МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области Управление образования
Ирбитского муниципального образования
МОУ «Фоминская ООШ»
УТВЕРЖДЕН
Директор МОУ «Фоминская ООШ»
__________________ Л.П. Заболотских
Приказом № 67-од от 09.09.2025г.
Заболотск Подписано
цифровой подписью:
Любовь
их Любовь Заболотских
Петровна
2025.09.09
Петровна Дата:
09:03:18 +05'00'
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Я - Волонтёр»
д.Фомина,2025г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Я Волонтёр» соответствует требованиям нормативно-правовых документов Российской
Федерации и Свердловской области, регламентирующих образовательную деятельность
учреждений дополнительного образования.
Нормативно-правовой базой для составления программы послужили следующие
документы:
Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015г № 996-р);
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022. № 678-р);
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020г №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022г №
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительных общеобразовательным программам»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019г №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей»;
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015г № 09-3242 «О направлении
информации (вместе с Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеобразовательных программ (включая разноуровневые программы)»;
Национальный проект «Молодежь и дети» (разработан запущен по Указу
Президента России от 07.05.2024г № 309 «О национальных целях развития Российской
Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года)
Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.10.2018г № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035 года».
Направленность
программы.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа «Я - Волонтёр» относится к программам социальногуманитарной направленности.
Образовательная деятельность по программе направлена на:
обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического
воспитания обучающихся;
формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в
интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии и
физическом совершенствовании;
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни,
укрепление здоровья, а также на организацию свободного времени обучающихся;
адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
профессиональную ориентацию обучающихся;
выявление, развитие и поддержку обучающихся, проявивших
выдающиеся способности;
удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов
обучающихся, не противоречащих законодательству РФ, осуществляемых за
2
пределами федеральных государственных образовательных стандартов и
федеральных государственных требований.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Я Волонтёр» предполагает включение детей в социально-значимую деятельность, что
способствует формированию их лидерской позиции, развитию инициативы и
общественной активности, помогает обрести жизненный опыт.
Актуальность программы. Задача социального становления личности ребенка
сегодня является важной и актуальной. От того, какие ценности будут сформированы у
детей сегодня, от того насколько они будут готовы к новому типу социальных отношений,
зависит путь развития нашего общества и в настоящее время, и в будущем. В связи с этим
важную социально-значимую роль приобретает организация деятельности по созданию
условий для социального становления подростков, развития их социальной активности.
Участие в общественно направленной деятельности, социально
признаваемой и одобряемой, позволяет подростку осознать и оценить себя, приобрести
уверенность в себе и своей значимости для других, формирует у подростка общественно
направленную мотивацию.
Волонтёрское движение является одним из эффективных способов получения
подрастающим поколением новых знаний, формирования и совершенствования их
социальной компетентности, формирования нравственных ценностей, активной
гражданской позиции, развития навыков общественной деятельности.
Развитие молодежного добровольческого движения входит в число приоритетных
направлений государственной молодежной политики.
Практическая значимость программы заключается в возможности для
обучающихся осуществлять различные социальные практики в сфере волонтёрства.
Начиная с организации и проведения простейших мероприятий до планирования и
реализации проектов, в том числе и выставление их на различные грантовые конкурсы.
Программа включает в себя не только изучение истории волонтёрского движения,
но и практическую, творческую деятельность обучающихся, мотивирует к совместной
работе на основе принципа командного взаимодействия в детской и подростковой среде.
Организация образовательного процесса направлена на тесное сотрудничество с
различными образовательными и общественными организациями, предприятиями района
и села, социальными структурами.
Социальная значимость программы состоит в создании условий для
формирования социально-активной личности, готовой инициировать, создавать и
реализовывать собственные социально-значимые экологические проекты. Тематика и
выбор конкретного направления остаётся за автором-подростком, что позволяет
показывать темы интересные в первую очередь молодежно-подростковой аудитории.
Значительное количество часов в программе уделено проектной и
исследовательской деятельности, практической работе и наблюдениям, что способствует
формированию
активной
жизненной
позиции
обучающихся,
самопознанию,
самореализации и творческому саморазвитию.
Адресат программы. Образовательные блоки программы рассчитаны на детей 1217 лет
Занятия проводятся в группах с наполняемостью от 12-15 человек. В составе
групп могут находиться обучающиеся разных возрастов. Набор в группу осуществляется
на основе письменного заявления родителей. Специальной подготовки для зачисления
обучающихся на обучение не требуется, принимаются дети с различным уровнем
подготовки, без определенных навыков и умений.
Объём программы, срок освоения и режим занятий. Программа рассчитана на 1 год
обучения. Количество часов по программе 156 часов.
Занятия в группах проводятся 4 раза в неделю по 1 часу, одно занятие длится 45
минут.
3
Формы обучения и виды занятий по программе. Занятия проводятся очно, в
группе. В период невозможности организации образовательного процесса (карантин,
актированные дни и т.п.) может быть организовано дистанционное обучение. Основными
формами организации занятий по программе являются: теоретические и практические
занятия, акции, районные, областные, всероссийские конкурсы и фестивали.
Теоретические занятия проходят в форме бесед, демонстрации наглядных
пособий, просмотров и изучения учебных кино- и видеозаписей.
Практические занятия включают в себя разработку и реализацию различных
акций и мероприятий, а также работу по социальному проектированию.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цель: формирование активной гражданской позиции, готовности включения в
социально-значимую деятельность в процессе овладения навыками волонтерской
деятельности.
Задачи:
обучающие:
- познакомить с историей возникновения волонтерства в России и странах мира;
- овладеть различными видами информационных технологий и элементами ITкомпетенций;
- обучить разнообразным формам организации и реализации мероприятий
социального значения и пропаганде здорового образа жизни;
- овладеть психологическими знаниями, позволяющими подросткам лучше
понимать себя и уметь взаимодействовать с людьми различных социальных категорий.
воспитательные:
- воспитать толерантные качества личности, милосердие, доброту, отзывчивость;
- сформировать коммуникативные качества, умение работать в команде;
- воспитать лидерские качества, уверенность в себе;
-сформировать чувство коллективизма, готовность безвозмездно, бескорыстно
служить обществу;
развивающие:
- развить логическое, аналитическое мышление;
- развить зрительную, слуховую память, устойчивость внимания;
- развить наблюдательность, познавательную активность, творческие способности;
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты.
-воспитаны
такие
личностные
качества
как
толерантность,
дисциплинированность, ответственность;
-сформированы
коммуникабельность,
умение
работать
в
команде,
инициативность;
- сформированы лидерские качества, что будет способствовать организации и
проведению волонтёрских мероприятий;
- сформировано чувство безвозмездной помощи людям.
Метапредметные результаты.
- развиты логическое, аналитическое мышление, что проявляется в умении
выстроить алгоритм организации мероприятия, принять быстрое решение в сложившейся
ситуации, провести объективный анализ результатов;
- развита ассоциативная, зрительная, слуховая память, способность управлять
своим вниманием;
- сформирована устойчивая познавательная активность, что поможет осваивать
большой объём учебного материала; осуществлять поиск необходимой информации;
отмечается развитие творческих способностей, что позволит подростку творчески
4
проявлять себя в разработке заданий тренингов, подготовке фото и видеоотчета, плакатов,
буклетов, рекламы, организации мероприятий в форматах волонтерской деятельности.
Предметные результаты
- изучат историю возникновения, формы и направления волонтёрской
деятельности в России и в странах мира;
- сформированы элементы IT- компетентностей обучающихся;
- обучены различным формам организации и реализации социальных
мероприятий на практике и выступать в роли организаторов;
- ознакомлены с формами профилактической деятельности и пропаганды
здорового образа жизни;
- овладели психологическими знаниями, позволяющими подросткам лучше
понимать себя и уметь взаимодействовать с людьми различных социальных категорий.
УЧЕ Б Н Ы Й П Л АН
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа включает в
себя 4 образовательных блока:
1. Организационно-педагогические аспекты волонтёрской деятельности
2. Психологическая подготовка волонтера
3. Технологические аспекты волонтерства
4. Социальная деятельность
Каждому образовательному блоку соответствует рабочая программа.
Курс
ИТОГО
часов
Количество
часов
Организационнопедагогические
аспекты
волонтерства
Психологическая
подготовка
волонтера
Технологические
аспекты
волонтерской
деятельности
Социальная
деятельность
Всего
Теория
Практика
22
14
18
24
78
12
6
9
2
29
10
8
9
22
49
Формы
аттестации
Отчетное
выступление
Календарный учебный график на 2024-2025 учебный год
Начало учебного года – 1 сентября
Окончание учебного года – 31 августа.
Нерабочие праздничные и выходные дни:
4 ноября 2024 г.- День народного единства;
1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8 января 2025 г. - Новогодние каникулы;
7 января 2025 г. - Рождество Христово;
23 февраля 2025 г. – День защитника Отечества;
8 марта 2025 г. - Международный женский день;
1 мая 2025 г. - Праздник Весны и Труда;
9 мая 2025 г. – День Победы;
12 июня 2025 г. – День России;
Сроки проведения промежуточной аттестации: с 15 по 30 мая.
Условия реализации программы
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение реализации программы
Для реализации программы необходимо:
- оборудованный учебный кабинет (стол для педагога, столы для учащихся, стулья,
стенды, шторы-затемнения);
5
- технические средства обучения (проектор, экран, ноутбуки);
- учебно-методическое обеспечение (дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа, учебно-методический комплекс: дидактические материалы,
плакаты, видеотека, методические рекомендации, сборники материалов и задач,
мониторинг по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе).
Интернет-ресурсы и ЭОР
- https://ecosphere.press/interview/ (электронная газета «ЭКОСФЕРА»);
- https://vk.com/ecodelai66 (Всероссийская общественная организация волонтеровэкологов «Делай!» (региональное отделение Свердловской области);
- https://eco-volonter.ru/ (Союз эковолонтерских организаций России);
- https://ecowiki.ru/ (Портал популяризации экологичного образа жизни и развития
экологического сообщества России «ЭКОВИКИ»)
Информационное обеспечение.
-учебная и методическая литература (см. Список литературы);
-видео- и аудиоматериалы к занятиям;
-иллюстрационные и демонстрационные материалы.
Кадровое обеспечение.
Программа предусмотрена для педагогов с высшим или средним профессиональным
профильным педагогическим образованием.
Методические материалы.
Игры на сплочение коллектива.
Аэропорт
Участники делятся на 2 команды «встречающие» и «прибывающие» и расходятся в
разные стороны.
Затем детям говориться примерно следующее:
«10 лет назад в этом же самом аэропорту вы провожали своих самых близких
родственников, друзей и любимых. Но, взлетев, самолёт так и не совершил посадку в
назначенном пункте, т.к. попал в Бермудский треугольник. Велись различные
спасательные, розыскные работы, но всё тщетно… Вы уже отчаялись вновь увидеть своих
любимых. Но вот спустя 10 лет вам становиться известно, что самолёт всё-таки вылетел
из мёртвой зоны и совершил посадку в этом аэропорту. Но как узнать своего
родственника, друга спустя 10 лет? Он же наверняка изменился. А если я не встречу его
как следует, если я не обниму его крепко-крепко он же, наверняка обидится! Как узнать
того, кто провожал меня 10 лет назад? Но выход есть! Чтобы не обидеть своего друга и
уже наверняка обнять его крепко, нужно обнять всех, кто прилетел на этом самолёте».
По команде ведущего обе стороны играющих должны быстро, с радостными
криками рвануться на встречу друг другу и переобнимать всех и каждого.
Инопланетяне
Ведущий начинает игру со сказочной истории:
"К нам прилетели инопланетяне, и они хотят забрать нас всех на свою планету. У
инопланетян есть огромный магнит, который притягивает к себе детей. Чтобы спастись,
нам
необходимо
выбрать
группу
спасателей
2
или
3
человека.
Теперь представьте себе, что эта стена - огромный магнит инопланетян.
Магнитом вас притягивает к стене. Только спасатели остались на свободе".
Все дети становятся в ряд у одной стены, а спасатели становятся напротив них.
Спасатели по условию игры не могут двинуться с места и не могут говорить, но обладают
фантастической силой и могут "силой мысли" освободить своих друзей от действия
магнита. Спасатели стараются изо всех сил, чтобы спасти своих товарищей, изображая
это мимикой и жестами. Остальные дети, как только почувствуют, что их "отрывают" от
стены-магнита, присоединяются к своему спасателю и помогают ему спасать других
детей.
6
Картина
Ведущий: «Сейчас мы все вместе будем рисовать картину, и делать это мы будем не
карандашами или красками, а словами.
Я беру большой лист бумаги (показывает руками) и рисую на нем линию горизонта.
Теперь я передаю эту картину тебе, ... (имя сидящего рядом участника).
Участник «берет картину и говорит: «Я вижу на этой картине линию горизонта, которую
нарисовал ... (имя ведущего) и рисую на ней (называет то, что хочет внести в картину),
теперь я передаю эту картину ... (имя следующего по кругу участника)».
Таким образом, каждый участник называет все, что до него «нарисовали» другие, в
том порядке, в каком эти предметы появились на картине, при этом, добавляя к названию
каждого предмета: «... который нарисовал (имя автора)»
Когда картина обошла круг, и каждый участник добавил в нее что-то свое, она вновь
оказывается у ведущего, и он опять перечисляет все предметы и авторов по порядку.
Затем ведущий подводит итог: «Вот такая у нас получилась картина».
Квадрат
Все играющие встают квадратом (так, чтобы было занято все пространство внутри
квадрата) как можно теснее, можно даже заранее очертить квадрат, в который они должны
поместиться.
Затем ведущий отдает команды, а квадрат их выполняет, стараясь не увеличить
занимаемую им площадь, например:
— Квадрат пошел влево — квадрат идет влево.
— Квадрат садится — квадрат с криками и воплями пытается сесть.
— Квадрат прыгает — квадрат с не менее интенсивным шумом прыгает.
И так далее...
Подвижные игры
«Фантазёры»
Описание: Игроки шагают в колонне по одному, педагог громко называет любой
предмет по теме, например по теме «Энергия – основа всего». Дети останавливаются и
позой, мимикой, жестами пытаются изобразить то, что назвал педагог. Отмечается самый
интересный образ. Каждый игрок старается придумать свою фигуру.
Можно играть, говоря другие слова - животные, птицы, предметы интерьера и т.п.
«Пять шагов»
Описание: Участвуют поочерёдно несколько игроков. Детям нужно сделать 5 шагов
в быстром темпе и на каждый шаг без пауз и остановок произносить любое слово по теме
электроприборы или приборы освещения. Отмечаются игроки, которые справились с
заданием.
! Игру можно продолжать, называя зверей, рыб, птиц и т. д.
«Контакт»
Описание: Игроки перемещаются по площадке в разных направлениях (бегают, прыгают,
шагают). По команде педагога «Рука-голова!» каждый игрок быстро находит себе
партнёра и кладёт руку ему на голову. Отмечаются самые быстрые и внимательные пары.
Педагог может придумывать разные комбинации – «рука-рука», «рука-нос» и др.
Игры (профессиональная ориентация)
Ролевая игра «Ветеринарная лечебница»
Задачи: вызвать у детей интерес к профессии ветеринарного врача; воспитывать
чуткое, внимательное отношение к животным, доброту, отзывчивость, культуру общения.
Предварительная работа: Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением
родителей (халаты, шапки, рецепты и т.д.). Подготовка информационных карточек
возможных болезней животных.
7
Игровой материал: животные, халаты, шапки, карандаш и бумага для рецептов,
фонендоскоп, градусник, вата, бинт, пинцет, ножницы, губка, шприц, мази, таблетки,
порошки.
Роли: ветеринарный врач, медсестра, санитарка, работник ветеринарной аптеки,
люди с больными животными.
Игровые действия: В ветеринарную лечебницу приводят и приносят больных
животных. Ветеринарный врач принимает больных, внимательно выслушивает жалобы их
хозяина, задает вопросы, осматривает больное животное, прослушивает фонендоскопом,
измеряет температуру, делает назначение. Медсестра выписывает рецепт. Животное
относят в процедурный кабинет. Медсестра делает уколы, обрабатывает и перевязывает
раны, смазывает мазью и т.д. После приема хозяин больного животного идет в
ветеринарную аптеку и покупает назначенное врачом лекарство для дальнейшего лечения
дома.
Игра «Кому, что нужно для работы?»
Цель: закрепление и систематизация знаний у обучающихся о том, что разным
профессиям помогают в работе разные орудия труда
Игровой материал: карточки с профессиональными предметами (можно
организовать создание карточек самими детьми для проведения с другими классами)
Игровое правило: закрывать карточки на большой карте только теми картинками,
которые соответствуют её сюжету.
Игровое действие: поиск нужных карточек, соревнование – кто быстрее закроет все
клетки на большой карте.
Ход игры: игра проводится по технологии «Лото». На больших картах изображены
представители профессий связанных с природой (лесник, эколог, ветеринар, агроном и
т.д.), на маленьких – предметы, необходимые в работе. Педагог уточняет знания
обучающихся о профессиях своих и орудиях их труда. Затем напоминает правила
знакомой игры в «Лото». По мере ознакомления младших школьников с трудом взрослых
добавляются картинки с изображением других профессий.
По времени игра занимает от 20 до 35–40 минут.
Раздел № 3. «Комплекс форм аттестации»
3.1. Формы аттестации
Формы подведения итогов реализации программы:
Участие в волонтерских делах (сторонних и организованных самим волонтерским
отрядом).
3.2. Оценочные материалы
ТЕСТ "Можешь ли ты быть волонтером"
Как понять, сможете ли вы быть волонтером? Ответьте на несколько вопросов.
1. Получаете ли вы удовольствие от осознания, что дело, которым вы занимаетесь,
приносит реальную пользу?
2. Есть ли у вас возможность несколько часов в неделю посвятить деятельности, за
которую вы не будете получать плату?
3. Интересно ли вам осваивать новые навыки, работая в социально значимых проектах?
8
4. Хотите ли вы познакомиться с единомышленниками в сфере ваших профессиональных
или социальных интересов?
5. Готовы ли вы получать вознаграждение за свой труд и время «по бартеру» — в виде
бесплатного участия в интересных вам мероприятиях, обучения, оплаты поездок и т. п.?
6. Интересна ли вам какая-то конкретная социальная, экологическая или культурная
проблема, решение которой требует объединения усилий неравнодушных людей?
7. Будет ли помощь животным или людям, которые находятся в трудной ситуации,
ресурсом, улучшающим ваше душевное состояние?
8. Можете ли вы иногда оказывать профессиональные услуги людям, которые не могут их
оплатить?
9. Хотите ли вы получить реальный практический опыт в интересной вам сфере
деятельности?
10. Хотите ли вы устанавливать новые
профессиональных интересов или увлечений?
социальные
связи
в области
ваших
Меньше 3 ответов «да». Видимо, добровольчество — это не то, что сейчас вам нужно. Это
не значит, что дорога в волонтерство закрыта для вас навсегда: возможно, чуть позже
ваша жизненная ситуация или сфера интересов изменится, и такая работа станет более
актуальной (а может быть, и нет, и это совершенно нормально).
От 3 до 6 ответов «да». Добровольчество наверняка вам подходит. Волонтерская помощь
требуется практически в любых областях, так что при желании вы сможете подобрать
именно тот вид и тот формат деятельности, который будет вам и приятен, и полезен.
7 и более ответов «да». Ставим свою шляпу, что вы уже волонтер! Вы точно знаете, что
помощь другим — это возможность не только заработать «плюс в карму», но и получить
вполне конкретную пользу в виде опыта, знаний, общения и морального удовлетворения.
Мониторинг участия в волонтёрских делах
В рамках обучения по программе ведется учет добровольного участия каждого
обучающегося в проводимых делах (акциях, играх, выставках, исследованиях, конкурсах
и т.д.), из чего складывается оценка их общественной активности. Фиксация результатов
ведется в таблице за каждый учебный год.
ФИ обучающегося
Обучающийся № 1
(пример
заполнения)
Акция
№1
Акция
№2
А
О
Название мероприятия
Конкурс Выставка
…
О
Т
А
Результат
…
И
…
Т
…
Т
Т-3
А-2
О-2
И-1
…
…
…
…
…
9
Расшифровка значений:
А – активный участник;
П – пассивный участник;
И – проявляет инициативу;
О – организатор;
Т – проявляет творчество;
н/у – не участвует.
По итогам учебного года делается вывод и устанавливается связь между
активностью обучающихся и предпочтениями в выборе направлений деятельности в
рамках программы:
-познавательное;
-патриотическое;
-шефское;
-развлекательное;
-трудовое;
-организаторское.
Это позволяет судить об интересах и мотивах участия детей в жизнедеятельности
отряда.
Мониторинг результатов обучения детей и личностного развития детей в процессе освоения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
за
учебный год
Оценка степени выражения оцениваемых качеств проводится в начале и в конце
учебного года для отслеживания динамики развития показателей у обучающихся.
Показатели (оцениваемые
параметры)
1. Теоретическая
подготовка детей:
1.1. Теоретические
знания (по основным
разделам учебнотематического плана
программы)
1.2. Владение
специальной
терминологией
Критерии
Степень выраженности оцениваемого качества
Соответствие
теоретических
знаний
программным
требованиям
- минимальный уровень (овладели менее чем
½ объема знаний);
- средний уровень (объем освоенных знаний
составляет более ½);
Осмысленность и
правильность
использования
минимальный уровень
(избегают
употреблять специальные термины);
- максимальный уровень (дети освоили
практически
весь
объем
знаний,
предусмотренных программой)
- средний уровень (сочетают специальную
терминологию с бытовой);
- максимальный
уровень
(термины
употребляют осознанно и в полном
соответствии с их содержанием)
2. Практическая
подготовка детей:
2.1. Практические
умения и навыки,
предусмотренные
программой (по
основным разделам)
Соответствие
практических
умений и навыков
программным
требованиям
2.2. Владение
специальным
оборудованием и
оснащением
Отсутствие
затруднений в
использовании
минимальный уровень (овладели менее чем
½ предусмотренных умений и навыков);
- средний уровень (объем освоенных умений
и навыков составляет более ½);
- максимальный уровень (дети овладели
практически всеми умениями и навыками,
предусмотренными программой)
минимальный
уровень
(испытываютсерьезные затруднения при
работе с оборудованием)
- средний уровень (работает с помощью
педагога)
- - максимальный уровень (работают
самостоятельно)
% / кол-во
чел.
Методы
диагностики
Собеседование,
Соревнования,
Тестирование,
Анкетирование
,
Наблюдение,
Итоговая
работа
Собеседование,
Тестирование,
Опрос,
Анкетирование
,
наблюдение
Наблюдения,
Соревнования,
Итоговые
работы,
наблюдение
10
2.3. Творческие навыки
Креативность в
выполнении
практических
заданий
- начальный (элементарный, выполняют
лишь простейшие практические задания)
3. Общеучебные умения
и навыки ребенка:
3.1. Учебноинтеллектуальные
умения:
3.1.1. Умение подбирать
и анализировать
специальную литературу
Самостоятельност
ь в подборе и
анализе
литературы
-минимальный (испытывают серьезные
затруднения, нуждаются в помощи и
контроле педагога)
- средний (работают с литературой с
помощью педагога и родителей)
3.1.2. Умение
пользоваться
компьютерными
источниками
информации
3.1.3. Умение
осуществлять учебно исследовательскую
работу (рефераты,
самостоятельные
учебные исследования,
проекты и т.д.)
3.2. Учебно коммуникативные
умения:
3.2.1. Умение слушать и
слышать педагога
3.2.2. Умение выступать
перед аудиторией
Самостоятельност
ь в пользовании
Уровни по аналогии с п. 3.1.1.
- минимальный
-средний
-максимальный
Наблюдение,
Опрос,
Самостоятельност
ь в учебноисследовательской
работе
Уровни по аналогии с п. 3.1.1.
- минимальный
Наблюдение,
Беседа,
Инд. Работа,
- репродуктивный (выполняют задания на
основе образца)
- творческий (выполняют практические
задания с элементами творчества)
Наблюдение,
Итоговые
работы
Наблюдение,
Анкетирование
,
- максимальный (работают самостоятельно)
-средний
-максимальный
Адекватность
восприятия
информации,
идущей от
педагога
Свобода владения
и подачи
подготовленной
информации
Уровни по аналогии с п. 3.1.1.
- минимальный
-средний
-максимальный
Наблюдения,
Опрос,
Уровни по аналогии с п. 3.1.1.
- минимальный
-средний
наблюдения
3.3. Учебноорганизационные умения
и навыки:
3.3.1. Умение
организовать свое
рабочее (учебное) место
Самостоятельно
готовят и убирают
рабочее место
Уровни по аналогии с п. 3.1.1.
- минимальный
3.3.2. Навыки
соблюдения ТБ в
процессе деятельности
Соответствие
реальных навыков
соблюдения ТБ
программным
требованиям
3.3.3. Умение аккуратно
выполнять работу
Аккуратность и
ответственность в
работе
Способность
выдерживать
нагрузки,
преодолевать
трудности
Способность
активно
побуждать себя к
4. Организационно-
волевые качества:
4.1. Терпение
4.2. Воля
-максимальный
наблюдение
-средний
-максимальный
- минимальный уровень (овладели менее чем
½ объема навыков соблюдения ТБ);
- средний уровень (объем освоенных навыков
составляет более ½);
максимальный уровень
(освоили
практически весь объем навыков)
- удовлетворительно
- хорошо
-отлично
-терпения хватает меньше чем на ½ занятия
наблюдение
Наблюдение,
Итоговые
работы
Наблюдение
- терпения хватает больше чем на ½ занятия
- терпения хватает на все занятие
- волевые усилия побуждаются извне
Наблюдение
- иногда самими детьми
11
4.3. Самоконтроль
5. Ориентационные
качества:
5.1. Самооценка
5.2. Интерес к занятиям в
д/о
6. Поведенческие
качества:
6.1. Конфликтность
практическим
действиям
Умение
контролировать
свои поступки
Способность
оценивать себя
адекватно
реальным
достижениям
Осознанное
участие детей в
освоении
образовательной
программы
Отношение детей
к столкновению
интересов (спору)
в процессе
взаимодействия
- всегда самими детьми
- находятся постоянно под воздействием
контроля извне
- периодически контролируют себя сами
- постоянно контролируют себя сами
- завышенная
-заниженная
Наблюдение
Наблюдение,
опрос
- нормальная
- интерес продиктован извне
- интерес периодически поддерживается
самим
- интерес
постоянно
поддерживается
самостоятельно
- периодически провоцируют конфликты
Наблюдение
Наблюдение
- в конфликтах не участвуют, стараются их
избегать
- пытаются самостоятельно уладить
6.2. Тип сотрудничества
(отношение детей к
общим делам д/о)
Умение
воспринимать
общие дела, как
свои собственные
- избегают участия в общих делах
Наблюдение
- участвуют при побуждении извне
- инициативны в общих делах
3.3. Список литературы
1. Брач Б.Я. На пороге будущего // Вестник Ас ЭКО. – 2003. – № 1. – С.13–19.
2. Вернадский, В.И. Философские мысли натуралиста. – Москва: Просвещение,
1988. – 341 с.
3. Сотникова Н.П. Экологизация современного экологического образования //
Окружающая природная среда и экологическое образование и воспитание: материалы IV
Всерос. научно-практической конференции 19-20 февраля 2004 г. / под ред. В. К.
Марьина. – Пенза: Пеликан, 2004. – 424 с.
4. Церцек Н.Ф. Экологическое образование на пороге «РИО + 10» // VIII
Международная конференция по экологическому образованию: тезисы докладов, 26-28
июня 2002 г. − Тверь: ГУПТОТОТ, 2002. – С. 78–83.
5. Федоров А.Ю. Концепция экологизации образования // Сб. научн. тр.
Сарат.гос.техн. ун-та Экологизация подготовки специалистов в вузах. Утилизация и
переработка отходов. – Саратов: Сарат. ун-т, 2001.
6. Гильмиярова С.Г. Подготовка студентов педвузов к непрерывному
экологическому образованию − М.: Народный учитель, 2001.
7. Дзятковская Е. Н., Одинец Н. Г. Экологическое образование школьников в
условиях партнерских отношений школы с семьей // Всероссийская научно-практическая
конференция «Окружающая природная среда и экологическое образование и воспитание»:
сборник тезисов. – Пенза: Пеликан, 2004. – С. 146-149.
8. Кельбас Р.В., Иванова Н. А. Формирование культурно-экологических стремлений
школьников в системе дополнительного экологического образования посредством
деятельности подхода // «Фундаментальные науки и образование». − Бийск, 2008.
12
9. Симонова Т.И. Формирование экологического сознания студентов как компонент
их подготовки к педагогической деятельности // Экология и жизнь. IVмеждун. научнопрактич. конференции 30-31 октября 2001 г. / под ред. В. Арбузова. – Пенза: Приволжский
Дом знаний, 2001.
10. Галичева Г.В. Непрерывное экологическое образование в условиях школы //
Экология и диалектика». − Вологда, 2006. С. 218-231.
11. Макаров, Е. П. Экологическая культура сельских школьников: проблемы
воспитания: монография. – Москва: Academia, 2001. − 146 с.
Список литературы для детей и родителей:
1. Акимушкин И.И. Мир животных. М., Молодая гвардия, 1971-1975, кн. 1-5.
2.Александров Б.А. В стране зеленой. М., Просвещение, 1989.
3. Араджи
Ц.И.
Загадки
пресной
воды.
М.,
Знание,
1973.
4. Балбышев И.Н. Родная природа. Л., Лениздат, 1975.
5. Водяницкий В.А. Записи натуралиста. М., Наука, 1986.
6. Дмитртев Ю.П. Путешествие на всю жизнь. Рассказы о животных. М., Молодая
гвардия, 1998.
7. Прокофьев О.Н. Удивительное рядом. М., Просвещение, 1996.
8. Запартович Б.Б., Криворученко Э.Н., Соловьева Л.И. С любовью к природе. М.,
Педагогика, 1976.
9. Хлатин С.А. Я иду по лесу. М., Лесная промышленность, 1989.
10.Энциклопедический словарь юного натуралиста. М., Педагогика, 1981.
13
Приложение №1 к дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе «Я Волонтёр»
Рабочая программа по курсу
«Организационно-педагогические аспекты волонтерской
деятельности»
14
1. Учебно-тематический план
№ п/п
Тема занятия
Общее
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
Вводное занятие. Волонтерская
деятельность – один из видов социального
служения. Диагностика
История возникновения волонтерства
Направления волонтерской деятельности
История возникновения волонтерства в
странах мира
Волонтерство в мировом масштабе
Нормативно-правовые документы
Основные виды и направления
волонтерской деятельности
Организация деятельности
добровольческого объединения
Структура волонтерского отряда и
мотивация волонтерской деятельности
Взаимодействие волонтерского отряда с
государственными и общественными
организациями
Целевые группы волонтерской
деятельности
Основы социального проектирования
PR-кампания социального мероприятия и
волонтерского отряда
Основы фандрайзинга социальных
мероприятий
ИТОГО:
Количество часов
Теория
Практика
1
-
1
1
1
1
1
1
1
-
1
1
-
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
22
12
10
2. Содержание программы
Тема 1. Вводное занятие. Волонтерская деятельность – один из видов социального
служения. Диагностика (1 час)
Практика (1):
Понятия «волонтёр», «волонтерство». Основные принципы. Личностные качества
волонтёра. Знакомство с группой. Решение организационных вопросов. Знакомство с
содержанием программы. Вводный инструктаж по технике безопасности. Собеседование с
целью выявления интересов подростков, умения проводить свой досуг.
Форма контроля: Диагностика личностных качеств подростков.
Тема 2. История возникновения волонтёрства в России (1 час)
Теория (1):
Негосударственная волонтерская организация, российский филиал. Международного
Красного креста. Принципы работы волонтеров. Мозговый штурм. Принципы работы
волонтеров (добровольность, безвозмездность, добросовестность, обучение «равный –
равному», законность).
Форма контроля: Фронтальный опрос по изученной теме.
15
Тема 3. Направления волонтерской деятельности в России (1 час)
Практика (1):
Направления деятельности волонтерских организаций. Специфика направлений. Виды
работ в рамках выбранного направления деятельности. Участие в акциях по пропаганде
здорового образа жизни, взаимодействие с медицинским персоналом, экологические
проекты.
Форма контроля: Обобщение по изученной теме – анализ.
Тема 4. История возникновения волонтерства в странах мира (1 час)
Теория: (1)
Зарождение волонтерства (Франция, США, Германии и др.). Волонтерская молодежная
служба и ЮНЕСКО. Эссе «Что значит быть волонтером?».
Тема 5. Волонтёрство в мировом масштабе (1 час)
Теория (1):
Понятие «волонтёрство». Волонтерские движения в современном обществе. Молодёжные
волонтерские объединения мира. Организации волонтерского движения в России.
Социальные навыки, которые развиваются при активном участии в волонтерской
деятельности. Практические навыки, которые приобретают участники социальных
мероприятий. Формирование лидерских качеств. Участие в социальной акции.
Форма контроля: Рефлексия.
Тема 6. Нормативно-правовые документы (1 час)
Теория (1):
Изучение нормативно-правовых документов, регулирующих волонтерскую деятельность:
Положения об организации добровольной (волонтёрской) деятельности. Кодекс
добровольцев в России. Кодекс волонтёра – мозговой штурм.
Тема 7. Основные виды и направления волонтерской деятельности (2 часа)
Теория (1):
Индивидуальная волонтерская деятельность. Волонтерская деятельность в составе
объединения и группы. Направления волонтерской деятельности. Волонтёрство в сфере
культуры.
Практика (1):
Экскурсии в волонтёрские организации разного уровня.
Форма контроля: Фронтальный опрос по изученной теме.
Тема 8. Организация деятельности добровольческого объединения (2 часа)
Теория (1):
Структура волонтёрской организации. Деятельность общественного объединения
волонтеров. Формы осуществления волонтерской деятельности. Устав общественного
объединения. Цели и задачи деятельности. Актив объединения.
Практика (1): Разработка критериев результативности волонтерской работы.
Форма контроля: Контроль, анализ и оценка эффективности волонтерской деятельности.
Тема 9. Структура волонтерского отряда и мотивация волонтерской деятельности (2 часа)
Теория (1):
Принципы создания волонтерских отрядов. Структура волонтёрского отряда.
Функциональные обязанности и распределение функциональных обязанностей в отряде.
Положение о работе волонтерского отряда. Кодекс волонтера. Символика. Традиции.
Законы волонтера. Личная книжка волонтера. Методы мотивации волонтерской
деятельности. Вовлечение нового волонтёра в волонтёрскую деятельность.
16
Практика (1):
Конкурс на лучшую символику волонтерского объединения.
Форма контроля: Обобщение и анализ по изученной теме.
Тема 10. Взаимодействие волонтерского отряда с государственными и общественными
организациями (2 часа)
Теория (1):
Российская книжка волонтера. Использование ее на практике волонтерской деятельности.
Типы добровольческих организаций, государственные организации, общественные
организации, благотворительный фонд, благотворительное общество. Условия для
успешной реализации задач социальной политики в современном обществе. Реализация
принципа социального партнерства между государственными и общественными
организациями. Условия для дальнейшего развития добровольческой деятельности. Роль
государства в развитии волонтерской деятельности.
Практика (1): участие в благотворительной акции ОУ.
Форма контроля: Синквейн.
Тема 11. Целевые группы волонтерской деятельности (2 часа)
Теория (1):
Целевые группы, на которые направлена волонтёрская деятельность . Критерии оценки
целевой группы (возраст, социальная группа, пол, увлечения и т.д.). Целевые группы, на
которые делятся подростки и молодежь в профилактике асоциальных явлений. Формы и
методы работы для разных целевых группы. Психологические особенности целевой
группы. Альтернативные способы профилактики в молодежной среде.
Практика (1):
Подготовка мероприятий для разных целевых групп. Трудовая деятельность.
Форма контроля: Анализ и оценка эффективности профилактики в молодежной среде
Тема 12. Основы социального проектирования (2 часа)
Теория (1):
Виды проектов. Волонтерские программы и проекты. Технология социального
проектирования. Структура социального проекта. Основные разделы и содержание
социального проекта. Этапы реализации проекта. Ресурсное обеспечение социальных
проектов. Показатели качества проекта. Эффективность проекта. Выявление актуальных
проблем в молодежной среде и обществе. Требования и рекомендации поведения на
сцене.
Практика (1):
Разбор одного из успешно реализованных проектов школы. Семинар «Основы создания
электронной презентации социального проекта» и «Работа с основным мультимедийным и
звуковым оборудованием». Разработка социального проекта.
Форма контроля: Участие в реализации социальных проектов. Оценка качества
выполнения проекта.
Тема 13. PR-кампания социального мероприятия и волонтерского отряда (2 часа)
Теория (1):
Структура и порядок проведения PR-кампании. Правила разработки эмблемы.
Практика (1):
Разработка социальной рекламы и составление графика их распространения. Разработка
эмблемы, слогана PR-кампании и логотипа мероприятия/проекта/. Определить атрибутику
волонтерского отряда.
Форма контроля: Проведение PR-кампании.
17
Тема 14. Основы фандрайзинга социальных мероприятий (2 часа)
Теория (1):
Понятие «фандрайзинг». Принципы фандрайзинга. Ресурсы, необходимые для проведения
мероприятия и реализации проекта (людские, материальные, финансовые, временные…).
Основные источники инвестирования социальных мероприятий/проектов. Понятия
«инвестиции», «спонсорство», «меценатство», «партнерство».
Практика (1):
Разработка схемы привлечения ресурсов для конкретного мероприятия в рамках рабочего
плана по волонтерской деятельности.
Форма контроля: Самостоятельная (под контролем руководителя) организация работы по
обеспечению благотворительных акций в рамках деятельности детской организации.
18
Приложение №2 к дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе «Я Волонтёр»
Рабочая программа по курсу
«Психологическая подготовка волонтёра»
19
1. Учебно-тематический план
№ п/п
Тема занятия
Общее
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Тренинг личностного роста
Тренинг коммуникативных навыков
Тренинг толерантности
Лидерство в волонтерском объединении
Особенности работы с младшими
школьниками
Психологические особенности людей
пожилого возраста
ИТОГО:
Количество часов
Теория
Практика
2
2
1
1
1
1
2
1
1
4
1
3
2
1
1
2
1
1
14
6
8
2. Содержание программы
Тема 1. Тренинг личностного роста (2 часа) (рекомендуется проводить с психологом)
Теория (1):
Самоопределение. Правила поиска выхода из сложной ситуации. Самооценка, самоанализ:
понятие, виды, способы определения. Общение: понятие, значение. Особенности
проведения тренинга.
Практика (1):
Тренинг. «Каков я на самом деле». «Мои сильные и слабые стороны». «Моя
индивидуальность». «Уверенное и неуверенное поведение». «Эмоции и чувства».
«Проблемы можно решать».
Форма контроля: Рефлексия.
Тема 2. Тренинг коммуникативных навыков (2 часа) (рекомендуется проводить с
психологом)
Теория (1):
Вербальная и невербальная информация. Эффективные приемы общения. Взаимопомощь.
Бесконфликтное общение, приемы выхода из конфликта.
Практика (1):
Ролевые игры: «Воздушный шар», «Необитаемый остров». Коммуникативный тренинг
«Сплочение». «Тренинговые упражнения «Слепой и поводырь», «Я в тебе уверен»,
«Дом», «Автобус».
Форма контроля: рефлексия
Тема 3. Тренинг толерантности (2 часа) (рекомендуется проводить с психологом)
Теория (1):
Критерии толерантного и интолерантного поведения. Ксенофобия, геноцид,
этноцентризм, экстремизм. Ролевая игра «Свои и чужие». Социальные стереотипы
поведения. Неформальные молодежные объединения.
Практика (1):
Развитие навыков эмпатии, понимания друг друга. Развитие навыков сотрудничества и
взаимодействия. Ролевые игры.
Форма контроля: рефлексия
Тема 4. Лидерство в волонтерском объединении (4 часа) (рекомендуется проводить с
психологом)
Теория (1):
20
Понятие «лидер». Типы лидеров: деловой и социоэмоциональный лидер. Стили лидерства.
Лидерские способности.
Практика (3):
Диагностика лидерских способностей. Неформальное и формальное лидерство. Тренинг
на командообразование.
Форма контроля: Ролевые игры.
Тема 5. Особенности работы с младшими школьниками (2 часа)
Теория (1):
Психологические особенности детей младшего школьного возраста. Особенности работы.
Практика (1):
Разработка и организация детских праздников.
Форма контроля: Проведение детской игровой программы.
Тема 6. Психологические особенности людей пожилого возраста (2 часа)
Теория (1):
Основные проблемы в жизни пожилого человека. Отношение к пожилым в обществе.
Основные задачи в работе с пожилыми людьми и ветеранами. Психологический,
биологический, социальный возраст людей пожилого возраста. Психологические
особенности людей пожилого возраста.
Практика (1):
Просмотр художественного фильма с последующим обсуждением. Трудовая помощь
пожилым людям. Организация встреч и концертов для ветеранов.
Форма контроля: Тестирование.
21
Приложение №3 к дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе «Я Волонтёр»
Рабочая программа по курсу
«Технологические аспекты волонтёрской деятельности»
22
1. Учебно-тематический план
№ п/п
Тема занятия
Общее
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Информационные технологии в работе
волонтера. Социальная реклама
Информационные технологии в работе
волонтера. Социальный плакат
Информационные технологии в работе
волонтера. Информационный буклет
Информационные технологии в работе
волонтера. Компьютерная презентация
Информационные технологии в работе
волонтера. Социальный видео ролик
Технологии организации волонтерской
деятельности.
Технологии организации волонтерских
мероприятий. Социальная акция
Первичная профилактика асоциальных
явлений в молодежной среде и пропаганда
ЗОЖ
Технологии организации волонтерской
деятельности. Современные формы
проведения мероприятий
профилактической направленности
ИТОГО:
Количество часов
Теория
Практика
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
18
9
9
2. Содержание программы
Тема 1. Информационные технологии в работе волонтера. Социальная реклама (2 часа)
Теория (1):
Понятие «реклама» и её разновидности. Различия социальной рекламы от коммерческой.
Имиджевая реклама. Роль социальной рекламы в профилактической деятельности.
Социальная реклама как метод первичной профилактики. Технология социальной
рекламы (основы разработки текста и иллюстрации рекламы). Ошибки в социальной
рекламе. Различные носители рекламы.
Практика (1):
Определение темы социальной рекламы. Разработка эскиза социальной рекламы, с целью
дальнейшего применения рекламы во время профилактических мероприятий в рамках
волонтерской деятельности.
Форма контроля: Реклама
Тема 2. Информационные технологии в работе волонтера. Социальный плакат (2 часа)
Теория (1):
Понятие «плакат». Технология создания тематического плаката. Технические и
дизайнерские рекомендации. Критерии и оценки качества.
Практика (1):
Анализ имеющихся тематических плакатов. Работа над созданием тематических плакатов.
Форма контроля: создание плаката, постера.
Тема 3. Информационные технологии в работе волонтера. Информационный буклет (2 часа)
23
Теория (1):
Понятия: листовка, тематический плакат, информационный буклет, компьютерная
презентация. Информационный буклет. Принципы создания и оформления
информационных буклетов. Цели, задачи, назначение, стиль, форма, логическая схема
буклета. Технические и дизайнерские рекомендации. Критерии и оценки качества.
Практика (1):
Анализ имеющихся информационных изданий. Создание собственного творческого
продукта: создание информационного буклета. Трудовая деятельность.
Форма контроля: создание листовок, плакатов, буклетов и т.д.
Тема 4. Информационные технологии в работе волонтера. Компьютерная презентация (2
часа)
Теория (1):
Понятие «компьютерная презентация». Цели, задачи, назначение, технология создания
компьютерной презентации. Технические и дизайнерские рекомендации. Критерии и
оценки качества.
Практика (1):
Анализ имеющихся тематических плакатов. Работа над созданием компьютерной
презентации.
Форма контроля: презентация.
Тема 5. Информационные технологии в работе волонтера. Социальный видеоролик (2 часа)
Теория (1):
Технология создания видеоролика. Обучение работы в программе Movie Maker (или в
любой другой доступной программе)
Практика (1):
Работа над созданием видеоролика.
Тема 6. Технологии организации волонтерской деятельности (2 часа)
Теория (1):
Технологии: агитация и привлечение участников, проведение мониторинга, проведение
собеседования и др. Технология привлечения волонтеров. Стратегия набора волонтеров.
Методы привлечения добровольцев в проект. Стихийный набор. Целенаправленный
набор. Группы людей, являющихся потенциальными участниками волонтерского
движения. Цель проведения собеседования. Алгоритм собеседования (этапы).
Проблемные ситуации на собеседовании. Формы поддержки волонтеров. Технология
организации волонтерских мероприятий. Этапы подготовки и проведения мероприятия
(от этапа инициирования до этапа подведения итогов и анализа результатов). Способы
поощрения волонтеров. Внутренний мониторинг.
Практика (1):
Использование технологии агитации и привлечения волонтеров. Проведение
собеседования с потенциальными участниками мероприятия. Разбор проблемных
ситуаций и алгоритма разрешения проблемных ситуаций. Разбор этапа подготовки и
реализации мероприятия.
Форма контроля: выступление агитбригады.
Тема 7. Технологии организации волонтерских мероприятий. Социальная акция (2 часа)
Теория (1):
Понятие «социальная акция». Виды социальных акций. Значение социальных акций в
жизни общества. Основы проведения социальных акций.
Практика (1):
24
Организация и проведение тематических акций (экологических, профилактических,
социально-значимых). Разработка и проведение социальных акций.
- Письмо солдату;
- Акция «Ветеран живет рядом»;
- Акции по пропаганде ЗОЖ;
- проведение благотворительных, экологических социальных акций.
Форма контроля: подготовка агитбригады для внеклассного мероприятия, направленного
на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота.
Тема 8. Первичная профилактика асоциальных явлений в молодежной среде и пропаганда
здорового образа жизни (2 часа)
Теория (1):
Виды
профилактической
деятельности.
Учреждения,
которые
занимаются
профилактической деятельностью. Эффективные методы первичной профилактики и
использование их на практике. Пропаганда здорового образа жизни как альтернатива
профилактики асоциальных явлений. Нормативно-правовые документы, регулирующие
поведение молодежи в соответствии с социальными нормами поведения в обществе.
Формы и методы пропаганды здорового образа жизни. Формы мероприятий социального
значения.
Практика (1):
Проводятся мероприятия для обучающихся разных возрастных категорий. Используются
разнообразные формы работы с привлечением специалистов. Акции, интерактивные
выставки, станционные игры, подготовленные обучающимися объединения. Основы
психологического и физического здоровья – встреча с врачом. Влияние курения и
алкоголя на организм человека. Физиологическая и моральная зрелость человека (встреча
с врачом). Алкоголь и закон. Употребление алкоголя как незаконное действие.
Ответственность за употребление алкоголя (встречи с районным наркологом ЦРБ, с
инспектором КДН). Умение отказываться (встреча с педагогом – психологом).
Разработка и проведение игр по профилактике алкогольной и никотиновой зависимостей.
Проведение занятий и мероприятий для разных целевых групп (младших школьников,
подростков и молодежь) с учётом особенностей целевой группы.
Форма контроля: Подготовка агитбригады для внеклассного мероприятия. фотоотчеты,
онлайн-активность. Организация акций, организация интерактивной выставки;
организация выставки рисунка.
Тема 9. Современные формы проведения мероприятий профилактической направленности
(2 часа)
Теория (1):
Новые технологии пропаганды здорового образа жизни. Новые формы мероприятий,
используемые во всероссийской практике по профилактике асоциальных явлений в
молодежной среде. Интерактивные формы мероприятий, проводимые в рамках
волонтерской деятельности. Проведение мониторинга и измерение эффективности
проведенных профилактических мероприятий.
Практика (1):
Подготовка и проведение мероприятий по профилактике асоциальных явлений в
молодежной среде с использованием новейших технологий.
Форма контроля: Проведение мониторинга и измерения эффективности проведенных
мероприятий.
25
Приложение №4 к дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе «Я Волонтёр»
Рабочая программа по курсу
«Социальная деятельность»
26
1. Учебно-тематический план
№ п/п
Тема занятия
Общее
1.
2.
3.
4.
Конкурсы, проекты, в том числе по
направлению «Волонтерство» «Движения
первых»
Организация и проведение акций и других
мероприятий
Мероприятия воспитательного и
познавательного характера
Итоговое занятие
ИТОГО:
Количество часов
Теория
Практика
10
2
8
10
-
10
3
-
3
1
-
1
24
2
22
2. Содержание программы
Тема 1. «Конкурсы и проекты, в том числе по направлению «Волонтерство» «Движения
первых» (10 часов)
Теория (2):
Изучение направлений деятельности общественных организаций, анализ целей и задач.
Практика (8):
Участие в конкурсах, результаты конкурсов.
Форма контроля: онлайн активность, фото и видеоотчеты в социальных сетях.
Тема 2. Организация и проведение акций и других мероприятий (10 часов)
Практика (10):
Подготовка и участие в конкурсах по направлениям деятельности: акции, челленджи и др..
Форма контроля: Фотоотчеты, выпуск публикаций, онлайн активность.
Тема 3. Мероприятия воспитывающего и познавательного характера (3 часов)
Практика (3):
Подача теоретического материала согласно тематике мероприятия. Мероприятия согласно
Календарю знаменательных дат.
Форма контроля: фото и видеоотчеты.
Тема 4. Итоговое занятие.
Практика (1):
Диагностика. Акция, презентация, фото или видеоотчет по
проведённым мероприятиям.
итоговым материалам по
27
Приложение №5 к дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе «Я Волонтёр»
План воспитательных мероприятий по программе*
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
Наименование мероприятия
Сроки
проведения
Участие волонтеров в мероприятиях МОУ в течение
ДО «ДЭЦ» через платформу ДОБРО.РУ
учебного года
Районный Слет школьных волонтёрских
сентябрь
отрядов
Акция «Зеленая Россия»
сентябрь
Районный эко-марафон «ПЕРЕРАБОТКА» сентябрьоктябрь
Районная
эколого-социальная
акция октябрь«Добрые крышечки»
апрель
Всероссийская акция «10 000 добрых дел» ноябрь
Сбор лидеров волонтёрских отрядов
декабрь
Районная
Научно-практическая январь
конференция для обучающихся 2-11
классов
Районный этап Международной детско- февраль
юношеской премии «Экология – дело
каждого»
Муниципальный
этап
областной март-апрель
экологической
акции
«Марш юных
экологов»
Районный
конкурс
творческих апрель
выступлений ШВО в рамках областного
фестиваля «Марш юных экологов»
Добровольческая акция «Весенняя неделя апрель
добра»
Всероссийский экологический субботник апрель-май
«Зеленая весна»
Экологическая акция «Сад памяти»
апрель-май
Эколого-социальная
акция
«Помним, апрель-май
гордимся, наследуем»
Туристический поход для школьных июнь
волонтерских отрядов
* План воспитательных мероприятий может быть расширен за региональных и всероссийских
мероприятий.
28