МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области Управление
образования Ирбитского муниципального образования
МОУ «Фоминская ООШ»
УТВЕРЖДЕН
Директор МОУ «Фоминская ООШ»
__________________ Л.П. Заболотских
Приказом № 67-од от 09.09.2025г.
Заболотск Подписано
цифровой подписью:
Любовь
их Любовь Заболотских
Петровна
2025.09.09
Петровна Дата:
10:20:25 +05'00'
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
учебного предмета "Основы логики и алгоритмики"
1-4 классы
д.Фомина 2025г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Рабочая программа начального общего образования по курсу
внеурочной деятельности «Основы логики и алгоритмики»(далее
— курс) составлена на основе требований Федерального
государственного образовательного стандарта начального
общего образования (Приказ Министерства просве- щения
Российской Федерации от 31 05 2021 № 286 «Об утверж- дении
Федерального государственного образовательного стан- дарта
начального общего образования»), с учётом Примерной
программы воспитания (одобрена решением федерального
учебно-методического объединения по общему образованию
(протокол от 23 июня 2022 г № 3/20)), Примерной основной
образовательной программы начального общего образования
(одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию(протоколот 8апреля2015г
№1/15)),ПриказаМинистерствапросвещенияРФот2декабря
2019 г № 649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательно йсреды»
Программа по курсу внеурочной деятельности «Основы логики и алгоритмики» включает пояснительную записку, планируемые результаты освоения программы курса, содержание
курса, тематическое планирование и формы организации занятий и учебно-методического обеспечения образовательного процесса
Пояснительная записка к рабочей программе отражает характеристику курса, общие цели и задачи изучения курса, а
также место курса в структуре плана внеурочной
деятельности
Планируемые результаты курса включают личностные, метапредметные и предметные результаты за период обучения
(поклассам)
В содержании курса представлены дидактические единицы,
распределённые по классам и разделам программы
В тематическом планировании описываются программное
содержание по всем разделам содержания обучения каждого
года за период обучения и характеристика деятельностей, которые целесообразно использовать при изучении той или
иной программной темы
ОБЩАЯХАРАКТЕРИСТИКАПРОГРАММЫКУРСА
«ОСНОВЫЛОГИКИИАЛГОРИТМИКИ»
Программа курса отражает:
базовых навыков, необходимых для формирования
компьютерной грамотности;
6 сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности протекания и возможности автоматизации информационных процессов в различных системах;
6основные области применения информационных технологий;
6междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности
Курс «Математика и информатика Основы логики и алгоритмики» как пропедевтический этап обучения информатике,
логике и алгоритмике оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения школьника, его жизненную позицию, закладывает основы понимания принципов функционирования и использования информационных технологий как
необходимого инструмента практически любой деятельности
На данном этапе начинается формирование навыков
будущего, необходимых для жизни и работы в современном
технологичном обществе Многие предметные знания и
способы деятельности, освоенные обучающимися при
изучении данного курса, найдут применение как в рамках
образовательного процесса при изучении других предметных
областей, так и в иных жизненных ситуациях, станут
значимыми для формирования качеств личности, т е они
ориентированы на формирование
метапредметных и
личностных результатов обучения
Курс внеурочной деятельности отражает содержание следующих четырёх основных тематических разделов:
1) Цифровая грамотность;
2) Теоретические основы информатики;
3) Алгоритмы и программирование;
4) Информационные технологии
6перечень
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
«ОСНОВЫ ЛОГИКИ И АЛГОРИТМИКИ»
Целями изучения курса «Основы логики и алгоритмики» являются:
формирование необходимых для успешной жизни в
меняющемся мире универсальных учебных действий
(универсальных компетентностей) на основе средств и
методов информатики и информационных технологий, в
том числе овладение умениями работать с различными
видами информации, самостоятельно планировать и
осуществлять
индивидуальную
и
коллективную
информационную
деятельность,
представлять
и
оценивать её результаты;
формирование и развитие компетенций обучающихся в
области
использования
информационнокоммуникационных технологий
Основные задачи курса «Основы логики и алгоритмики»:
формирование понимания принципов устройства и
функционирования объектов цифрового окружения;
формирование знаний, умений и навыков грамотной
постановки задач, возникающих в практической
деятельности,
для
их
решения
с
помощью
информационных технологий;
формирование умений и навыков формализованного
описания поставленных задач;
формирование
базовых
знаний
основных
алгоритмических структур и умения применять эти
знания для построения алгоритмов решения задач по
их математическим моделям;
формирование умений и навыков составления
простых про- грамм по построенному алгоритму на
языке программирования Scratch;
формирование умения грамотно интерпретировать
результаты решения практических задач с помощью
информационных технологий, применять полученные
результаты в практической деятельности
МЕСТО КУРСА «ОСНОВЫ ЛОГИКИ И АЛГОРИТМИКИ»
В ПЛАНЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курс внеурочной деятельности «Основы логики и алгоритмики» позволяет реализовать межпредметные связи с учебными предметами «Технология» (раздел «Информационнокоммуникативные технологии»),«Математика» (раздел
«Математическая информация»),«Окружающий
мир»
(раздел«Правила безопасной жизни»)
Программа курса предназначена для организации внеурочной деятельности, направленной на реализацию особых
интеллектуальных
и
социокультурных
потребностей
обучающихся
Программа курса составлена из расчёта 130 учебных часов —
по1часу в неделю в 1классе—28 часов, во2—4классах— по 34
часа
Срок реализации программы—4года
Для каждого класса предусмотрено резервное учебное время,
которое может быть использовано участниками образовательного процесса в целях формирования вариативной составляющей
содержания конкретной рабочей программы В резервные часы
входят некоторые часы на повторение, проектные занятия и занятия, посвящённые презентации продуктов проектной деятельности При этом обязательная часть курса, установленная
примерной рабочей программой, и время, отводимое на её изучение, должны быть сохранены полностью
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
«ОСНОВЫ ЛОГИКИ И АЛГОРИТМИКИ»
В результате изучения курса в школе у обучающихся будут
сформированы следующие результаты
ЛИЧНОСТНЫЕР ЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения курса характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и
должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
первоначальные представления о человеке как члене
общества, о правах и ответственности, уважении и
достоинстве человека, о нравственно-этических
нормах поведения и пра- вилах межличностных
отношений
Духовно-нравственного воспитания:
проявление культуры общения, уважительного
отношения к людям, их взглядам, признанию их
индивидуальности;
принятие существующих в обществе нравственноэтических норм поведения и правил межличностных
отношений, которые строятся на проявлении
гуманизма,
сопереживания,
уважения
и
доброжелательности
Эстетического воспитания:
использование полученных знаний в продуктивной и
преобразующей деятельности, в разных видах
художественной деятельности
Физического воспитания, формирования культуры
здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил организации здорового
и
безопасного (для себя и других людей) образа жизни;
выполнение
правил
безопасного
поведения
в
окружающей среде (в том числе информационной);
бережное отношение к физическому и психическому
здоровью
Трудового воспитания:
осознание ценности трудовой деятельности в жизни
человека и общества, ответственное потребление и
бережное отноше- ние к результатам труда, навыки
участиявразличныхвидахтрудовойдеятельности,
интерес к различным профессиям
Экологического воспитания:
проявление бережного отношения к природе;
неприятие действий, приносящих вред природе
Ценности научного познания:
формирование
первоначальных
представлений
о
научной картине мира;
осознание
ценности
познания,
проявление
познавательного интереса,
активности,
инициативности,
любознательности
и
самостоятельности в обогащении своих знаний, в том
числе с использованием различных информационных
средств
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Универсальные познавательные учебные действия:
Базовые логические действия:
— сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
— объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;
— определять существенный признак для классификации,
классифицировать предложенные объекты;
— находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;
— выявлять недостаток информации для решения учебной
(практической)задачи на основе предложенного алгоритма;
— устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях,
поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
базовые исследовательские действия:
— определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;
— с помощью педагогического работника формулировать цель,
планировать изменения объекта, ситуации;
— сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами
на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);
— прогнозировать возможное развитие
процессов, событий
и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях; работа
с информацией:
— соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся)правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
— анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую,
звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
— самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации
Универсальные коммуникативные учебные действия:
общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
— проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
— признавать возможность существования разных точек зрения;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
— готовить небольшие публичные выступления;
— подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;
совместная деятельность:
— формулировать краткосрочные и долгосрочные цели
Универсальные регулятивные учебные действия:
самоорганизация:
— планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
— выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:
— устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
— корректировать свои учебные действия для преодоления
ошибок
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения по курсу обучающиеся научатся:
Цифровая грамотность:
различать и использовать аппаратное обеспечение
компьютера: устройства ввода, устройства вывода и
устройства ввода-вывода;
различать программное обеспечение компьютера:
операционная система, кнопки управления окнами,
рабочий стол, меню «Пуск», меню программ, файловая
система компьютера
Теоретические основы информатики:
определять виды информации по способу получения и по
форме представления;
пользоваться различными способами организации
информации;
иметь развёрнутое представление об основных информационых процессах;
оперировать объектами и их свойствами;
использовать знания основ логики в повседневной жизни;
строить
различные
логические
высказывания:
простые, с отрицанием, с конструкциями«все»,«ни
один»,«некоторые»,сложные с конструкциями«и»,
«или»
Алгоритмы и программирование:
знать
элементы
интерфейса
визуальной
среды
программирования Scratch;
создавать простые скрипты на Scratch;
программировать действия со спрайтами :смена костюма,
команд«говорить»,«показаться»,«спрятаться»,«ждать»;
Информационные технологии:
работать в стандартном графическом редакторе:
заливка, фигуры, цвет, ластик, текст, кисти, работа с
фрагментами
картинок,
копирование
и
вставка
фрагмента изображения;
набирать,
редактировать
и
форматировать
текст
средствами текстового процессора;
использовать «горячие» клавиши в процессе набора и
редактирования текста;
добавлять изображения в текст средствами текстового
процессора и изменять их положение;
создавать маркированные и нумерованные списки
средствами текстового процессора;
иметь представление о редакторе презентаций;
создавать и редактировать презентацию средствами
редактора презентаций;
добавлять различные объекты на слайд: заголовок,
текст, таблица, схема;
оформлять слайды;
создавать, копировать, вставлять, удалять и перемещать
слайды;
работать с макетами слайдов;
добавлять изображения в презентацию;
составлять запрос для поиска изображений
Содержание курса «основы логики и алгоритмики»
1. Цифровая грамотность
Компьютер как универсальное устройство для передачи,
хранения и обработки информации Аппаратное обеспечение
компьютера: микрофон, камера, клавиатура, мышь, монитор,
принтер, наушники, колонки, жёсткий диск, оперативная память, процессор, системный блок, графический планшет, гарнитура, сенсорный экран Основные и периферийные устройства компьютера Устройства ввода, вывода и ввода-вывода
Программное обеспечение(основные и прикладные программы) Операционная система Кнопки управления окнами Рабочий стол Меню «Пуск», меню программ Файловая система
компьютера
2. Теоретические основы информатики
Понятие «информация» Виды информации по форме представления.
Способы
организации
информации
и
информационные процессы Хранение, передача, обработка
(развёрнутое
представление)
Источник
информации,
приёмник информации Объекты и их свойства Объект, имя
объектов, свойства объектов Логические утверждения
Высказывания: простые, отрицанием, с конструкциями «все»,
«ни один», «некоторые»сложные с конструкциями«и»,«или»
3. Алгоритмы и программирование
Алгоритмы Визуальная среда программирования Scratch
Интерфейс визуальной среды программирования Scratch Линейный алгоритм и программы Скрипты на Scratch Действия
со спрайтами: смена костюма, команд «говорить», «показаться» «спрятаться», «ждать» Scratch: циклы, анимация, повороты (угол, градусы, градусная мера) и вращение, движение
Алгоритм с ветвлением и его блок-схема Использование условий при составлении программ на Scratch
4. Информационные технологии
Графический редактор Создание и сохранение графического файла Инструменты графического редактора: карандаш,
заливка, фигуры(дополнительные параметры фигур),цвет, ластик, текст, кисти Добавление новых цветов в палитру, изменение масштаба изображения и размера рабочего полотна Копирование и вставка фрагмента изображения Коллаж
Текстовый процессор Создание и сохранение текстового доку-
мента Редактирование текста средствами текстового процессора и с
использованием «горячих» клавиш Инструменты редактирования: удалить, копировать, вставить, разделить на
абзацы, исправить ошибки Форматирование Инструменты
форматирования: шрифт, кегль, начертание, цвет Изображения в тексте: добавление, положение Маркированные и нумерованные списки Знакомство с редактором презентаций Способы организации информации Добавление объектов на
слайд: заголовок, текст, таблица, схема Оформление слайдов
Действия со слайдами: создать, копировать, вставить, удалить,
переместить Макет слайдов
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ ЛОГИКИ И АЛГОРИТМИКИ»
1 КЛАСС
Примерные темы
,раскрывающие
Данный раздел программы,
и количество часов,
Отводимое на их изучение
Содержание программы
Основные виды деятельности учащихся
при изучении темы
(на уровне учебных действий)
Раздел 1.Введение в ИКТ(4ч)
Информация и
информационные процессы
Компьютер—
универсальное устройство
обработки данных
Понятие«информация»
Виды информации по форме
представления Способы
организации информации
Информационные процессы
Хранение, передача,
обработка (развёрнутое
представление) Источник
информации, приёмник
информации
Компьютер как
универсальное устройство
для передачи, хранения и
обработки
информации Аппаратное
обеспечение компьютера:
микрофон, камера, клавиатура, мышь, монитор,
принтер, наушники, колон-
Определяет виды информации по
способу получения и по форме
представления
Использует различные способы
организации информации при
осуществлении
Информационных процессов
Определяет устройства
компьютера и их назначение
Классифицирует устройства
компьютера на основные,
периферийные, устройства
ввода, устройства вывода и
устройства ввода-вывода
Получает информацию о
характеристика компьютера
ки, жёсткий диск, оперативная память, процессор,
системный блок, графиче
ский планшет, гарнитура,
сенсорный экран Основные
и периферийные устройства
компьютера Устройства
ввода, вывода и вводавывода
Программы и данные
Программное обеспечение
(основные и прикладные
программы)Операционная
Система Кнопки управления
окнами Рабочий стол Меню
«Пуск»,меню программ
Файловая система
компьютера
Раскрывает
смысл
изучаемых
понятий
(«программа»,
«программное
обеспечение»,
«операционная система»,«Рабочий
стол»,
«меню
“Пуск”»,
«файл»,
«папка»)
Определяет программные средства,
необходимые для осуществления
Информационных процессов при
решении задач
Оперирует
компьютерными
информационными объектами в
наглядно-графическом интерфейсе
Выполняет основные операции с
файлами и папками
Раздел 2.Графический и текстовый редакторы (4ч)
Компьютерная графика
Текстовые документы
Графический редактор
Создание и сохранение
Графический редактор-:
карандаш, заливка,
фигуры (дополнительные
параметры фигур), цвет,
ластик, текст, кисти Добавление новых цветов впалитру, изменение масштаба
изображения и размера
рабочего полотна Копирование и вставка фрагмента
изображения Коллаж
Текстовый процессор
Создание и сохранение
текстового документа
Редактирование текста
средствами текстового
процессора и с использованием «горячих» клавиш:
удалить, копировать,
вставить, разделить на
абзацы ,исправить ошибки
Форматирование Инструменты форматирования:
шрифт, кегль, начертание,
Анализирует пользовательский
интерфейс применяемого
программного средства
Создаёт и редактирует изображения
С помощью инструментов растрового
графического редактора
Применяет навыки работы с
фрагмента ми рисунка при
создании изображений
Анализирует пользовательский
интерфейс применяемого
программного средства
Создаёт небольшие текстовые
документы по средством
квалифицированного клавиатурного
письма с использованием базовых
средств текстовых процессоров
Форматирует текстовые документы
(изменение шрифта, кегля,
начертания, цвета)
Вставляет в документ
изображения и изменяет их
положение
Создаёт маркированные и
нумерованные списки
Цвет Изображения в тексте:
добавление, положение
Маркированные и
нумерованные списки
Раздел3.Редактор презентаций
Мультимедийные презентации
Знакомство с редактором
презентаций Способы
организации информации
Добавление объектов на
слайд: заголовок, текст,
таблица, схема Оформление
слайдов Действия со слай
дами: создать, копировать,
вставить, удалить, переместить Макет слайдов
Раскрывает смысл изучаемых
понятий(«презентация»,
«редактор презентаций»,
«слайд»)
Анализирует пользовательский
интерфейс применяемого
программного средства
Определяет условия и возможности
применения программного
Средства для решения типовых
задач
Создаёт презентации,
используя готовые шаблоны
Раздел 4. Алгоритмы 1(5ч)
Элементы математической
логики
Объекты и их свойства
Объект ,имя объектов,
свойства объектов Логические
утверждения, высказывания:
Группирует объекты по общим и
логическим выражениям
простые, с отрицанием, с
конструкциями «все»,
«ни один», «некоторые»,
сложные с конструкциями
«и»,«или»
Язык программирования
Алгоритмы Визуальная
среда программирования
Линейный алгоритм
Раздел 5.Алгоритмы 2(5ч)
Язык программирования
Scratch: циклы, анимация,
повороты (угол, градусы,
градусная мера)и вращение,
движение Алгоритм с ветвлением и его блок-схема
Использование условий при
составлении программ на
Scratch
Определяет по программе, для
решения какой задачи она
предназначена
Программирует линейные и
циклические алгоритмы
Осуществляет действия со скриптами
2 класс
Примерные темы
,раскрывающие
Данный раздел программы,
и количество часов,
Отводимое на их изучение
Содержание программы
Основные виды деятельности учащихся
при изучении темы
(на уровне учебных действий)
Раздел 1.Введение в ИКТ(4ч)
Информация и
информационные процессы
Компьютер—
универсальное устройство
обработки данных
Понятие«информация»
Виды информации по форме
представления Способы
организации информации
Информационные процессы
Хранение, передача,
обработка (развёрнутое
представление) Источник
информации, приёмник
информации
Компьютер как
универсальное устройство
для передачи, хранения и
обработки
информации Аппаратное
обеспечение компьютера:
микрофон, камера, клавиатура, мышь, монитор,
принтер, наушники, колон-
Определяет виды информации по
способу получения и по форме
представления
Использует различные способы
организации информации при
осуществлении
Информационных процессов
Определяет устройства
компьютера и их назначение
Классифицирует устройства
компьютера на основные,
периферийные, устройства
ввода, устройства вывода и
устройства ввода-вывода
Получает информацию о
характеристика компьютера
ки, жёсткий диск, оперативная память, процессор,
системный блок, графиче
ский планшет, гарнитура,
сенсорный экран Основные
и периферийные устройства
компьютера Устройства
ввода, вывода и вводавывода
Программы и данные
Программное обеспечение
(основные и прикладные
программы)Операционная
Система Кнопки управления
окнами Рабочий стол Меню
«Пуск»,меню программ
Файловая система компьютера
Раскрывает
смысл
изучаемых
понятий
(«программа»,
«программное
обеспечение»,
«операционная система»,«Рабочий
стол»,
«меню
“Пуск”»,
«файл»,
«папка»)
Определяет программные средства,
необходимые для осуществления
Информационных процессов при
решении задач
Оперирует
компьютерными
информационными объектами в
наглядно-графическом интерфейсе
Выполняет основные операции с
файлами и папками
Раздел 2.Графический и текстовый редакторы (4ч)
Компьютерная графика
Текстовые документы
Графический редактор
Создание и сохранение
Графический редактор-:
карандаш, заливка,
фигуры (дополнительные
параметры фигур), цвет,
ластик, текст, кисти Добавление новых цветов в палитру, изменение масштаба
изображения и размера
рабочего полотна Копирование и вставка фрагмента
изображения Коллаж
Текстовый процессор
Создание и сохранение
текстового документа
Редактирование текста
средствами текстового
процессора и с использованием «горячих» клавиш:
удалить, копировать,
вставить, разделить на
абзацы ,исправить ошибки
Форматирование Инструменты форматирования:
шрифт, кегль, начертание,
Анализирует пользовательский
интерфейс применяемого
программного средства
Создаёт и редактирует изображения
С помощью инструментов растрового
графического редактора
Применяет навыки работы с
фрагмента ми рисунка при
создании изображений
Анализирует пользовательский
интерфейс применяемого
программного средства
Создаёт небольшие текстовые
документы по средством
квалифицированного клавиатурного
письма с использованием базовых
средств текстовых процессоров
Форматирует текстовые документы
(изменение шрифта, кегля,
начертания, цвета)
Вставляет в документ
изображения и изменяет их
положение
Создаёт маркированные и
нумерованные списки
Цвет Изображения в тексте:
добавление, положение
Маркированные и нумерованные списки
Раздел 3.Редактор презентаций
Мультимедийные презентации
Знакомство с редактором
презентаций Способы
организации информации
Добавление объектов на
слайд: заголовок, текст,
таблица, схема Оформление
слайдов Действия со слай
дами: создать, копировать,
вставить, удалить, переместить Макет слайдов
Раскрывает смысл изучаемых
понятий(«презентация»,
«редактор презентаций»,
«слайд»)
Анализирует пользовательский
интерфейс применяемого
программного средства
Определяет условия и возможности
применения программного
Средства для решения типовых
задач
Создаёт презентации,
используя готовые шаблоны
Раздел 4. Алгоритмы 1(5ч)
Элементы математической
логики
Объекты и их свойства
Объект ,имя объектов,
свойства объектов Логические утверждения Высказы-
Группирует объекты по общим и
логическим выражениям
вания: простые, с
отрицанием, с
конструкциями «все»,
«ни один», «некоторые»,
сложные с конструкциями
«и»,«или»
Язык программирования
Алгоритмы Визуальная
среда программирования
Линейный алгоритм
Раздел 5.Алгоритмы 2(5ч)
Язык программирования
Scratch: циклы, анимация,
повороты (угол, градусы,
градусная мера)и вращение,
движение Алгоритм с ветвлением и его блок-схема
Использование условий при
составлении программ на
Scratch
Определяет по программе, для
решения какой задачи она
предназначена
Программирует линейные и
циклические алгоритмы
Осуществляет действия со скриптами
3 КЛАСС
Примерные темы
,раскрывающие
данный
раздел программы,
и количество часов,
отводимое на их изучение
Содержание программы
Основные виды деятельности учащихся
при изучении темы
(на уровне учебных действий)
Раздел 1.Введение в ИКТ(6ч)
Информация и информационные процессы
Понятие«информация»
Виды информации по форме
представления Способы
организации информации
и информационные процессы Хранение, передача,
обработка (три вида обработки информации) Носитель
информации(виды носителей информации)Источник
информации, приёмник
информации Способы
организации информации:
таблицы, схемы, столбчатые
диаграммы Представление
информации Виды информации по способу представления
Раскрывает смысл изучаемых
понятий («информатика»,
«информация»,«носитель
информации»,«хранение»,«передача», «обработка», «источник
информации»,«приёмник
информации»,«каналсвязи»)
Определяет виды информации по
форме представления
Использует различные способы
организации информации при
осуществлении
Информационных процессов
Определяет виды носителей
информации
Определяет виды обработки
информации
Компьютер—универсальное устройство обработки
данных
Аппаратное обеспечение
компьютера Устройства
компьютера: микрофон,
камера, клавиатура, мышь,
монитор, принтер, наушники, колонки, жёсткий диск,
процессор, оперативная
память, системный блок
(описание и назначение)
Компьютер—универсальное
устройство для работы
С информацией
Программы и данные
Программное обеспечение
компьютера(примеры
и назначение) Основные
элементы рабочего окна
программы Рабочий стол
Ярлык программы Меню
«Пуск»,меню программ
Файлы и папки (инструкции
по работе с файлами и папками: закрыть, переименовать, создать, открыть,
удалить) Поиск информации
Получает информацию о
характеристиках компьютера
Определяет устройства
компьютера и их назначение
Раскрывает
смысл
изучаемых
понятий
(«программа»,
«программное
обеспечение»,
«Рабочий стол», «меню “Пуск”»,
«файл»,«папка»)
Определяет программные средства,
необходимые
для
осуществления
информационных
процессов
при
решении задач
Оперирует
компьютерными
информационными объектами в
наглядно-графическом интерфейсе
Выполняет основные операции с
файлами и папками
Ищет информацию в сети Интернет
Раздел 2.Текстовый процессор(4ч)
Текстовые документы
Текстовый процессор
Создание и
сохранение текстового
документа
Анализирует пользовательский интер фейс
применяемого программного средства
Интерфейс текстового
процессора Редактирование
текста Инструменты редактирования: удалить, копировать, вставить, разделить на
абзацы, исправить ошибки
Форматирование Инструменты форматирования:
шрифт, кегль, начертание,
цвет Изображения в тексте:
добавление, положение
Создаёт небольшие текстовые
документы посредством
квалифицированного
клавиатурного письма с
использованием базовых средств
текстовых процессоров
Форматирует текстовые
Документы (изменение шрифта,
кегля, начертания, цвета)
Вставляет в документ
изображения и изменяет
их положение
Раздел3. Графический редактор (4ч)
Компьютерная графика
Стандартный графический
редактор Создание и сохранение графического файла
Инструменты графического
редактора: заливка, фигуры,
цвет, ластик, подпись,
кисти, фон, контур фигур,
масштаб, палитра Работа
с фрагментами картинок
Анализирует пользовательский
интерфейс применяемого
программного средства
Создаёт и редактирует изображения
С помощью инструментов растрового
графического редактора
Применяет навыки работы с
фрагментами рисунка при
создании изображений
Копирование фрагмента
изображения Добавление
Цвета в палитру
Масштабирование
изображений
Раздел 4.Логика(6ч)
Элементы математической
логики
Объект, свойство объекта,
группировка объектов,
общие и отличающие
свойства Нахождение
лишнего объекта Высказывания Одинаковые по
смыслу высказывания
Логические конструкции
«все», «ни один», «некоторые» Решение задач с помощью логических преобразований
Группирует объекты по общими
отличительным признакам
Анализирует логическую
структуру высказываний
Осуществляет работу с
Логическими конструкциями
«все»,«ни один»,
«некоторые»
Применяет навыки работы с
объектами и высказываниями
для логических преобразований
Раздел5.Алгоритмы.Блок-схемы(5ч)
Исполнители и алгоритмы
Алгоритмические
конструкции
Алгоритмы и языки
программирования Свойства
алгоритмов: массовость,
результативность, дискретность, понятность Понятие
«Алгоритм»Способы записи
алгоритмов Коман- да
Программа Блок-схема
Элементы блок-схемы:
Анализирует предлагаемые
последовательности командна
наличие у них таких свойств
алгоритма
Определяет по блок-схеме, для
решения какой задачи
Предназначен данный алгоритм
Анализирует изменение значения
величин при пошаговом
Выполнении алгоритма
начало, конец, команда,
стрелка Построение
блок-схемы по тексту
Циклические алгоритмы
Блок-схем ациклического
алгоритма Элемент
блок-схемы :цикл Построение блок –схемы
циклического алгоритма по
блок-схеме линейного
алгоритма Работа в среде
формального исполнителя
Сравнивает различные алгоритмы
решения одной задачи
Создаёт, выполняет вручную и на
компьютере несложные алгоритмы
с использованием циклов и
ветвлений в визуальной среде
программирования
Раздел 6.Систематизация знаний(3ч)
4 КЛАСС
Примерные темы
,раскрывающие
Данный раздел программы,
и количество часов,
Отводимое на их изучение
Содержание программы
Основные виды деятельности учащихся
при изучении темы
(на уровне учебных действий)
Раздел1.Введение в ИКТ(5ч)
Информация и информа
ционные процессы
Компьютер—
универсальное устройство
обработки данных
Понятие«информация»
Виды информации по форме
представления Способы
организации информации
Информационные процессы
Хранение, передача,
обработка (развёрнутое
представление) Источник
информации, приёмник
информации
Компьютер как
универсальное устройство
для передачи, хранения и
обработки
информации Аппаратное
обеспечение компьютера:
микрофон, камера, клавиатура, мышь, монитор,
принтер, наушники, колон-
Определяет виды информации по
способу получения и по форме
представления
Использует различные способы
организации информации при
осуществлении
Информационных процессов
Определяет устройства
компьютера и их назначение
Классифицирует устройства
компьютера на основные,
периферийные, устройства
ввода, устройства вывода и
устройства ввода-вывода
Получает информацию о
характеристика компьютера
ки, жёсткий диск, оперативная память, процессор,
системный блок, графиче
ский планшет, гарнитура,
сенсорный экран Основные
и периферийные устройства
компьютера Устройства
ввода, вывода и вводавывода
Программы и данные
Программное обеспечение
(основные и прикладные
программы)Операционная
Система Кнопки управления
окнами Рабочий стол Меню
«Пуск»,меню программ
Файловая система компьютера
Раскрывает
смысл
изучаемых
понятий
(«программа»,
«программное
обеспечение»,
«операционная система»,«Рабочий
стол»,
«меню
“Пуск”»,
«файл»,
«папка»)
Определяет программные средства,
необходимые для осуществления
Информационных процессов при
решении задач
Оперирует
компьютерными
информационными объектами в
наглядно-графическом интерфейсе
Выполняет основные операции с
файлами и папками
Раздел2.Графический и текстовый редакторы (4ч)
Компьютерная графика
Текстовые документы
Графический редактор
Создание и сохранение
Графического файла Инструменты графического редактора: карандаш, заливка,
фигуры (дополнительные
параметры фигур), цвет,
ластик, текст, кисти Добавлениеновых цветов впалитру, изменение масштаба
изображения и размера
рабочего полотна Копирование и вставка фрагмента
изображения Коллаж
Текстовый процессор
Создание и сохранение
текстового документа
Редактирование текста
средствами текстового
процессора и с использованием «горячих» клавиш
Инструменты редактирования: удалить, копировать,
вставить, разделить на
абзацы ,исправить ошибки
Форматирование Инструменты форматирования:
шрифт, кегль, начертание,
Анализирует пользовательский
интерфейс применяемого
программного средства
Создаёт и редактирует изображения
С помощью инструментов растрового
графического редактора
Применяет навыки работы с
фрагмента ми рисунка при
создании изображений
Анализирует пользовательский
интерфейс применяемого
программного средства
Создаёт небольшие текстовые
документы по средством
квалифицированного клавиатурного
письма с использованием базовых
средств текстовых процессоров
Форматирует текстовые документы
(изменение шрифта, кегля,
начертания, цвета)
Вставляет в документ
изображения и изменяет их
положение
Создаёт маркированные и
нумерованные списки
Цвет Изображения в тексте:
добавление, положение
Маркированные и нумерованные списки
Раздел3.Редактор презентаций(5ч)
Мультимедийные презентации
Знакомство с редактором
презентаций Способы
организации информации
Добавление объектов на
слайд: заголовок, текст,
таблица, схема Оформление
слайдов Действия со слай
дами: создать, копировать,
вставить, удалить, переместить Макет слайдов
Раскрывает смысл изучаемых
понятий(«презентация»,
«редактор презентаций»,
«слайд»)
Анализирует пользовательский
интерфейс применяемого
программного средства
Определяет условия и возможности
применения программного
Средства для решения типовых
задач
Создаёт презентации,
используя готовые шаблоны
Раздел 4. Алгоритмы 1(5ч)
Элементы математической
логики
Объекты и их свойства
Объект ,имя объектов,
свойства объектов Логические утверждения Высказы-
Группирует объекты по общим и
логическим выражениям
вания: простые, с отрицанием, с конструкциями «все»,
«ни один», «некоторые»,
сложные с конструкциями
«и»,«или»
Язык программирования
Алгоритмы Визуальная
среда программирования
Линейный алгоритм и
программы Скрипты на
Scratch Дей-ствия со
спрайтами: смена
костюма, команд «говорить»,«показаться»,«спрятаться»,«ждать»
Раздел 5.Алгоритмы 2(5ч)
Язык программирования
Scratch: циклы, анимация,
повороты (угол, градусы,
градусная мера)и вращение,
движение Алгоритм с ветвлением и его блок-схема
Использование условий при
составлении программ на
Scratch
Определяет по программе, для
решения какой задачи она
предназначена
Программирует линейные и
циклические алгоритмы
Осуществляет действия со скриптами
Форма проведения занятий
Курс внеурочной деятельности «Основы логики и алгоритмики» рассчитан на один академический час в неделю Обучение
предусматривает групповую форму занятий в классе с учителемТематическоепланированиекаждогоклассасостоитиз6моду
лей,вкаждомизкоторых—от 3 до 6 занятий
Занятия предусматривают индивидуальную и групповую работу школьников, а также предоставляют им возможность проявить и развить самостоятельность В курсе наиболее распространены следующие формы работы: обсуждения, дискуссии,
решения кейсов, эксперименты, викторины ,коммуникативные
игры, дидактические игры, выполнение интерактивных заданий
на образовательной платформе
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Методические материалы для ученика:
Помодульные дидактические материалы ,представленные
на образовательной платформе (в том числе раздаточный
материал и т. д.).
Методические материалы для учителя:
Методические материалы;
Демонстрационные материалы по теме занятия;
Методическое видео с подробным разбором материалов,
Рекомендуемых для использования на занятии.
Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети Интернет:
Образовательная платформа.
Учебное оборудование:
компьютер(стационарный компьютер, ноутбук, планшет);
компьютерные мыши;
клавиатуры.
Учебное оборудование для проведения лабораторных,
практических работ и демонстраций:
мультимедийный проектор с экраном(интерактивной доской)
или интерактивная панель.