Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Кудесница»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Управление образования Ирбитского муниципального образования
МОУ «Фоминская ООШ»

УТВЕРЖДЕН
Директор МОУ «Фоминская ООШ»
__________________ Л.П. Заболотских
Приказом № 67-од от 09.09.2025г.

Заболотск
их Любовь
Петровна

Подписано
цифровой
подписью:
Заболотских Любовь
Петровна
Дата: 2025.09.09
09:42:39 +05'00'

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Кудесница»
для обучающихся 5 – 9 классов

д. Фомина, 2025 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время в общеобразовательных учреждениях практикуется системный подход
к эстетическому образованию и воспитанию. Он осуществляется в процессе преподавания
таких дисциплин, как «Изобразительное искусство», «Музыка», «Мировая
художественная культура», а также с помощью различных факультативов, кружков по
изучению искусства и других форм дополнительного эстетического образования и
воспитания толерантной личности как носителя национальных культурных традиций.
Знание народных традиций, зачастую тесно связанных с декоративно – прикладным
искусством, играет особую роль в развитии у детей эмоционально – эстетического
отношения к национальной культуре, к пониманию национальных культур других
народов.
Традиции наиболее прочно связаны с жизнью и бытом человека. В той или иной форме
ребенок сталкивается с ними ежедневно, ежечасно, ощущая на себе силу их воздействия.
Мир, в котором живет ребенок сегодня и в котором все пребывает в движении, заставляет
людей искать четкие ориентиры, преодолевать противоречивость многих представлений и
знаний, образующихся в результате неудержимого потока информации. В поисках
цельности, в стремлении упорядочить свои знания, в том числе и в сфере эстетической,
человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не
только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что
рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям и относится
нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное
мышление предков, отображенное в народном искусстве.
Все профессиональное искусство вышло из народного, которое является началом всякого
искусства. Народная эстетика наиболее древняя, она – первооснова и один из главных
источников современных эстетических воззрений. Больше всего сохранилась она в
народном декоративно – прикладном искусстве, в существующих и сегодня
художественных промыслах.
Основным источником этой народной эстетики служила красота русской земли, которая
воспитывала в людях поэтическое восприятие мира и делала их художниками, создавала
чудесное совершенство форм. С другой стороны, образы родной природы обязательно
воплощались в предметах, имевших практическое значение: в бытовых вещах,
хозяйственной утвари, убранстве жилища, одежде, игрушках для детей и так далее.
Вышитый передник или, скажем, полотенце – одновременно и бытовой предмет, и
высокое искусство.
Из всего многообразия видов творчества декоративно – прикладное творчество является
самым популярным. Оно непосредственно связано с повседневным окружением человека
и призвано эстетически формировать, оформлять быт людей и среду их обитания.
Оглянувшись вокруг, можно заметить, что предметы декоративно – прикладного
искусства вносят красоту в обстановку дома, на работе и в общественных местах.
Простые и красивые, часто высокохудожественные, изделия народных умельцев, а также
желание узнать их назначение, учат детей видеть и любить природу и людей, ценить
традиции родных мест, уважать труд. Они формируют у ребенка эстетическое восприятие
мира, передают детям представления народа о красоте, добре, зле, предначертании
человека.
С давних времен огромная часть изделий создавалась в домашних условиях. Женщины
ткали полотно, шили одежду, вязали, создавали прекрасные картины. За все эти годы
человечество собирало по крупицам опыт искусных мастеров, передавая и совершенствуя

его от поколения к поколению. Интерес к отдельным ремеслам то ослабевал, то вновь
возрастал, немало появлялось ремесел новых, а некоторые забылись навсегда.
Некоторое время назад увлечение различными видами женского рукоделия пережило
второе рождение. Созданная своими руками вещь приносит в дом не только красоту, но и
приятную атмосферу уюта и покоя. Эти маленькие «шедевры» способны стать
кульминационным центром любого интерьера и достойны коллекционирования.
Немного парадоксально, что именно в наше стремительное время у все большего числа
людей появляется желание заняться шитьем, вязанием, вышиванием, плетением и так
далее. В наше время рукоделие перестает быть только женским, им увлекаются все
больше людей и молодых, и достаточно зрелых.
Кроме того, общее увлечение родителей и детей любым видом декоративно – прикладного
творчества воспитывает у детей чувство своей значимости и взаимопомощи, нужности
старших и младших друг другу, сплачивает и укрепляет семью.
Осмыслить все вышесказанное помогают занятия рукоделием.
Предлагаемая программа по различным видам рукоделия предназначена для обучения
детей 11-13 лет.
Программа рассчитана на 1 учебный год (68 часов, 34 занятия по 2 часа в неделю).
В программе органически сочетаются разнообразные досуговые и образовательные
формы деятельности.
Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает
формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической
оценки и овладение основами творческой деятельности. Она дает возможность каждому
воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно - прикладного
искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.
Цели программы:
· Ознакомление обучающихся с культурными традициями предков, формирование у
детей основ целостной эстетической культуры и толерантности через познание народных
традиций.
· Воспитание способности осмысления ребенком роли и значения традиций в жизни
народа, в быту и в повседневной жизни.
· Формирование у подрастающего поколения бережного отношения к культурному
наследию, к истории и традициям России, уважения к людям труда.
· Самопознание ребенком своей личности и своих творческих способностей и
возможностей.
· Обеспечение условий для творческой активности, саморазвития и самореализации
учащихся.
· Создание предпосылок для изучения обучающимися основ декоративно - прикладного
творчества посредством знакомства с разными видами рукоделия (традиционные
народные куклы, лоскутная пластика, макраме, работы с соломкой).
· Содействие жизненному самоопределению учащихся.
· Овладение теоретическими знаниями и практическими навыками работы с различными
материалами, направленными на воспитание художественно-эстетического вкуса.

Задачи:
Обучающие:
· Познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития
декоративно-прикладного творчества.
· Научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и
приспособлениями, необходимыми в работе.
· Обучить технологиям различных видов рукоделия.
Воспитательные:
· Приобщить учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство
общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной; формировать потребность в
высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении.
· Побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами
гуманистической морали: доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные
способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения,
интеллигентности как высшей меры воспитанности.
· Способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной
самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства,
самоуважения.
· Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной
творческой деятельности.
· Развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности,
добиваться успешного достижения поставленных целей.
Развивающие:
· Развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка; фантазию,
наблюдательность.
· Развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание.
· Развивать положительные эмоции и волевые качества.
· Развивать моторику рук, глазомер.
Мотивационные:
· Создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности
и сотрудничества.
Социально-педагогические:
· Формирование общественной активности.
· Реализация в социуме.
Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому
ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества,
выбрать приоритетное направление и максимально реализоваться в нем.
Формы и методы работы

Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, для реализации
программы используются различные формы и методы обучения: рассказ, беседа,
объяснение, а также практические упражнения.
Беседа – метод обучения, при котором педагог использует имеющиеся у обучающихся
знания и опыт. С помощью вопросов и полученных ответов подводит к пониманию и
усвоению материала, а также осуществляет повторение и проверку пройденного.
В обучении используется разновидность рассказа-объяснения, когда рассуждения и
доказательства сопровождаются учебной демонстрацией.
Практические упражнения – целью этих упражнений является применение теоретических
знаний обучающихся в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют
трудовому воспитанию.
Содержание курса кружка по декоративно – прикладному искусству
«Кудесница»
№

Название разделов

Количество часов

Теория

1

Вводное занятие

2

2

2

Народная кукла

24

4

20

3

Вышивка

24

4

20

4

Лоскутная пластика

18

4

14

Итого:

68

14

54

Практика

Поурочное планирование занятий
кружка по декоративно – прикладному искусству
в 2025 – 2026 учебном году
(2 часа в неделю, всего 68 часов)
№

Раздел, тема

Количество
часов на
раздел

1.

Вводное занятие

2

Количес
часов на
тему

Общие сведения о творческом кружке, об организации работы
коллектива, о технике безопасного труда при работе с
различными инструментами, о программе кружка на
предстоящий учебный год.
2.

3.

4.

Народная кукла

2

24

3.1 Вводное занятие. Вводный инструктаж по ТБ при работе с
колюще-режущими инструментами. Материалы, инструменты,
оборудование

2

3.2 Знакомство с историей создания кукол.

2

3.3 Последовательность выполнения кукол.

2

3.4 Подбор материала для изготовления кукол.

2

3.5 Изготовление куклы «Неразлучники»

2

3.6 Изготовление куклы «На счастье»

12

3.7 Оформление готовых работ, выставка.

2

Вышивка

24

4.1 Требования по технике безопасности при работе с
инструментами

1

4.2 Материалы для вышивания: канва, мулине, иглы, пяльцы,
схемы

1

4.3 История вышивки

2

4.4 Стежок крестом, стежок "назад иголку", стежок неполным
крестиком, французский узелок.

2

4 5 Выбор схемы для вышивания. Подбор ниток

2

4.6 Вышивка по выбранным схемам

14

4.7 Оформление готовых работ « Закладка»

2

Лоскутная пластика

18

5.1 Из истории лоскутного шитья. Материалы, инструменты,
оборудование. Приемы работы с лоскутами.

2

5.2 Выбор изделия из лоскутов. Составление эскизов, Подбор
лоскутов.

2

5.3 Выполнение выкроек-лекал деталей изделия. Раскрой деталей
прихватки из лоскутов.

2

5.4 Сшивание лоскутного полотна на швейной машине.

4

5.5 Сборка готового изделия.

2

5.6 Изготовление подушки «Зайка». Подбор лоскутов, перевод
рисунка на ткань, подготовка лекал. раскрой лоскутов.

2

5.7 Сборка изделия из лоскутов ручным способом.

2

5.8 Соединение панно с подкладкой. Окончательная отделка и
влажно-тепловая обработка.
Итого:

2
68

Учебно-методическое обеспечение программы:
• Инструкционные карты и схемы базовых форм.
• Инструкционные карты сборки изделий.
• Схемы создания изделий
• Образцы изделий.
• Инструкции по технике безопасности
• Лучшие работы детей.
Планируемые результаты, которые должны быть получены обучающимися по
окончании курса
Знать:
· Виды декоративно-прикладного творчества; историю ремесел и рукоделий.
· Народные художественные промыслы России и родного края.
· Название и назначение инструментов и приспособлений ручного труда.
· Названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование,
применение и доступные способы обработки.
· Правила организации рабочего места. Технику безопасности при работе с колющими,
режущими инструментами и нагревательными приборами.
· Правила безопасного труда и личной гигиены при работе с различными материалами.
· Начальные сведения о цветовом сочетании в изделиях.
· Способы навешивания нитей.
· Приемы оформления работы в рамку; приемы изготовления паспарту.
· Основные приемы и элементы лоскутного шитья.
· Иметь представление о традициях разных стран.
· Технологию изготовления игрушек из лоскутков без применения иглы.
· Технологию изготовления текстильного коллажа, аппликации.
Уметь:
· Правильно организовать свое рабочее место.
· Пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на
практике.
· Работать с электронагревательными приборами.
· Выполнять правила техники безопасности.
· Приобрести навыки работы по изготовлению игрушек из лоскутков без применения
иглы.

· Соблюдать последовательность работ при выполнении аппликации.
· Работать по шаблону.
· Приобрести навыки работы с лоскутками.
· Владеть приемами кроя, соединения и оформления изделий.
· В процессе работы ориентироваться на качество изделий.
· Выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя умения и навыки,
полученные по предмету.
· Сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять
самостоятельность.

Литература
1. Декоративно-прикладное творчество. 5-9 классы: Традиционные народные куклы.
Керамика / авт.-сост. О. Я.Воробьева. – Волгоград: Учитель, 2009 – 140 с.: ил.
2. Дильмон Т. Полный курс женских рукоделий / Пер. М. Авдониной, - М.: Изд-во Эксмо,
2006. – 704 с., ил. – (Книга для всей семьи).
3. Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы,
рекомендации \ авт.-сост. Л. В. Горнова и др. – Волгоград? Учитель, 2008 – 250 с.
4. Уроки труда. 5 класс. Вышивание: поурочные планы \ сост. С. И. Припеченкова, Э. Ю.
Глушкова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 62 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».