МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Управление образования Ирбитского муниципального образования
МОУ «Фоминская ООШ»
УТВЕРЖДЕН
Директор МОУ «Фоминская ООШ»
__________________ Л.П. Заболотских
Приказом № 67-од от 09.09.2025г.
Заболотск Подписано
цифровой подписью:
Любовь
их Любовь Заболотских
Петровна
2025.09.09
Петровна Дата:
09:25:46 +05'00'
Дополнительная общеобразовательная
программа социально-гуманитарной направленности
«Большая перемена»
Возраст обучающихся: 11–16 лет
Срок реализации: 1 год
Руководитель: Г.Л. Шмакова,
учитель русского языка и литературы
д. Фомина, 2025 г.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
Наименование учреждения, где
реализуется программа
Наименование программы
Направленность программы
Тип программы
Образовательная область
Уровень освоения
Продолжительность освоения
Возраст обучающихся
Форма организации
образовательного процесса
Муниципальное
общеобразовательное учреждение
«Фоминская основная
общеобразовательная школа»
«Большая перемена»
социально-гуманитарная
модифицированная
профильная
профессионально-ориентированный
1 год
11-16 лет
групповая
1
Содержание
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы». ..................... 3
1.2. Цель и задачи программы ......................................................................... 6
1.3. Содержание общеразвивающей программы ..................................... 111
1.4. Планируемые результаты. .................................................................... 144
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий. .............. 166
2.1. Условия реализации программы. ........................................................ 165
2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы.................. 199
Раздел 3. Список литературы. ..................................................................... 244
2
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы».
1.1. Пояснительная записка
В условиях информационного общества возрастает роль
информационной и нравственной компетентности учащихся, поэтому особое
внимание уделяется их развитию. К наиболее значимым информационным
компетенциям, владение которыми необходимо современному человеку,
можно отнести следующие:
- знание и использование рациональных методов поиска и хранения
информации в современных информационных системах;
- владение навыками работы с различными видами информации.
В свою очередь, важнейшими нравственными компетенциями можно
назвать:
- степень развития системы духовно-нравственных ценностей, в центре
которых человек, имеющий собственное мнение и убеждения, способный
утверждать и отстаивать их;
- понимание духовного саморазвития и самореализации человека;
- способность к критическому мышлению, умение противостоять
антигуманистическим тенденциям в современной культуре.
Наиболее оптимальной формой организации деятельности в этом
направлении является создание школьного пресс-центра, где проходит
изучение всей совокупности средств массовой коммуникации и овладение
разносторонними процессами социального взаимодействии.
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа
«Большая перемена» является программой дополнительного образования
детей социально-педагогической направленности.
Программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми
документами:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями от 1 сентября
2020 г.)
- Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ "О внесении изменений в
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам
воспитания обучающихся".
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г.
№ 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (с изменениями на 30 сентября 2020 года).
- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
3
детей и молодежи», утвержденными 28.09.2020 г. № 28 (регистрационный
номер 61573 от 18.12.2020 г.).
- Национальный проект «Образование» (утвержден Президиумом Совета при
Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам
(протокол от 24.12.2018 г. № 16).
- Федеральные проекты «Успех каждого ребенка», «Цифровая
образовательная среда», «Патриотическое воспитание» и др.
- Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей».
- Перечень поручений по итогам заседания Совета по реализации
государственной политики в сфере защиты семьи и детей (утв. Президентом
РФ 1 декабря 2021 г. N Пр-2254)
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 сентября 2021
г. N 652н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог
дополнительного образования детей и взрослых» (документ вступает в силу с
1 сентября 2022 г. и действует до 1 сентября 2028 г.)
Актуальность программы связана с решением такого блока задач, как
социально-творческое развитие личности, социализация и личностное
становление детей и подростков. Коммуникативная направленность обучения
даёт обучающимся возможность общаться в процессе работы редакции, а
деятельностный характер обучения позволяет каждому научиться работать
индивидуально и в коллективе.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности «Большая перемена»» соотносится
с тенденциями развития дополнительного образования и согласно Концепции
развития дополнительного образования РФ способствует:
созданию необходимых условий для личностного развития
обучающихся, позитивной социализации и профессионального
самоопределения;
удовлетворению индивидуальных потребностей обучающихся в
интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном
развитии, а также в занятиях научно-техническим творчеством;
формированию и развитию творческих способностей учащихся,
выявлению, развитию и поддержке талантливых учащихся.
Таким образом, актуальность программы обусловлена:
целями и задачами, представленными в приоритетных программных
документах развития дополнительного образования о развитии и
формировании у учащихся творческих способностей, удовлетворении
индивидуальных потребностей в художественно-эстетическом,
нравственном и интеллектуальном развитии, формировании общей
культуры на основе творческой созидательной деятельности в социуме,
4
профессиональной ориентации, социализации и личностного
становления детей и подростков;
обогащением содержания на основе предметных и метапредметных
компетенций в области формирования современного уровня культуры,
развитием креативного мышления и реализацией творческого
потенциала,
актуализацией субъектного опыта, возможностью личностного
самоопределения и самореализации учащихся в процессе
формирования общей культуры, ориентацией в политических,
социальных, правовых реалиях жизни общества.
Отличительные особенности данной программы от уже существующих
прослеживаются в содержании учебного материала, в формах и методах
работы, которые выбраны с учётом осуществления дифференциации и
индивидуализации образовательной деятельности в контексте Концепции
модернизации российского образования. Здесь закладываются основы
знаний, умений, навыков социализации, активной гражданской и социально
значимой деятельности.
Новизна программы заключается в использовании современных
образовательных технологий, активных и интерактивных методов и форм
организации образовательного процесса: проектная деятельность, групповые
тренинги, развитие критического мышления, проблемное обучение,
наставничество старших над младшими, экскурсионная практика.
Адресат программы. Данная программа разработана для учащихся 11-16
лет, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей среднего
школьного возраста.
Срок освоения программы – один год, содержание программы
рассчитано на 68 часов.
Форма обучения: очная.
Формы организации образовательного процесса. Основная форма
организации занятий – групповая. В программе предполагается
использование таких форм обучения как: лекции, урок-семинар, диспут,
практикум, круглый стол, практическая работа, пресс-конференция,
экскурсия, деловая и ролевая игра.
Методы и приёмы:
• словесные (лекции, семинары, эвристические беседы);
• наглядные;
• анализ, обобщение, систематизация материалов периодических печатных
изданий;
• практические (создание, издание и распространение школьной газеты);
• проблемный;
5
• диалоговый;
• игровой.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: создание условий для информационно-нравственной компетенции
обучающихся, самоутверждения и становления личностной зрелости
подростка, выявления и развития журналистских задатков.
Задачи:
Образовательные:
• Познакомить детей с историей журналистики.
• Развить навыки обучающихся применительно к газетно-издательской
деятельности.
• Сформировать и закрепить умение организовывать поиск информации,
необходимой для выпуска газеты.
• Научить интерпретировать полученную информацию для дальнейшей
работы.
• Сформировать умение планировать свою деятельность для достижения
результата.
• Выработать способность анализировать информацию.
• Научить умению грамотно и эстетично оформлять результаты своей
работы.
• Привить навыки сознательного и рационального использования
компьютера в своей работе.
Развивающие:
• Способствовать развитию творчески активной личности
• Развить потребности осмысливать полученную информацию и
использовать ее в своей работе.
• Способствовать развитию умения организовать работу в коллективе над
совместным проектом.
• Способствовать развитию творческого воображения и художественного
вкуса.
• Показать возможности использования компьютера в газетно-издательской
деятельности.
• Привить навыки самостоятельного мышления.
• Развить внутренний потенциал каждого ребенка через его участие в
смотрах и конкурсах.
Воспитывающие:
• Содействовать обогащению опыта межличностного общения.
• Воспитать чувство личной ответственности за выполненную работу.
• Пробудить интерес ко всем сферам жизни и деятельности техникума.
• Воспитать способность к самореализации в современных условиях.
• Показать значение газетно-журнальной продукции для развития
современного общества.
6
Планируемые результаты.
Результатом обучения по данной программе будут следующие знания,
умения и навыки:
Обучающиеся будут знать:
• Историю журналистики и ее роль в современном мире
• Процесс создания газеты и особенности газетных жанров
Уметь:
• Подать собранный материал в газетных жанрах: заметка, интервью,
зарисовка, короткий репортаж.
• Организовать поиск информации, необходимой для выпуска газеты.
• Организовать работу в коллективе над совместным проектом.
• Анализировать, интерпретировать и интегрировать полученную
информацию для дальнейшей работы.
• Планировать свою деятельность для достижения цели.
• Работать на компьютере для набора текстов, создания макета газеты,
подбора шрифтов и фотографий.
• Грамотно оформить собранные материалы.
• Самостоятельно мыслить, творчески подходить к любой работе.
Оценивание:
рейтинг;
портфолио;
Планируемым результатом обучения по программе будет освоение
учащимися указанными в данной программе как теоретических, так и
практических знаний, умений и навыков журналистской деятельности, а
именно:
Предметные знания в следующих областях:
- журналистика как форма информационной деятельности;
- журналистика как профессия и её возможное влияние на здоровье;
- информационный рынок;
- роль журналиста в становлении общественного мнения;
- приёмы риторики;
- создание журналистского текста;
- основные газетные жанры;
- редактирование;
- редакционный коллектив;
- структура газетного номера;
- иллюстрация в газете;
- макетирование и вёрстка газеты.
Предметные умения и навыки:
- навыки анализа текста как конечного результата журналистской
деятельности;
- создание текста в различных жанрах;
- поиск информации в различных источниках;
- первичные навыки макетирования газеты и создание номера;
7
- умение редактировать текст;
- умение работать в различных текстовых редакторах;
- приобретение навыков работы с научной и справочной литературой.
Интеллектуальные умения и навыки:
- умение излагать собственную мысль;
- аргументировать свою точку зрения;
- навыки ведения дискуссии;
- навыки грамотной устной и письменной речи.
Личностные результаты освоения программы основного:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,
уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа
России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых
познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного
отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям,
языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в
пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств
и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
8
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил
поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей
современному уровню экологического мышления, развитие опыта
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической
деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие
ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи,
строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное
и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели
и схемы для решения познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
9
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и
письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять
его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации.
10
№ занятия
1.3. Содержание общеразвивающей программы
Название раздела, темы
занятия
Количество часов
всего
теория
Формы
аттестации
(контроля)
практика
Раздел 1
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЖУРНАЛИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1 Роль журналистики в обществе.
Опрос, тест,
1
1
дискуссия,
Функции и виды СМИ.
интервью2 Журналистика и общественное
ирование друг
мнение.
1
1
друга.
Рейтинг СМИ.
3 Факт и его интерпретация.
1
1
Доверять или не доверять?
4 Источники информации.
1
1
Узнать, проверить, уточнить.
5 Поиск новостей.
Работа с
готовым
2
1
1
Работа с источниками
материалом,
информации.
лексикой
6 Деловая игра «Трансформация
1
1
информации».
7 Манипуляция информацией.
Опрос,
1
1
дискуссия,
8 Особенности информации в
творческие
эпоху Интернета.
1
1
мастерские
Информационное сообщество.
9 Верификация информации.
2
1
1
Проверка информации в сети
Интернет.
10 СМИ и закон.
1
1
Правовая ответственность
журналиста.
11 Журналист имеет право. Закон
РФ «О средствах массовой
1
1
информации».
12 Нравственные нормы
деятельности журналиста.
2
1
1
Профессиональная
журналистская этика.
13 Журналист: профессия и
Работа с
1
1
11
призвание.
готовым
материалом,
Какими качествами должен
лексикой
обладать журналист в
современном мире?
14 Профессия журналист
2
2
(творческая работа).
Итого:
18
10
8
Раздел 2
ЖУРНАЛИСТСКИЙ ТЕКСТ
15 Особенности журналистского
Работа с
готовым
текста.
2
1
1
материалом,
Как удержать читателя.
лексикой.
16 Деловая игра «Редактирование
2
1
1
Создание
текста для газеты»
текстов
17 Особенности журналистского
различных
текста в электронных СМИ.
3
1
2
жанров
Пишем для сети Интернет.
18 Жанры журналистики.
Создание
2
1
1
текстов
Цель и жанр.
различных
19 Жанры журналистики: старое и
жанров
новое.
2
1
1
Как рождаются новые жанры.
20 Моя публицистическая работа
Творческие
мастерские
(часть I).
3
1
2
В поисках темы и жанра.
21 Моя публицистическая работа
(часть II).
2
1
1
Презентация творческих
наработок и планов.
22 Заголовок в публицистическом
Творческие
мастерские
тексте.
2
1
1
«Как корабль назовёшь…»
23 Творческая работа «Сочиняем
2
2
заголовок»
24 Делаем новость. «Однажды в …»
3
1
2
Итого:
23
9
14
Раздел 3
ТЕХНИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАБОТЫ ЖУРНАЛИСТА
25 Технические средства
Беседы,
2
1
1
творческие
журналиста.
мастерские
26 Особенности работы
2
1
1
12
специалиста в печатных
изданиях.
Итого:
4
2
2
Раздел 4.
ВЫПУСК ШКОЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ, ВЕДЕНИЕ НОВОСТНОЙ СТРАНИЧКИ
ШКОЛЬНОГО САЙТА
27 Определение темы выпусков
Творческие
4
1
3
мастерские,
газеты
выпуск
28 Сбор и редактирование
4
1
3
номеров
текстового материала
школьной
29 Подготовка фото и видео
газеты
4
1
3
оформления
«Большая
30 Компьютерная вёрстка страниц
перемена»
4
1
3
номера
31 Редактирование и
распространение готового
4
1
3
номера газеты
32 Презентация творческого
Публичная
презентация
проекта.
3
1
2
Заяви о себе ярко.
Итого:
23
6
17
ИТОГО:
68
27
41
13
1.4. Планируемые результаты.
В результате обучения по программе у детей сформируются личностные,
предметные и метапредметные компетенции и качества через полученные
знания и учения.
Обучающиеся будут знать:
Особенности профессии журналиста, об этике поведения, о правах и
обязанностях;
Этапы развития прессы;
Законы о СМИ;
Правила проведения опроса, его методики.
Структуру текста (заголовок, смысловые части);
Основные жанры журналистики: заметка, репортаж, фоторепортаж;
Принципы оформления газеты.
Издательскую программу AdobePageMaker.
Публицистический стиль русского литературного языка;
Информационные жанры;
Аналитические жанры;
Художественные жанры;
Технические средства журналиста.
Газетный язык;
Авторский почерк;
Стилистические фигуры в тексте;
Этику и мораль журналиста.
Обучающиеся будут уметь:
Анализировать источники информации;
Набирать текст на компьютере, форматировать, составлять
публикацию;
Находить источники интересной информации путем наблюдения,
работы с
документами;
Составлять вопросы для беседы, опроса, анкетирования;
Написать газетную заметку, репортаж;
Редактировать текст;
Создавать текст в различных жанрах.
Самостоятельно писать заметки и репортажи, используя различные
жанры;
Проводить социологические опросы и подводить их результаты;
Редактировать и форматировать текст;
Работать с программами: MS Word, MS Excel, MS Office Publisher;
Пользоваться цифровым фотоаппаратом и видеокамерой.
Самостоятельно, грамотно построить устное и письменное сообщение;
14
Работать в различных жанрах публицистического стиля;
Уверенно общаться с отдельным человеком и аудиторией;
Самостоятельно подготавливать материал к публикации в прессе;
Правильно вести себя в различных ситуациях
Писать очерки и зарисовки, стихи и рассказы.
15
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1. Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение:
- кабинет литературы, информатики,
- словари,
- учебные пособия,
- тексты газетных и журнальных статей,
- канцелярские принадлежности.
Информационное обеспечение:
- компьютер,
- принтер (ч/б, цветной),
- фотоаппарат,
- интернет.
Кадровое обеспечение:
Шмакова Галина Леонидовна, учитель русского языка и литературы,
педагогический стаж - 23 года, высшая квалификационная категория.
Методы обучения:
- словесный,
- наглядный,
- практический,
- объяснительно-иллюстративный,
- частично-поисковый,
- исследовательский,
- проблемный,
- игровой,
- дискуссионный,
- проектный.
Методы воспитания:
- упражнение,
- стимулирование,
- мотивация,
- пример.
Формы работы, используемые при планировании деятельности
редакции школьной газеты.
1. “Круглый стол” – форма занятия, в основу его заложено несколько точек
зрения, обсуждение которых подводит к приемлемой для всех участников
позиции или решения.
2. “Карусель” – форма занятия, на котором обучающиеся самостоятельно
определяют свою роль и долю участия в выпуске газеты, “перемещаясь” с
роли ответственного редактора на роль корректора, иллюстратора, автора
материала.
16
3. “Мозговой штурм” – форма занятия, содержащая целенаправленный
ориентир обучающихся на восприятие и коллективное решение сложного
вопроса на основе максимального интеллектуального напряжения
участников, активного обдумывания и обсуждения вопроса.
4. “Партнер” – форма занятия, на котором сотрудничают педагог
дополнительного образования и два учащихся. Позволяет сохранить живую
среду общения, эффективно расходовать время. Пары могут быть
сформированы по желанию учащихся или руководителя.
Основные виды деятельности:
интервьюирование интересных людей;
подготовка репортажей и очерков;
фоторепортажи;
общение с представителями общественности;
психологические тренинги;
макетирование и верстка издательских продуктов;
конкурсы, игры.
Педагогические технологии:
- Объяснительно-иллюстративное обучение;
- Педагогика сотрудничества;
- Игровые технологии;
- Проблемное обучение;
- Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения
детей по интересам;
- Технология саморазвивающего обучения.
Среди занятий приоритетными являются:
1. Учебные занятия по передаче знаний.
2. Учебные занятия по осмыслению воспитанниками знаний и их
укреплению.
3. Учебные занятия закрепления знаний.
4. Учебные занятия формирования умений, применения знаний на практике.
5. Тренировочные учебные занятия (отработка умений и навыков).
6. Учебные занятия по обобщению и систематизации знаний.
Редакция газеты «Большая перемена» информирует всех субъектов
образовательного процесса о деятельности школы, готовит материалы по
рубрикам:
- «В круговороте событий» - освещение важных событий в школе;
- «День в календаре» - формирование активной жизненной позиции
обучающихся, политико-правового понимания политических событий,
процессов в обществе;
- «Классные новости» - освещение всех сторон учебной и внеурочной
деятельности классов;
- «Учимся! Творим! Участвуем!» - статьи об участниках и победителях
предметных олимпиад, интеллектуальных и творческих конкурсов;
17
- «Со спортом по жизни» - статьи о спортивных соревнованиях в школе, о
выездных спортивных соревнованиях;
- «Экособытия» - пропаганда бережного отношения к природе и здорового
образа жизни;
- «Советы Светофорчика» - пропаганда ПДД;
- «Есть идея!» - статьи, связанные с интересами мальчишек и девчонок;
- «Я – автор!» - стихотворения и тексты, написанные учащимися школы,
учителями.
Материалы газеты публикуются по мере выхода готовых заметок и
формируются в один выпуск в течение четверти (в год 4 выпуска). Газета
выходит малым тиражом объёмом 12-16 полос формата А4.
18
2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы.
Формы подведения итогов. Оценка знаний и умений обучающихся
проводится в форме творческих работ и собеседований по всем темам,
анкетирование, опрос, итоговые номера школьной газеты «Большая
перемена», творческие мастерские, выступления.
В процессе обучения ребята пишут материалы в разных газетных
жанрах, самостоятельно делают верстку газетных полос, правку авторского
текста, участвуют (на выбор) в конкурсах, творческих мастерских,
литературно-деловых играх, семинарах - круглых столах, семинарах дискуссиях, групповом проектировании. При изучении факультативного
курса для обучающихся предусмотрены большие возможности для
самостоятельной работы по всем темам программы.
Оценочные материалы
Показатели
(оцениваемые
параметры)
Критерии
Степень выраженности
Оцениваемого качества
Теоретическая
Теоретические
знания по
основным
разделам учебнотематического
плана программы
Владение
специальной
терминологией
Соответствие
теоретических
знаний
программным
требованиям
Осмысленность и
правильность
использования
специальной
терминологии
Число
баллов
Методы
диагностики
подготовка
1.практически не усвоил
теоретическое содержание
программы;
2.овладел менее чем ½
объема знаний,
предусмотренных
программой;
3.объем усвоенных знаний
составляет более ½;
4.освоил практически
весь объем знаний,
предусмотренных
программой
за конкретный период
1.не употребляет
специальные
термины;
2.знает отдельные
специальные
термины, но избегает их
употреблять;
3.сочетает специальную
терминологию с бытовой;
4.специальные термины
употребляет
осознанно и в полном
соответствии с
их содержанием.
0
1
Наблюдение,
тестирование,
контрольный
опрос и др.
2
3
0
Наблюдение,
собеседование
1
2
3
Практическая подготовка
Практические
умения и навыки,
Соответствие
практических
1.практически не овладел
умениями и навыками;
0
Наблюдение,
контрольное
19
предусмотренные
программой (по
основным
разделам учебнотематического
плана программы)
Владение
специальным
оборудованием и
оснащением
Творческие
навыки
умений и навыков
программным
требованиям
Отсутствие
затруднений в
использовании
специального
оборудования и
оснащения
Креативность в
выполнении
практических
заданий
2.овладел менее чем ½
предусмотренных умений и
навыков;
3.объем усвоенных умений
и навыков составляет более
½;
4.овладел практически
всеми умениями и
навыками,
предусмотренными
программой за конкретный
период
1.не пользуется
специальными
приборами и
инструментами;
2.испытывает серьезные
затруднения
при работе с
оборудованием;
3.работает с оборудованием
с помощью педагога;
4.работает с оборудованием
самостоятельно, не
испытывает особых
трудностей
1.начальный
(элементарный) уровень
развития креативностиребенок в
состоянии выполнять лишь
простейшие практические
задания педагога;
2.репродуктивный уровень
– в основном, выполняет
задания на основе образца;
3.творческий уровень (I) –
видит необходимость
принятия творческих
решений, выполняет
практические задания с
элементами творчества с
помощью педагога;
4.творческий уровень (II) выполняет практические
задания с элементами
творчества самостоятельно.
1
задание
2
3
0
Наблюдение,
контрольное
задание
1
2
3
0
Наблюдение,
контрольное
задание
1
2
3
Основные компетентности
Учебно-интеллектуальные
Подбирать и
анализировать
специальную
литературу
Пользоваться
компьютерными
источниками
Самостоятельность 1.учебную литературу не
в подборе и работе использует, работать с ней
с литературой
не умеет;
2.испытывает серьезные
Самостоятельность затруднения при выборе и
работе с литературой,
в пользовании
нуждается в постоянной
компьютерными
0
1
Наблюдение,
анализ способов
деятельности
детей, их учебноисследовательски
х работ
20
информации
источниками
информации
Осуществлять
Самостоятельность
учебнов учебноисследовательскую исследовательской
работу (писать
работе
рефераты,
проводить учебные
исследования,
работать над
проектом и пр.)
помощи и контроле
педагога;
3.работает с литературой с
помощью педагога или
родителей;
4.работает с литературой
самостоятельно, не
испытывает особых
трудностей.
2
3
Основные компетентности
Коммуникативные
Слушать и
слышать педагога,
принимать во
внимание мнение
других людей
Выступать перед
аудиторией
Участвовать в
дискуссии,
защищать свою
точку зрения
Адекватность
восприятия
информации
идущей от
педагога
1.объяснения педагога не
слушает, учебную
информацию не
воспринимает;
2.испытывает серьезные
затруднения в
концентрации внимания, с
трудом воспринимает
учебную информацию;
3.слушает и слышит
педагога, воспринимает
учебную информацию
при напоминании и
контроле, иногда принимает
во внимание мнение других;
4.сосредоточен, внимателен,
слушает и слышит педагога,
адекватно воспринимает
информацию, уважает
мнении других.
Свобода владения
1.перед аудиторией не
и подачи ребенком выступает;
подготовленной
2.испытывает серьезные
информации
затруднения при подготовке
и подаче информации;
3.готовит информацию и
выступает перед аудиторией
при поддержке педагога;
4.самостоятельно готовит
информацию, охотно
выступает перед
аудиторией, свободно
владеет и подает
информацию.
Самостоятельность 1.участие в дискуссиях не
В дискуссии,
принимает, своё мнение не
логика в
защищает;
построении
2.испытывает серьезные
доказательств
затруднения в ситуации
дискуссии, необходимости
предъявления доказательств
и аргументации своей точки
зрения, нуждается в
0
Наблюдение
1
2
3
0
Наблюдение
1
2
3
0
Наблюдение
1
21
значительной помощи
педагога;
3.участвует в дискуссии,
защищает свое мнение при
поддержке педагога;
4.самостоятельно участвует
в дискуссии, логически
обоснованно предъявляет
доказательства,
убедительно аргументирует
свою точку зрения.
2
3
Основные компетентности
Организационные
Организовывать
своё рабочее
(учебное) место
Планировать и
организовать
работу,
распределять
учебное время
Аккуратно,
ответственно
выполнять работу
Способность
самостоятельно
организовывать
своё рабочее место
во время
деятельности и
убирать за собой
Способность
самостоятельно
организовывать
процесс работы и
учёбы, эффективно
распределять и
использовать
время
Аккуратность и
ответственность в
работе
1.рабочее место
организовывать не умеет;
2.испытывает серьёзные
затруднения при
организации своего
рабочего места, нуждается в
постоянном контроле и
помощи педагога;
3.организовывает рабочее
место и убирает за собой
при напоминании педагога;
4.самостоятельно готовит
рабочее место и убирает за
собой
1.организовывать работу и
распределять время не
умеет;
2.испытывает серьёзные
затруднения при
планировании и
организации работы,
распределении учебного
времени, нуждается в
постоянном контроле и
помощи педагога и
родителей;
3.планирует и
организовывает работу,
распределяет время при
поддержке (напоминании)
педагога и родителей;
4.самостоятельно планирует
и организовывает работу,
эффективно распределяет и
использует время.
1.безответственен, работать
аккуратно не умеет и не
стремится;
2.испытывает серьёзные
затруднения при
необходимости работать
аккуратно, нуждается в
постоянном контроле и
0
Наблюдение,
собеседование
1
2
3
0
1
2
3
0
1
22
Соблюдения в
процессе
деятельности
правил
безопасности
Соответствие
реальных навыков
соблюдения
правил
безопасности
программным
требованиям
помощи педагога;
3.работает аккуратно, но
иногда нуждается в
напоминании и внимании
педагога;
4.аккуратно, ответственно
выполняет работу,
контролирует себя сам.
1.правила ТБ не запоминает
и не выполняет;
2.овладел менее чем ½
объёма навыков
соблюдения правил ТБ,
предусмотренных
программой;
3.объём усвоенных навыков
составляет более ½;
4.освоил практически весь
объём навыков ТБ,
предусмотренных
программой за конкретный
период и всегда соблюдает
их в процессе работы.
2
3
0
1
2
3
23
Раздел 3. Список литературы.
Литература, использованная для разработки программы и рекомендованная
для обучающихся и родителей
1. Гринина –Земскова А.М. Сочинения в газетных жанрах (4- 8 классы) –М.,
2017 г.
2. Кашлева Н.В. Пресс-клуб и школьная газета –Волгоград, из-во «Учитель»,
2009 г.
3. Никитина Е.И. Русская речь. – М.,1992 г.
4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. –Екатеринбург, 2005г.
Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку. - М.,1980 г.
5. Развивайте дар слова. Составители: Ладыженская Т.А. и Зепалова Т.С. –
М.,1990 г.
6. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? М.,1988 г..
7. Рухленко.Н.М. Организация работы кружка юных корреспондентов.
Журнал «Практика административной работы в школе», № 6/ 2005 г.
Методическая литература для педагога.
1. Работа современного репортера. МГУ им. М.В. Ломоносова, 2022 г.
2. Н.Б. Шкопоров. Как психологически правильно брать интервью.М.,1990 г.
3. Правовое поле журналиста. Справочник. М., 2021 г.
4. В.В. Кеворков. Рекламный текст. М., 2019 г.
5. Игры для интенсивного обучения / Под ред. В.В. Петрусинского. М., 1991
г.
6. Пресс-клуб и школьная газета: занятия, тренинги, портфолио/ авт.-сост.
Н.В. Кашлева.- Волгоград: Учитель, 2009 г.
Литература для детей.
1. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. -М., 1983 г.
2. Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А.Н.
Николюкин.- М., 2001 г.
3. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988 г.
4. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М., 1988 г.
5. Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1999 г.
24