена

на

развитие

художественно-

эстетического

вкуса,

художественных способностей и склонностей к различным видам
искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного
мышления, подготовки личности к постижению великого мира искусства,
формированию

стремления

к

воссозданию

чувственного

образа

воспринимаемого мира.
Актуальность программы.
Многолетние научные исследования в области музыкальной педагогики,
а также исторический опыт свидетельствуют, что воспитание детей на
вокальных

традициях

является

одним

из

важнейших

средств

нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.
Песня -это эффективная форма работы с детьми различного возраста.
Занятия в кружке пробуждают у ребят интерес к вокальному искусству,
что дает возможность, основываясь на симпатиях ребенка, развивать его
музыкальную культуру. Приобщение к музыкальной культуре имеет
большое значение в их патриотическом воспитании.
Вокальное воспитание и развитие хоровых навыков объединяются в
единый педагогический процесс, являющий собой планомерную работу
по совершенствованию голосового аппарата ребёнка и способствуют
формированию и становлению всесторонне и гармонично развитой
личности ребенка.
Занятия в вокальном кружке способствуют развитию музыкальной
памяти, выработке и развитию интонационного и ладового слуха,
развитию творческой фантазии.

2

Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших
средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего
поколения. Занятия в кружке пробуждают у ребят интерес к вокальному
искусству, что дает возможность, основываясь на симпатиях ребенка,
развивать его музыкальную культуру.
Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной
деятельности, главными из которых является сольной и ансамблевое
пение, слушание различных интерпретаций исполнения, пластическое
интонирование, добавление элементов импровизации, движения под
музыку, элементы театрализации.
Программа примерно раскрывает содержание занятий, объединенных в
тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей.
Теоретическая часть включает в себя нотную грамоту, работа с текстом,
прослушивание и обсуждение современных детских ансамблей.
Практическая

часть

обучает

практическим

приемам

вокального

исполнения песен и музыкальных произведений. Отбор произведений
осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной
выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и
мероприятий).
Новизна образовательной программы
Основная идея предлагаемой образовательной программы опирается на
гармоничное развитие личности, которое тесно связано с процессом
формирования ее духовных запросов, с одной стороны, и с реализацией
творческих возможностей, с другой. Оба эти процесса идут в теснейшей
связи

друг

с

другом,

находятся

в

диалектическом

единстве.

Принципиальным обстоятельством, связанным с процессом гуманизации
образования, является то, что предлагаемая программа не рассчитана на
детей, предварительно отобранных на конкурсной основе. Любой ребенок,
желающий получить представление о вокальном искусстве во всех его
проявлениях и самостоятельно практически “проверить на себе” эти
3

знания.
Режим занятий: занятия в группах проводятся из расчета 2 часа в неделю
по 40 минут.
1.2. Цель и задачи

Цель программы:
Приобщение ребёнка к искусству сольного пения и пения в вокальной
группе, развитие мотивации к творчеству; формирование высоких духовных
качеств и эстетики поведения средствами вокального искусства.
Задачи:
воспитательные:
-воспитывать ответственность перед коллективом;
-воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине, уважение к национальным
традициям;
- формировать потребность здорового образа жизни;
обучающие:
-учить ребенка выразительному, искреннему исполнению понятных, интересных
ему несложных песен;
-учить овладевать необходимыми вокальными навыками, культуре поведения на
сцене;
-обучать детей четкой дикции, внятно произносить слова, активно артикулировать
-расширять певческий диапазон, брать правильное дыхание;
- учить основам элементарной музыкальной грамоте.
развивающие:
-развитие интереса к вокальному творчеству, к выступлению на концертах.
-развитие

умения думать, умения исследовать, умения общаться,
умения взаимодействовать, умения доводить дело до конца и т.д.

-развитие внимания, воображения, наблюдательности.
1.3.

Ожидаемые результаты

4

В конце обучения при усвоении данной программы ребенок получит
следующие знания, умения и навыки
Дети научатся:
- выразительно, искренно исполнять понятные, интересные ему несложные песни;
- владеть необходимыми вокальными навыками, культуре поведения на сцене;
- активно артикулировать, обучатся четкой дикции, внятному произношению слов,
- брать правильное дыхание; расширится певческий диапазон,
- основам элементарной музыкальной грамоте.

Будут воспитаны:
- чувство ответственности перед коллективом;
- чувство патриотизма, любви к Родине, уважение к национальным традициям

потребность здорового образа

-

жизни; Будут развиты:
- интерес к вокальному творчеству, к выступлению на концертах.
-

умение

думать,

умение

исследовать,

умение

общаться,

умение

взаимодействовать, умение доводить дело до конца.
- внимание, воображение, наблюдательность.

К концу года обучения
Должны уметь
-петь сидя и стоя
-менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.
-петь наизусть музыкальный текст, правильно произнося слова и расставляя
логические ударения
Должны знать
- правила поведения на сцене и за кулисами;
-упражнения для начинающего вокалиста, скороговорки;
-элементарные основы музыкальной грамоты (ноты, ключи и т. д);
-репертуар вокального кружка за 1 год (сольные партии и ансамбли)
Осуществляя в работе цели и задачи, поставленные программой, хотелось
бы положительным итогом своей работы считать:
Формирование устойчивого интереса к вокальной деятельности; умение
5

эмоционально передать характер музыкального произведения через мимику,
пластику и жесты; расширение певческого диапазона на 2-3 тона; желание
участвовать в концертах; участие в школьных, районных и областных конкурсах.
Родители должны знать необходимость и пользу вокального кружка; быть
знакомыми с детским репертуаром; поддерживать интерес детей к пению в
семье.
Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Учебный план

1 полугодие

№

Наименование раздела программы

1.

Теоретико-аналитическая работа

2.

Вокально-хоровая работа
Музыкально-теоретическая
подготовка
Концертно-исполнительская
деятельность

3.
4.

2
ИТОГО
полугодие
Всего часов по Всего часов
по
программе
программе
2
2
4
28
28
56

ИТОГО:

3

3

6

1

1

2

36

36

68

2.2. Календарный учебный график
Учебные периоды
1 четверть
2 четверть
3 четверть

4 четверть

Каникулы

с 01.09.2025 по
24.10.2025
с 03.11.2025 по
30.12.2025
с 12.01.2026 по
27.03.2026
с 12.01.2026 по
15.02.2026 +
с 23.02.2026 по
27.03.2026

8 учебных недель / 40
учебных дней
8 учебных недель / 40
учебных дней
11 учебных недель / 53
учебных дня

с 25.10.2025 по
02.11.2025
с 31.12.2025 по
11.01.2026
с 28.03.2026 по
05.04.2026

9 дней

10 учебных недель / 48
дней - 1 класс

с 16.02.2026 по
22.02.2026

с 06.04.2026 по
26.05.2026
с 27.05.2026 по
02.06.20256

7 учебных недель / 35
учебных дней
1 учебная неделя / 5
дней -

7 дней
дополнительно в 1
классе
30 дней

12 дней
9 дней

37 дней - 1 класс

6

Итого:

34 учебных недели /
168 уч. дней
1 класс - 33 учебных недели /
163 уч. дня
Праздничные и выходные 3 ноября 2025
дни:
4 ноября 2025
23 февраля 2026
8 марта 2026
9 марта 2026
1 мая 2026
9 мая 2026
11 мая 2026

Праздничные
и
выходные дни:

31 декабря 2025
1 января 2026
2 января 2026
3 января 2026
4 января 2026
5 января 2026
6 января 2026
7 января 2026
8 января 2026
9 января 2026

Сроки проведения промежуточных аттестаций:
годовое оценивание по учебным предметам – с 18 по 22 мая 2026 г. в 2 - 8 классах
повторное годовое оценивание по учебным предметам обучающихся, имеющих
академическую задолженность, - 26 июня 2026 г. первый срок, 28 августа 2026 г. Второй срок.

7

Приложение
к дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программе
«Школьный хор»

Рабочая программа по курсу
«Школьный хор»

8

1. Учебно - тематический план 1 год обучения
№

Наименование раздела

Всего

Теория

Практика

Теоретико-аналитическая работа
1

Введение. Прослушивание

2

1

1

2

2

-

ИТОГО: 4

3

1

голосовых аппаратов.
2

4

5
6

7

Беседа о ТБ, ОЖ и Б
Гигиена голоса

Вокально-хоровая работа
Певческая установка. Посадка
4
2
певца,
положение корпуса, головы.
Навыки пения сидя и стоя.
Пение под фонограмму.
22
Развитие певческого аппарата,
5
слуха:
упр. для начинающего вокалиста,
муз. скороговорки.
Дикция. Дикция вокальных звуков. 5

2

22
5

5

Артикуляция.
8

Работа в сопровождении

20

20

музыкальных инструментов и а
капелла
ИТОГО: 56

2

54

Музыкально-теоретическая подготовка
9 Основы музыкальной грамоты.
4
2
2
10 Развитие чувства ритма
1
2
2
ИТОГО: 8

4

4

Концертная деятельность

9

11 Формирование
культуры. Работа

сценической 3

4

над

эмоциональной
выразительностью
исполнения.
Участие в концертах
ИТОГО: 4
Итого: 68

4
9

63

10

2. Содержание программы
1. Введение. Прослушивание голосовых аппаратов. Беседы о
школе здоровья и безопасности
-Беседа о реабилитации голоса при простудных заболеваниях
-Прослушивание голосовых аппаратов.
-Оценка уровня развития музыкальных способностей.
-Проведение мониторинга. Проверка певческого диапазона.
-Беседы о правилах техники безопасности и жизнедеятельности…

2. Музыкальная грамота

- Краткие сведения о музыкальной грамоте
- Правописание музыкальных знаков
- Знаки повышения и понижения звуков (Диез, бемоль)
- Мажорные гаммы, интервалы
3. Дикция. Дикция вокальных звуков. Артикуляция.

-Упражнения на интонирование согласных:
Пропеваниещипящих на любой звук. Пропевание согласных в сочетании
с гласным звуком (би-бо-бу). На сочетание разных согласных с разными
гласными (гбди, птхи)
- распевки–скороговорки
- упражнения для начинающего вокалиста
--Гимнастика Стрельниковой
-Упражнения на артикуляцию(«Хоботок», «Орешек», «Трубочка»,
«Подражаю я слону», и др.)
4. Беседы о музыке. Урок – сказка, урок - игра, урок –конкурс.
-Беседа « Правила поведения на концерте». Воспитание правил поведения на
концерте.
-«Музыкальная шкатулка». Развитие умения слушать различную музыку
(классическую, эстрадную, народную)
-«О чем говорит музыка»- рисование под музыкальное сопровождение.
- Встречи с героями музыкальных сказок. Урок – сказка. Просмотр видео.
-Знакомство с музыкальными стилями: народный, классический, поп-музыка.
5. Работа с фонограммой. Пение под фонограмму. Индивидуальная
работа.
-Воспитание ритма и слуха – максимум движений самостоятельно в
сочетании с пением. Это вырабатывает координацию двигательного и
слухового аппарата;
11

- Развитие умение правильного звукообразования. Пение закрытым
ртом, гласные и формирование гласного звука.
- Разучивание детских эстрадных песен.Развитие умения петь под
фонограмму
Репертуар: «Веселая песенка», «Барбарики», «Доброта», «Песенка
мамонтенка», « С днем рождения», « Мой щенок», «Осьминог», «4
таракана», «Новый год», «Дед Мороз»,
«Праздник» «Песня маленькой принцессы», «Иван купала», «Четыре
таракана» « Вот была бы благодать», «Мама» «Косолапый дождь»
«Журавушка», «Ласточка», «Апрель», музыкальная сказка «Волк и
семеро козлят» «Прадедушка», «Главный праздник» и другие.
6. Работа в сопровождении музыкальных инструментов.
- Развитие умения петь под фортепиано
-Развитие навыков аккомпанировать себе инструментами( дудочка,
трещотка, бубен, ложки)
7.
Формирование сценической культуры. Работа над
эмоциональной выразительностью исполнения.
-Певческая установка. Посадка певца, положение корпуса, головы.
Навыки пения сидя и стоя.
-Работа над эмоциональным выражением музыкального произведения;
- Широкое применение элементов игры на сцене. Проявление
индивидуальности ребенка в игре.
- Пластика тела. Выражение музыкальных эмоций жестами.
- Репетиция в костюмах.
8. Пение без сопровождения инструмента.
- Развитие умения петь в унисон
-Пение с закрытым ртом
9. Концертная деятельность. Игротека.
- Участие в концертах– воспитание дисциплины и поведения на сцене и за
кулисами,
-Умение общаться со зрительным залом и между собой на сцене.
- Воспитание чувства коллективизма

12

2.4. Методическое обеспечение программы
Обязательным условием правильной работы голосового аппарата во время
пения является соблюдение певческой установки: прямое положение корпуса,
руки опущены вдоль тела или на коленях. Если дети сидят, то плечи развернуты и
опущены, живот немного втянут.
Основным способом звукообразования следует считать мягкую атаку.
Дыхание должно быть в меру активным, вдох спокойным, без поднятия плеч,
выдох спокойным, без напряжения и утечки воздуха.
Работа над дикцией в хоре имеет большое значение для формирования
правильного произношения слов и развития подвижности речеобразующих
органов. В первые месяцы занятий детям напоминают, что текст песни должен
быть понятен слушателям, поэтому слова произносятся активно и четко.
Голосовой аппарат. Для голосов детей характерно головное звучание,
небольшая сила звука. Поэтому очень важно уделять внимание работе над
качеством звучания – развитию звонкости, полётности, ровности звуковедения.
Пение ребят должно быть активным, но не форсированным.
Развитие ритмического слуха можно начать с простого прохлопывания
ритма (легкие хлопки по время пения), затем прохлопываются сильные доли,
потом размер. Так постепенно переходят к простым ритмическим фигурам.
Большое
удовольствие
у
ребят
вызывает
введение
на
занятиях музыкальной игры и движений под музыку. Использование этой
формы работы в конце занятий помогает преодолевать некоторую усталость и
напряжение, возникшее у детей в течение занятия. Игры и движения под музыку
помогают наладить двигательную координацию.
Отдельные дети отличаются большой певческой индивидуальностью. Им можно
поручить солирование при исполнении отдельных песен.
Вокально-хоровая работа
На занятиях важно у детей формировать умения следить за дирижерским
показом одновременного вступления и окончания пения. Очень важно в начало
обучения детей формировать все вокально-хоровые навыки, музыкальный слух,
память, внимание, эмоциональную отзывчивость на музыку. Необходимо
постоянное соблюдение певческой установки на занятиях: спокойный вдох,
правильное звукообразование, сохранение состояния вдоха перед началом пения,
экономный выдох, пение естественным звонким, небольшим по силе звуком;
правильное формирование гласных, четкое и короткое произношение согласных
звуков.
Обращается внимание на развитие певческого диапазона, начиная со
звучащей зоны ми1 – си1, на выравнивание хорового звучания от звука «соль»
вверх и вниз, выработка чистого унисона. Гармонический звук начинает
13

формироватся на основе пения простых канонов. Обучение пению без
сопровождения и с сопровождение, умение слушать себя и своих товарищей при
пении. Все требования к исполнению связывают с образным содержанием
произведения и добиваются выразительного, художественного исполнения.
Практические занятия
Формы работы: показ упражнений, разучивание и впевание их, введение
новых упражнений в зависимости от учебных задач.
Слушание музыки
Данная форма работы с детьми формирует эмоциональное восприятие
музыкального произведения. Вводятся понятия: вступление, запев, припев,
куплет, вариация.
Репертуар хорового класса, включенный педагогом в план работы соответствует
тем навыкам, которым педагог обучает детей. Кроме того, в число пьес,
отбираемых к изучению в хоровом классе, должны входить произведения
тематического характера (общественно-политические и музыкально-исторические
даты).
Используемые методы и приемы обучения:
- наглядно – слуховой (аудиозаписи)
- наглядно – зрительный (видеозаписи)
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
- практический (показ приемов исполнения, импровизация)
- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)
- методические ошибки
- методические игры
2.4.1. Учебно-информационное обеспечение программы
1.) Программа
2.) Репертуарные сборники детских песен.
3.) Монографические сборники песен композиторов.
4.) Методическая литература по хоровому и вокальному воспитанию.
5.) Видеозаписи с концертов.
6.) Большой фонд фонограмм.
7.) Сценарии детских праздников и тематических композиций.
2.4.2. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Материально-техническая база должна соответствовать санитарным и
противопожарным нормам, нормам охраны труда. Наличие специального
кабинета (кабинет музыки) со сценой;
 Музыкальный центр, компьютер;
14

 Записи фонограмм в режиме «+» и «-»;
 Звуковая система;
 Зеркало;
 Микрофоны;
 Подборка репертуара;
 Записи аудио, видео;
Записи выступлений, концертов.

 Беседа;
 Тестирование;
 Репетиции;
 Конкурс;
 Концерт.

Раздел № 3. «Комплекс форм аттестации»
3.1 Формы аттестации/контроля

Виды аттестации
Входящий контроль – проводится в начале учебного года. Отслеживается уровень
подготовленности обучающихся. Проводится в форме собеседования,
тестирования или прослушивания.
Текущий контроль – оценка качества усвоения материала какой либо части
(темы) программы.
Промежуточный контроль – это оценка качества усвоения учащимися, какой
либо части программы, по итогам учебного периода (полугодия, год) и оценка
овладения учащимися уровня достижений, заявленных в программе по ее
завершению.
Итоговый контроль - проводится в конце обучения по программе – проверка
освоения программы, учет изменений качеств личности каждого ребенка.
Критерии оценки аттестации.
Критерии оценки уровня теоретической подготовки:
Процентное соотношение освоения учебного материала.
Критерии оценки уровня практической подготовки:
Вокальные навыки.
Чистота интонирования. Дикция. Артикуляция.
Критерии уровня развития и воспитанности:
Сценическая культура, культура общения со сверстниками и старшими.
15

3.2. Оценочные материалы
Певческая установка, дыхание освоены и применяются в работе.
Музыкальный звук
 овладели чистотой и воспроизведением
 свободного звука без крика и напряжения,
 мягкой атакой звука
Дикция, артикуляция
 согласованность артикуляционных органов,
 разборчивость слов, дикция,
 правильное положение губ, свободное положение языка.
Чувство ансамбля
 умеют петь в унисон,
 чисто интонируют интервал,
 умеют слушать и слышать друг друга.
Сценическая культура
 умеют слышать и петь под аккомпанемент,
 овладели культурой поведения на сцене,
 выходом и уходом со сцены,
 выработана сценическая мимика лица,
 умеют выделять динамические оттенки в исполнении песенного произведения,
 умеют работать со зрителем.

16

3.3. Список литературы
1. Акулов Е.А. Оперная музыка и сценическое действие / Е. Акулов. М.:
Кабинетный ученый, 2016 - 914 c.
2. Елисеева Шмидт Э.С. Энциклопедия хорового искусства / Э.С. Елисеева
Шмидт. Москва: ИЛ, 2016 - 298 c.
3. Зацарный Ю.А. Хоровые произведения М., 2018
4. Кажлаев М.М. Пчела. Десять характерных песен для детского хора младшего и
среднего возраста. М, 2018-54с.
5. Кажлаев М.М. Радостная песня. Десять песен для детского двухголосного хора
в сопровождении фортепиано. М., 2018
6. Кажлаев М.М. Улыбайся, солнышко! Десять песен для детского хора младшего
возраста. М., 2018
7. Крюкова Т.А. Работа с хором : учеб.-метод. пособие / Т. А. Крюкова, Е. В.
Извекова Забайкал. гос. ун-т, Т. А. Крюкова . Чита : ЗабГУ2015-170 с.
8. Науменко Г.М. Детский музыкальный фольклор в саду и школе. М., 2015 – 341
с.
9. Стулова Г.П. Хоровое пение. Методика работы с детским хором. Учебное
пособие. / Г. П. Стулова. М: Планета музыки, 2015-176 с.
10. Тугаринов Ю.Л. "Детская хоровая музыка" 2-е издание М., 2015
11.Филимонова Л.А. Стать музыкантом я хочу .Учебное пособие М., 2019 – 140 с
12.Шайдулова Г.Г. Ах, Москва моя, Москва! Песни для детского хора М., 201989с.

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».